Курсовая теория на тему Мотивация саморазвития и достижения. Источники, динамика и угрозы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 1
Глава 1. Мотивационная сфера и ее структура 4
1.1 Основные теоретические аспекты мотивации. Генезис и источники 4
1.2 Виды мотивации и структурные особенности 10
Глава 2. Мотивация саморазвития 13
2.1 Мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы в мотивации саморазвития 13
2.2 Угрозы мотивации саморазвития, факторы риска 18
2.2 Гипотетические методы создания положительной динамики в становлении мотивации саморазвития 19
Глава 3. Мотивация достижения 22
3.1 История исследования мотивации достижения. Теоретические концепты 22
3.2 Факторы, способствующие становлению мотивации достижения. Маркеры мотивации достижения 27
3.3. Гипотетические методы развития мотивации достижения 28
Заключение 34
Список литературы 35
Введение:
Актуальность темы. Одним из важнейших вопросов деятельности человека является причинное объяснение ее поступков. Понимая причинную природу поступков человека становится возможным их объяснить и предусмотреть, тем самым способствуя созданию соответствующего общения и взаимодействия людей в их совместной деятельности.
По словам известного ученого-психолога С.Л. Рубинштейна, мотивы человека составляют ядро его личности, следовательно, изучая мотивационную сферу человека мы изучаем ее как личность [15, с.720]. По разным жизненным обстоятельствам одинаковые действия могут иметь разные мотивы, и наоборот, одинаковый мотив может быть реализован в различных действиях. Но в мотивации деятельности человека есть определенные общие характерные закономерности, которые проявляют себя в различных способах реагирования ее на элементы внешней или внутренней сферы жизнедеятельности. В процессе активного общения людей, достижения ими взаимопонимания, стремление выяснить причины поведения, как своей, так и другого человека, всегда существует то, что называется мотивом поступка - побуждением, которая приводит к осуществлению поступков действия. Это может проявляться в действиях человека по изменению работы, профессии, начала обучения или его прекращения, создание семьи или ее разрушение и тому подобное. Эти действия связываются с целью, которую человек ставил перед собой: изменить образ жизни, достичь успеха в профессии или преодолеть собственные недостатки. Происходит процесс формирования побуждения, в течение определенного отрезка жизни направляет мысли и поступки человека. Познание закономерностей возникновения мотивационных процессов, причин их изменений имеет как научное значение, так и практическое. 
Степень изученности проблемы. Этой проблематике уделяли внимание в своих работах такие ученые, как Ананьев, В.Г.Асеев, Л.И. Божович, В.К.Вилюнас, Е.П.Ильин, Т.С.Кудрина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, А.Б.Орлов, П.М.Якобсон, Рубинштейн, Д.Макклелланд и другие. Эта тема явилась одной из центральных в психологических исследованиях личности и представлена многими известными теориями личности (Г. Оллпорт, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Р. Кеттел и др.). Большой вклад в исследование мотивации внесли зарубежные ученые (Ф. Тейлор, К. Альдерфер, Дж. С. Адаме, X. Хекхаузен, Д. МакГрегора), а также отечественные (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон).
Проблема исследования. Проблемы мотивации заключается в необходимости понимания и анализе факторов, побуждающих человека к различным видам активности и важны для руководства ее деятельностью. Понимание же человеком причин, которые привели к тем или других поступков, могут быть использованы им в целях саморегуляции своего поведения. Самому человеку эти знания дают возможность более эффективно распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать окружающую среду, планировать будущее, опираясь на свои истинные потребности и мотивы.
Цель исследования: теоретически исследовать проблему мотивации саморазвития и достижения для углубления теоретических знаний.
Объектом моего исследования является мотивация.
Предметом исследования Мотивация саморазвития и достижения. Источники, возможности и угрозы.
Задачами исследования являются:
- Провести анализ основных теоретических подходов в исследовании источников мотивации;
- Раскрыть содержание мотивации саморазвития и достижения;
- Определить основные проблемы мотивации ее источники, возможности и угрозы.
-Рассмотреть исследования понятия мотивация у зарубежных авторов.
Методы исследования: теоретический обзор литературы, анализ и синтез.
Заключение:
Мотивация-это сложная тема, которая охватывает практически все направления психологии. Ни одна теория не способна объяснить все, что мы знаем о мотивационных процессов. Некоторые мотивы, такие как голод, жажда и сексуальная активность, кажутся наиболее понятными с биологической точки зрения. Другие мотивы, по-видимому, изучаются, и такие мотивы помогают объяснить разнообразие и сложность человеческой деятельности. Другие мотивы влияют на когнитивные процессы, в которых мы участвуем. Наша интерпретация событий вокруг нас влияет на нашу будущую мотивацию.
Осложняющим фактором в человеческой мотивации является тот факт, что даже основные мотивы влияют различные элементы. Например, мы можем есть из-за потребности в энергии, но некоторые люди также едят, когда испытывают стресс или беспокойство, когда подавлены или одиноки, или из-за социальных влияний, таких как другие люди едят. Вкусовые качества некоторых продуктов также могут заставить нас есть, когда мы не голодны. Такое взаимодействие многих факторов в определении мотивации поведения серьезно затрудняет понимание даже основных мотивационных процессов; вклад различных мотивационных компонентов должен быть тщательно отделен и проанализирован. Когда пытаются изучить более тонкие мотивы, эти усложняющие факторы еще больше затрудняют понимание. Несмотря на большое количество информации о мотивации, многое еще предстоит понять.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Мотивационная сфера и ее структура
1.1 Основные теоретические аспекты мотивации. Генезис и источники
В связи с усложнением и обогащением системы человеческих потребностей, интересов, ростом личностного самосознания возникла насущная необходимость обратиться к рассмотрению феномена мотивации - как движущей силы человеческой поведения, стержня личности, резерва социального развития. Мы привыкли к мысли, что наше поведение всегда осознанное и целенаправленное. В основе любой либо цели лежит потребность, стремление ее удовлетворить побуждает человека к активной деятельности, направленной на замену реального (напряженного состояния). Возникает вполне закономерный вопрос: всегда ли человек осознает свои побуждения (цели, потребности)? Безусловно, нет. Человек лучше знает фактическую сторону своей жизни, при этом не осознавая (или осознает не полностью) автоматизированные исполнительные моменты (средства) поведения, а также особенностей направленности своей личности. Кроме того, многие реакции и актов поведения выполняют только экспрессивную функцию «эмоциональной разгрузки», носят манипулятивный характер. Также содержание других видов деятельности, связанных с реализацией своих физических, эмоциональных, нужд лежит в процессе самой деятельности. Человек действительно стремится к реализации своих целей, но богатство мотивации не определяется только этим, поскольку нет таких целей, которые бы заставили человека остаться в бездеятельности. Человек стремится к новизне, ищет новые цели, активизирует потребности как средства психической организации поведения [7,c.90]. В этом глубокая диалектика человеческой мотивации.
Понятие мотивации включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т.д., поэтому в наиболее широком смысле мотивация может определяться как детерминация поведения вообще. Как движущая сила человеческого поведения, мотивация занимает ведущее место в структуре личности, детерминируя ее основные структурные образования: характер, эмоции, способности, деятельность, направленность, психические процессы.
Мотивационный компонент необходим для любого целостного психического акта (мыслительного, процесса восприятия), при этом мотивация определяет содержательную избирательность, продолжительность, интенсивность психических процессов.
Развитие самой личности также характеризуется взаимным влиянием мотивации. Мотивация в этом механизме выступает как активный момент процесса развития, перестройки личности. Два механизма формирования, воспитания и перевоспитания личности выступают взаимодополняющими друг друга: сознательный педагогическое воздействие непосредственно на мотивацию через убеждение, разъяснения, стимуляцию внутренней работы по осознанию, переосмысления себя и окружающей среды; и влияние на личность через перестройку ее социальной микросреды, сферы и условий деятельности по следующей перестройкой ее мотивации [11].
Концепция мотивации-это полезная обобщенная концепция того, как прошлое и текущее состояние индивида взаимодействуют для модуляции целенаправленной деятельности. В этой книге авторы исследуют мотивацию к достижению множества различных целей. Одним из общих аспектов мотивированного поведения является то, что оно ведет к цели, а достижение цели вознаграждается. Таким образом, мотивация, определяемая как активизация поведения в погоне за целью, является фундаментальным свойством любого совещательного поведения. Одна из самых ранних психологических теорий мотивации, теория Хелла, утверждала, что поведение приводит к снижению биологических потребностей, тем самым оптимизируя потенциал организма для выживания (Hull 1943). Однако, согласно теории Халла, мотивационный двигатель функционировал исключительно для того, чтобы стимулировать реакцию, а не для того, чтобы инициировать или поддерживать направление действия. Позже мотивация была концептуализирована как целенаправленная, направленная составляющая, так и возбуждающая, активационная составляющая [8,c.72]. Это структура мотивации, которая все еще используется, так что если бы мотивация была вектором—ее длина представляла бы амплитуду или интенсивность преследования, а угол вектора представлял бы ее фокус на конкретной цели. В этой аналогии вектор мотивации, затронутый апатией, может иметь уменьшенную длину во всех направлениях, а вектор мотивации, затронутый зависимостью, может иметь увеличенную длину и менее гибкое направление. мотивация влияет на то, какие реакции происходят, а также на силу этих реакций. Похоже, что мы только начинаем понимать, что эти два аспекта мотивации имеют как общие, так и отличительные нейронной основы. Например, циркадные факторы могут подпитывать общий мотив поиска пищи или партнера, но конкретные действия, которые происходят в погоне за этими целями, регулируются различными субстратами. Аналогичным образом, местные сигналы, которые сигнализируют о наличии пищи, могут активизировать многие действия по поиску пищи, сигналы для конкретных продуктов дифференцированно активизируют действия, связанные с получением конкретного результата. Опять же, нейронные субстраты общих и специфических эффектов несколько различны. На каждом уровне целые классы конкретных действий выполняются более или менее вероятными этими факторами [2,c.190]. Мы предполагаем, что в целом существует иерархическая структура мотивации в том смысле, что общие факторы возбуждения, такие как циклы сна и бодрствования, будут влиять на многие различные мотивы, что активизация конкретных мотивов (например, голод, жажда, социальные мотивы) может активировать многие конкретные действия, которые могут привести ко многим конкретным результатам в рамках общего класса целей, и что более временные и ситуативно специфические факторы определяют конкретные действия, которые происходят в погоне за этой целью [15]. Имея это в виду, ясно, что нарушения в мотивации могут происходить на нескольких уровнях контроля, что предполагает наличие нескольких взаимодействующих способов попытаться лечить нарушения.
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. В первую очередь возникла терминологическая неточности по ремонту терминов «мотив» и «мотивация», которые довольно часто употребляются нами как синонимы. Любая причина поступка социального, исторического, экономического развития человечества может называться как «мотив» или «Мотивация».
Следующие ряд проблем касается вопроса: к чему относятся мотивы и мотивация - к действию или к деятельности? Мотив побуждает отдельное действие, писал еще в 1956 году А. Леонтьев, хотя позже он утверждал, что мотивы относятся только к деятельности, а действие не имеет самостоятельного мотива. Это очевидно, поскольку каждое действие в составе деятельности не может иметь собственного мотива, но это не значит, что действия не мотивированы. Просто для деятельности и действия существует общий мотив. Хотя цели деятельности и каждого действия в ее составе могут и не совпадать, даже все они обусловлены содержанием деятельности как своеобразным стержнем осуществляемой программы [10].
Таким образом проблема мотивации человеческого поведения остается остро дискуссионной. Если понимать мотив как желаемый целевое состояние в рамках отношение «индивид-среда», то исходя из этого можно выделить основные проблемы психологии мотивации (Х.Хекхаузен):
1. Существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов «индивид-среда». Эти классы можно разграничить основываясь на характерных целевых состояниях, стремление к которым часто наблюдается у людей.(Наряду с желаниями целевыми состояниями мотивы в рамках некоторых отношений «Индивид-среда» можно определить и через избегающие состояния). В данном случае мы имеем дело с проблемой содержательной классификации мотивов, составление их перечня.
2. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции. Необходимо выяснить на основе которых возможностей и активирующих влияний среды возникают индивидуальные различия в мотивах, а также выяснить возможности изменения мотивов путем целенаправленного воздействия. В данном случае мы имеем дело с проблемой развития и изменения мотивов.
3. Люди различаются по индивидуальному проявлению (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов.