Курсовая теория на тему Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВОВ И СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.. 5
1.1
Понятие мотивационной сферы личности, ее функции и закономерности развития. 5
1.2
Категория сознания в психологической науке. 12
ГЛАВА
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ МОТИВОВ.. 18
2.1
Эмоциональные и смыслообразующие мотивы.. 18
2.2
Формирование мотивации как неотъемлемая часть повышения успеваемости у
школьников. 25
Заключение. 31
Список
литературы.. 33
Введение:
Формирование мотивации является неотъемлемой частью развития
личности человека. Изучение мотивации является одной из фундаментальных проблем,
как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для
разработки современной психологии связана с анализом источников активности
человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что
побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет,
есть основа ее адекватной интерпретации. В самом общем плане мотив – это то,
что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо
действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.
Основной задачей современного отечественного образования является
его адаптивность и практико-ориентированность, поэтому важным моментом в
решении этой проблемы является исследование мотивов и сознания, их
смыслообразующей функции. В связи с этим, исследование темы «Мотивы и сознание.
Смыслообразующая функция мотивов» является актуальной
и значимой, т.к. мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности,
по степени сформированности которых можно судить об уровне зрелости личности.
Объект исследования
курсовой работы – процесс изучения мотивации и сознания.
Предмет – основные
смыслообразующие функции мотивов.
Целью курсовой работы
является рассмотрение мотивов и сознания, их взаимосвязи, в т.ч. посредством
смыслообразующей функции мотивов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие мотивационной сферы личности, ее функций и
закономерностей развития;
2. Сформулировать представления о характеристиках сознания
в психологической науке;
3. Выявить эмоциональные и смыслообразующие функции
мотивов;
4. Рассмотреть условия формирования мотивации как
неотъемлемой части повышения успеваемости у школьников.
Эмпирической базой
исследования является анализ нормативно-правовых актов, Закона «Об образовании
в РФ», статистических сборников, материалов периодической печати и ресурсов
сети Интернет.
Теоретическая
база исследования. Проблема мотивации человека довольно хорошо освещена в
работах как зарубежных, так и отечественных психологов. Сложность и
многомерность проблемы мотивации определяет множество подходов к пониманию ее
сущности, природы, структуры и методов исследования. (Б.Г. Ананьев, С.Л.
Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, З.
Фрейд и др.). Важно подчеркнуть, что основным методологическим принципом,
определяющим изучение мотивационной сферы в российской психологии, является
определение единства динамической (энергетической) и содержательно-смысловой
сторон мотивации. Активное развитие этого принципа связано с изучением таких
проблем, как система человеческих отношений (В.Н. Мясищев), взаимосвязь смысла
и значимости. (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст
(С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович,
В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.
Методы
исследования: анализ педагогической и научно-методической литературы,
сравнительный анализ; общенаучный, метод объективного исследования, обобщение и
систематизация данных, структурирование научной информации.
Практическая значимость исследования состоит в том,
что рассмотрены основы мотивов и сознания в психологии, проанализированы
элементы смыслообразующих функций мотивов, классифицированы типы мотивов,
рассмотрена связь мотивов и сознания. Результаты работы рекомендуется
использовать педагогам, психологам и завучам по учебной работе для формирования
мотивации как неотъемлемой части повышения успеваемости у школьников в процессе
бучения, а также преподавателям педагогических дисциплин при подготовке к
семинарским занятиям, лекциям и в написании научных работ.
Структура
курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование темы курсовой работы позволило
сформулировать следующие выводы:
1. Мотив – материальный или идеальный объект,
достижением которого является смысл деятельности, это внутренняя движущая сила,
которая заставляет человека действовать. Мотив возникает из потребности и
представляет ее более или менее подходящее отражение. Закономерностью
функционирования мотивационной сферы является иерархия мотивов, в соответствие
с которыми можно вывести законы, описывающие изменения в сфере мотивации
человека, обретение им новых потребностей, мотивов и целей. Мотив вызывает и
обуславливает деятельность человека, отражает выбор и реализацию определенной
линии поведения, определяет тип поведения и деятельности человека
2. Проблема сознания – одна из самых сложных и
загадочных. В психоаналитическом понимании сознание – это просто качество,
которое может или не может присоединяться к отдельному ментальному акту, и
никогда ничего не меняет в нем, если этого не происходит. Главное свойство
сознания – единство, которое позволяет отражать внутреннее и внешнее
представление информации, это всеобщие свойства материи, которые заключаются в
воспроизводстве признаков, свойств и отношений объекта. Взаимосвязь сознания и
деятельности в том, что разные уровни и типы сознания, в целом психика,
проявляются через разные виды деятельности и поведения. Тот факт, что человек
хотя бы частично осознает свою деятельность, свои условия и цели, меняет его
характер и направление дальнейшего развития.
3. Под воздействием эмоций деятельность человека
происходит на нейрофизиологическом, физиологическом, психологическом и
поведенческом уровнях. Эмоции, являющиеся источником человеческого поведения,
относятся к числу явлений личной мотивации. В отличие от внешней ситуативной
мотивации, эмоциональный стимул очень стабилен, долговечен и формирует долгий
путь обучения. Мотивы приводят к формированию целей, а значит, являются
смыслообразующими. Смыслообразующие мотивы являются причиной побуждения
деятельности личности, выбора средств и способов достижения цели.
4. Мотивация школьников определяет их успешность,
уровень знаний, желание учиться на протяжении всей жизни. На формирование
успешной мотивации школьников к обучению влияет комплекс внутренних
личностно-индивидуальных характеристик, внешних факторов, обусловленных
социальным окружением и мастерство педагога, создающего эти условия. Условия
успешного формирования учебной мотивации зависят от того, как ребенок чувствует
себя в определенных условиях. По этой причине очень важно, чтобы весь процесс
обучения у детей вызывал сильное внутреннее стремление к знаниям и
интеллектуальной работе. Комплексные психолого-педагогические меры в тесном
контакте с семьей способствуют повышению успеваемости обучающихся.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВОВ И СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 1.1 Понятие
мотивационной сферы личности, ее функции и закономерности развития Одним из важнейших понятий в психологии мотивации является концепция
«сферы мотивации» личности (точнее системы мотивации). Как и любая другая
система, мотивационная сфера личности состоит из определенного набора ее
компонентов и регулярных и устойчивых связей между ними. Следующие базовые
психологические образования и структуры являются основными составляющими
мотивационной сферы личности: потребности, влечения, установки, мотивы,
интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и т. д.
Мотив – материальный или идеальный объект, достижением которого
является смысл деятельности, это внутренняя движущая сила, которая заставляет
человека действовать. Мотив преподносится субъекту в виде конкретных
переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания
достижения определенного объекта, либо отрицательными эмоциями, связанными с
незавершенностью текущей позиции. Однако интеграция этого опыта в
категориальную систему, определяемую культурой и требует особой работы.
О мотивации много говорят. С некоторых пор это слово вошло в
обиход. В психологии понятие мотивации имеет долгую и довольно сложную историю.
Еще больше сбивает с толку почти 100-летняя история подобных исследований. Маловероятно,
что существует такая специфическая область психологии, в которой не было бы
необходимости рассматривать эффекты мотивационных процессов, хотя бы чтобы
как-то объяснить неожиданные результаты. Сама психология мотивации
формировалась за несколько десятилетий. Но даже взглянуть на это сложно, т.к. проблема
исходит из разных областей, таких, как экспериментальная психология обучения,
социальная психология, психология личности и клиническая психология.