Курсовая теория Экономические науки Микроэкономика

Курсовая теория на тему Муниципальная собственность и ее место в системе экономических отношений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание Введение. 3
1. Сущность и нормативно-правовые основы управления
муниципальной собственностью.. 6
1.1. Понятие муниципальной собственности. 6
1.2. Правовое регулирование муниципальной собственности. 10
2. Управление муниципальной собственностью с точки зрения
экономики. 16
2.1. Экономические
проблемы управления муниципальной собственностью   16
2.2. Управление муниципальной собственностью как
инструмент привлечения инвестиций. 25
Заключение. 32
Список использованных источников. 36

  

Введение:

 

Введение На
сегодняшний день одной из неотъемлемых черт современного государственного строя
Российской Федерации является местное самоуправление, признаваемое,
осуществляемое и гарантируемое на всей территории страны.

Муниципальные
образования обладают независимостью в решении вопросов местного значения, если
это не противоречит действующему законодательству. Однако стоит отметить, что
подобная самостоятельность муниципалитетов невозможна без финансово-экономических
основ, одной из которых признается муниципальная собственность. В связи с тем,
что Российской Федерация достаточно молодое государство, такая форма
собственности еще не до конца сформировалась и находится на стадии своего
становления, что придает данной теме актуальный характер.

Степень
разработанности проблемы связана с недостаточностью научных разработок,
касающихся характеристики экономического содержания муниципальной
собственности, хозяйственных функций местного самоуправления, их места и роли в
региональном экономическом комплексе.

Различные
теоретические положения формирования и функционирования муниципальной
собственности в институционально-рыночной среде содержатся в научных
исследованиях таких ученых -экономистов как Г. Беккер, Дж. Бьюкенен, Ф. Визер,
Дж. Кейнс, Р. Коуз, А. Маршалл, К. Маркс, Н.Г. Мэнкью, Д. Норт, Д. Рикардо, А.
Смит, О. Шпенглер. Среди ученых-экономистов при разработке теоретических основ
муниципальной собственности заслуживают интерес работы В.А. Воротилова, В.Г.
Захарова, Е.А. Иванова, В.П. Красовского, В. Леонтьева, Д.С. Львова, Г.П.
Овчинникова, П.М. Павлова, Д.М. Полтеровича, В.К. Сенчагова, С.Г. Струмилина,
Т.С. Хачатурова. Отдельные проблемы собственности, управления, и складывающиеся
в этой связи экономические отношения, нашли отражение в работах Б.Д. Бабаева,
М.И. Беркович, В.В. Борисова, Н.П. Гибало, Е.Г. Гинзбурга, Г.В. Гутмана, А.Г.
Кайгородова, В.Л. Максимова, В.М. Мелиховского, В.И. Пефтиева, В.И. Разгона,
СП. Сироткина, М.И. Скаржинского, М.А. Терентьева, В.В. Чекмарева, В.Н. Щукова
и др.

Однако
нельзя оставить без внимания тот факт, что ряд крупных проблем, связанных с
теоретической разработкой экономического механизма муниципальной собственности
в условиях рыночных преобразований, до сих пор остаются за пределами
исследования экономической науки. Этим, и рядом других обстоятельств,
определяется пространство для новых политико-экономических разработок в
направлении исследования собственности, как единого хозяйственного организма
муниципальных образований, чему и посвящено данное диссертационное
исследование.

На
основании обзора литературы была сформулирована гипотеза курсовой работы: муниципальная
собственность, как единый хозяйственный комплекс, охватывает такое
экономическое пространство, за пределами которого она не обеспечивает
нормального воспроизводства административно-территориальных образований и
становится невосприимчивой к экономическим интересам проживающего в них
населения.

Объектом
курсовой работы является собственность муниципальных образований в системе
хозяйствования.

Предмет
курсовой работы — совокупность экономических отношений, в которых формируется,
функционирует и воспроизводится муниципальная собственность и которые логически
выражаются в ней, как в экономическом понятии.

Цель
курсовой работы – исследовать особенности муниципальной собственности и ее
место в системе экономических отношений.

Достижение
цели потребовало решения следующих задач:


раскрыть понятие муниципальной собственности;


исследовать правовое регулирование муниципальной собственности;


определить экономические проблемы управления муниципальной собственностью;


рассмотреть управление муниципальной собственностью как инструмент привлечения
инвестиций.

Методологическую
основу данной работы составляют: классическая экономическая теория, современная
экономическая теория, системный, эволюционный и релятивистский подход,
концепции институционализма и неоинституционализма.

Цель
и задачи исследования определили структуру курсовой работы, которая
представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных
источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение Подводя
итоги проведенного исследования, можно сформулировать следующие основные
выводы.

Под
муниципальной собственностью принято понимать имущество, которое принадлежит на
праве собственности городским и сельским поселениям, а также иным видам
муниципальных образований. Также муниципальная собственность играет роль
имущественного комплекса, в составе которого находятся объекты, оказывающие
значительное влияние на удовлетворение потребностей местного населения и
обеспечение их комфортного уровня жизни.

Исходя
из содержания Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, составными
элементами муниципальной собственности в РФ выступают:

— средства местного бюджета;

— имущество, принадлежащее органам местного
самоуправления;

— муниципальные внебюджетные фонды;

— муниципальный жилищный фонд и нежилые
помещения;

— объекты сферы образования,
здравоохранения, культуры и спорта;

— земли муниципального образования;

— иные природные ресурсы,
финансово-кредитные организации, движимое и недвижимое имущество, которые
находятся в собственности муниципальных образований.

Органы
местного самоуправления, обладая самостоятельностью, могут управлять
муниципальной собственностью исключительно в соответствии с федеральным и
региональным законодательством, а также нормативно-правовыми актами,
принимаемыми на уровне муниципалитетов.

Наиболее
яркими примерами законодательных документов являются Конституция РФ,
Федеральный закон № 131-ФЗ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О
финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и другие
нормативно-правовые акты.

Процесс
управления муниципальной собственностью базируется на деятельности органов
местного самоуправления и их должностных лиц на основе права владения,
пользования и распоряжения объектами, находящимися в собственности
муниципалитета. Фундаментальная цель такого рода деятельности должна
заключаться, прежде всего, в предоставлении максимально качественных социально
значимых услуг местному населения, а также обеспечении благоприятного уровня
жизни. При этом органы местного самоуправления обязаны осуществлять управление
муниципальным имуществом через разработку, принятие, исполнение и контроль
соответствующих нормативно-правовых актов.

Относительно
субъектов муниципальной собственности важно заметить, что с юридической точки
зрения собственником является местное население, однако фактическое управление
осуществляется органами местного самоуправления и их представителями, которые
были избраны электоратом. Другими словами, население играет роль собственника
первого уровня, в то время как муниципальная власть — второго.

Особенности
данной формы собственности сводятся к следующему:

а)
направленность на решение конкретных вопросов местного значения, базирующихся
на удовлетворении потребностей и интересов населения;

б)
достижение более глобальных целей за счет решения местных вопросов,
заключающихся в развитии всего муниципалитета, его инфраструктуры, пополнении
бюджета муниципального образования и др.;

в)
обеспечение экономико-политической самостоятельности и независимости
муниципальных образований;

г)
установка на служение общественным благам в отличие от частной формы
собственности.

Ст.
51 ФЗ № 131 гласит, что субъекты местного самоуправления самостоятельности
владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, но, вместе с
этим, они имеют право передать объекты такого имущества физическим или
юридическим лицам, органам государственной власти федерального и регионального
уровня, а также другим муниципальным образованиям на временной или постоянной
основе. К тому же органы местного самоуправления могут отчуждать имущество и
совершать с ним любые иные сделки, которые не противоречат или не нарушают действующее
законодательство.

На
практике выделяют четыре вида способов по ведению муниципального хозяйства.

1.
Прямое управление, заключающее в непосредственном руководстве муниципальными
предприятиями и учреждениями.

2.
Муниципальная подрядная система, подразумевающая строительство и выполнение
ряда функций временно нанятыми на основе конкурсного испытания частными
подрядчиками, которые получают часть прибыли от осуществляемой деятельности.

3.
Муниципальная арендная система, базирующаяся на сдаче в аренду муниципального
имущества частным лица, которые будут уплачивать фиксированные и регулярные
платежи.

4.
Муниципальная концессия, применяемая в том случае, когда органы местного
самоуправления не способны управлять определенной частью местного хозяйства, в связи
с чем, они заключают договор с частным хозяйствующим субъектов о ведении
конкретной деятельности на той или иной муниципальной собственности.

Таким
образом, в заключении необходимо сказать, что деятельность органов местного
самоуправления и проведение ими муниципальной политики должны основываться на
имеющихся материальных и финансовых ресурсах, одним из которых выступает
муниципальная собственность.

От
грамотного и эффективного управления муниципальным имуществом и предоставления
качественных социальных услуг зависит общий уровень благосостояния местного
населения на конкретной территории, что положительно сказывается на имидже
муниципального образования и его дальнейшем развитии.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Сущность и нормативно-правовые основы управления
муниципальной собственностью

1.1. Понятие муниципальной собственности В
Конституции Российской Федерации для определения экономических гарантий
деятельности местного самоуправления признается наряду с другими формами
собственности муниципальная собственность [2].

Муниципальная
собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и
сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям [7].

Впервые
муниципальная собственность в России была законодательно выделена в 1990 году с
вступлением в силу Закона РСФСР от 24 декабря 1990 № 443-1 «О собственности в
РСФСР» [11].

Поскольку
институт муниципальной собственности возник не так давно и данная категория на
данный момент недостаточно изучена, муниципальная собственность является
актуальной темой в современной России от государственной собственности
муниципальную собственность отличает конкретно целевой характер. Так, выделяют
четыре основных цели формирования муниципальной собственности:

1.
Решение вопросов местного значения.

2.
Осуществление отдельных государственных полномочий, которые были переданы
органам местного самоуправления.

3.
Обеспечение деятельности должностных лиц и органов местного самоуправления, муниципальных
учреждений и предприятий в соответствии с нормативно-правовыми актами
муниципального образования.

4.
Решение вопросов, которые не относятся к вопросам местного значения, однако
право их решения было предоставлено федеральными законами органам местного
самоуправления [7].

По
своей сути муниципальная собственность является экономической основой
деятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления
наделяются правом пользования, владения и распоряжения объектами муниципальной
собственности, исходя из интересов населения данного муниципального
образования, исторических или местных традиций.

Выделение
муниципальной собственности принесло немало выгоды для муниципальных
образований. Так, одним из достоинств данного процесса является то, что теперь
все важные социально-значимые вопросы могут решаться на местах, без привлечения
региональных или федеральных органов власти. Органам местного самоуправления
нагляднее и понятнее проблемы данного муниципального образования, это позволяет
им эффективнее использовать муниципальную собственность, способствует созданию
благоприятной социальной обстановки и решению социальных задач на территории
муниципальных образований.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы