Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Мультфильм как средство нравственного воспитания детей 5-6 лет

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы нравственного воспитания детей. 6

5-6 лет
посредством мультфильмов. 6

1.1.   Сущность и содержание
нравственного воспитания. 6

детей 5-6 лет. 6

1.2.   Воспитательный потенциал
мультфильмов в формировании нравственных представлений у детей 5-6 лет. 11

1.3.   Требования к мультфильмам,
как средству нравственного воспитания детей 5-6 лет  21

Заключение. 26

Список
литературы.. 28

  

Введение:

 

Возникшие в последние десятилетия
тенденции общественной жизни – приоритет рыночных отношений, нестабильность экономических
и политических процессов, меркантилизация общественных интересов, гипернасыщенность
и неконтролируемость информационного пространства и агрессивной среды – разрушают
нравственные устои, воспитывают равнодушие к нравственным идеалам, ориентируют подрастающее
поколение на узколичностные мотивы и интересы, потребительское отношение к жизни,
нетерпимость и ожесточение. Современное образование призвано помочь ребёнку определить
нравственные основы и ориентиры собственной жизни. Развитие нравственной сферы дошкольника
является приоритетной задачей уже на этапе столь значимого для развития личности
дошкольного детства. Реализация данной задачи способствует приобретению первоначального
опыта нравственного поведения.

Действующий Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве
целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования выдвигает
способность детей к волевым усилиям, следованию социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками (п. 4.6). Целевая направленность ФГОС ДО на процесс усвоения
нравственных норм и ценностей и следования им на этапе дошкольного детства
задаёт ориентир для поиска действенных методов и средств его формирования, т.к.
несформированность нравственного поведения приводит к зарождению
деструктивного, агрессивного и конфликтного поведения и как результат — к
нарушенной, искажённой социализации ребёнка.

Важнейшей задачей Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования является воспитание
достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, гуманной, духовно
– нравственной личности. Одним из основополагающих принципов ФГОС ДО выдвигает «приобщение
детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». [1]

Стремительное развитие информационных
технологий в XXI в. привело к тому, что длительное погружение в медиамир, медиапространство
стало неотъемлемой частью жизни современного ребенка. В связи этим возникла проблема
стихийного, неконтролируемого контакта детей с потоком медиаинформации при отсутствии
педагогического сопровождения. Наиболее предпочтительным видом медиа для обучения
и воспитания детей дошкольного возраста является мультипликационный фильм.

В настоящее время мультипликация
как вид искусства, обладает очень высоким воспитательным потенциалом нравственно-эмоционального
воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями.
Мультипликационное кино представляет собой сложный процесс, построенный на объединении
нескольких видов искусств, который оказывает значимое влияние на личность ребенка
дошкольного возраста и его социальное развитие, воздействуя на его воображение и
восприятие окружающего мира.

Мультипликационный фильм,
когда он выступает как произведение искусства, создаваемое в соответствии с особенностями
ситуации развития ребенка в данном возрасте, обладает высоким воспитательным потенциалом.
Сюжеты мультфильмов и образы персонажей могут являться трансляторами нравственных
норм и ценностей. Содержание некоторых мультфильмов обращает внимание детей на серьезные
проблемы, несущие в себе моральный смысл и глубокие переживания. Воздействуя на
фантазию детей, мультфильмы дают и новые представления,
и примеры для подражания, и эти методы порой становятся более действенными, чем
наставления и убеждения родителей. Поэтому, мультипликационный фильм считается мощным средством воспитания подрастающего поколения.

Цель исследования: описание возможности использования мультфильма
как средства нравственного воспитания детей 5-6 лет.

Объект исследования: процесс
использования мультфильма как средства нравственного воспитания детей 5-6 лет.

Предмет исследования: нравственное воспитание детей
5-6 лет посредством мультфильма.

Задачи:

1. Изучить сущность
и содержание нравственного воспитания детей 5-6 лет;

2. Доказать влияние
мультфильмов на нравственное воспитание детей 5-6 лет;

3. Описать требования
к организации процесса подбора и просмотра мультфильмов для осуществления процесса
нравственного воспитания детей 5-6 лет;

Методы исследования: Общенаучный, индуктивный,
формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников
литературы по теме исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современном мире мультфильмы
являются не просто формой времяпрепровождения. Сегодня это мощное средство воспитания.
Мультипликация как вид искусства имеет возможность решения следующих воспитательных
задач: формирование мировоззрения; нравственное воспитание; эстетическое воспитание;
трудовое воспитание.

В ходе исследования мы изучили сущность и содержание нравственного
воспитания детей 5-6 лет. Дали определение нравственному воспитанию —
это одно из важнейших направлений воспитания, который заключается в целенаправленном
формировании морального сознания, развития нравственного чувства и формировании
привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной
идеологией. Показателем нравственной воспитанности человека является характер его
отношения к людям, к природе, к самому себе.

Доказали влияние мультфильмов на нравственное воспитание детей 5-6 лет,
как одного из средств развития нравственного воспитания дошкольников.
Они формируют нравственные чувства и нормы нравственного поведения, а также способствует
развитию многих высших психических процессов: мышления, восприятия, воображения,
памяти и др. Но реализация нравственных воспитательных возможностей мультипликации
возможна лишь при условии правильного выбора мультфильмов, тех, что имеют положительное
влияние на психику ребенка.

Описали требования к организации процесса подбора и просмотра
мультфильмов для осуществления процесса нравственного воспитания детей 5-6 лет.
Существует
большое количество добрых, качественных мультфильмов, которые формируют у зрителей
представления о добре и зле, расширяют кругозор, помогают бороться с детскими страхами,
учат уважать и любить природу, семью, других людей. В них высмеиваются лень, трусость,
глупость. В таких мультфильмах добро всегда побеждает зло, причем отрицательный
персонаж не уничтожается, а, как правило, перевоспитывается.

Однако, среди современных
мультфильмов нередко можно встретить вредные, а иногда и просто опасные. Чаще всего
опасный контент содержится в мультипликационной продукции зарубежного производства.
Это связано, прежде всего, с различием в мировоззрении и глубоким расхождением в
картине мира. В таких мультфильмах много агрессии и насилия, а зло, чаще всего,
уничтожается физически или вообще оказывается сильнее и могущественнее добра.
При грамотном же учитывании требований к просмотру и содержанию мультфильма
можно избежать этих проблем.

В дошкольном возрасте создаются
наиболее благоприятные условия для нравственного воспитания детей. В этот период
расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками,
усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
Мультфильмы, при грамотном их подборе и определении требований к их содержанию,
способствуют этому процессу.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания
детей

5-6 лет посредством мультфильмов 1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания

детей 5-6 лет

В отношении между людьми
всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как
доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно
вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в
содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает
сама по себе, а требует специального нравственного воспитания. Проблема
нравственного воспитания детей, а так же отдельные аспекты можно проследить еще
с античных времен (Платона, Аристотеля, Квинтилиана), где были заложены основы
гуманистического духовно-нравственного воспитания. Далее условиями
нравственного воспитания занимались такие великие зарубежные педагоги как
Каменский Я.А., Песталоцци И.Г., Фребель Ф., В России это Одоевский В.Ф.,
Пирогов Н.И.,Ушинский К.Д., Симонович А.С., Каптерев П.Ф., Шацкий С.Т. и др. [16]

Дошкольное детство, охватывающее
первые семь лет жизни человека — от рождения до поступления в школу, — является
начальным, очень коротким, но чрезвычайно важным и ответственным ее периодом. Именно
в это время психическое развитие идет как никогда бурно и стремительно, а приобретения
оказываются чрезвычайно значимыми для его дальнейшего хода. Ребенок превращается
в относительно самостоятельную, социально активную личность, в субъекта общения
и деятельности. Он осваивает разнообразные виды деятельности, у него закладываются
основы самосознания и мировоззрения, зарождаются психические свойства и качества
личности, интенсивно развиваются эмоционально-волевые, познавательные процессы.

В Концепции дошкольного воспитания
сказано, что у детей дошкольного возраста следует сформировать базис личностной
культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности. Гуманные чувства и
составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают общечеловеческое начало
в маленьком человеке. Можно назвать следующие общечеловеческие ценности, формируемые
у детей дошкольного возраста: доброта, чуткость, забота, милосердие, отзывчивость,
сопереживание, сочувствие. [5]

Моральное развитие — уровень
усвоения представлений о нравственных норм, сформированности нравственных чувств
и нравственного поведения.

Формирование основных моральных
качеств человека уже начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно
осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие
детей. Необходимо с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов моральных
качеств.

В воспитании детей с первых
лет его жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе
общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание
поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от
поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение
или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный
поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная
отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения
от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний
от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослых. В дошкольном возрасте
начинает формироваться отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства
побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить,
порадовать.

Коновалова Н. в своей
работе дала следующее описание процесса нравственного воспитания: нравственное воспитание
— это одно из важнейших направлений воспитания, который заключается в целенаправленном
формировании морального сознания, развития нравственного чувства и формировании
привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной
идеологией. [12]

Главная функция нравственного
воспитания – сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое
нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу
жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться
в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Показателем
нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе,
к самому себе.

Дошкольный возраст характеризуется
большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся
видах их деятельности успешно формируются способы сознательного управления своим
поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В
первоначальных объединениях дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые
под руководством педагога (воспитателя) приобретают коллективистический характер,
у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство дружбы. [20]

По
требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, задачи нравственного воспитания приоритетно решаются в образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие» и интегрированы в другие образовательные
области. [1]

Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает ориентиры
нравственного воспитания дошкольников, которые помогают формирующейся личности адаптироваться
в современных условиях, принять сложившиеся в современном социуме нравственные нормы
общежития, обеспечить успешную социализацию ребенка[1].

Нравственное воспитание —
целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного
общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе
людей

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы