Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Мотивация просоциального поведения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

Глава 1. Основные подходы к проблеме мотивации
просоциального поведения личности
  5

1.1. Сущность понятий «мотивация» и «поведение». 5

1.2. Основные теории, объясняющие сущность поведения. 6

1.3. Основные модели просоциального или помогающего
поведения
. 11

1.4 Особенности мотивации просоциального поведения. 14

Глава 2. Сущность понятия саморегуляции в когнитивной
системе просоциального поведения
. 18

2.1. Сущность саморегуляции в процессуальном поведении. 18

2.2. Место и роль саморегуляции в когнитивной системе
просоциального поведения
  20

Заключение. 25

Список используемой литературы.. 27

 

  

Введение:

 

Актуальность
работы.
Просоциальное поведение широко изучается зарубежными
учеными, затрагивая как выявления его особенностей у взрослых, так и у детей.
Исследования этого феномена рассматривают его связь с большим спектром других
психологических феноменов, таких как эмпатия, альтруизм, положение индивида в
группе сверстников и др.

Мотивация и цели
просоциального поведения находятся под влиянием различных факторов. Очевидно,
что среди них можно назвать «внешние» (действие социальных норм, особенности
актуальной ситуации) и «внутренние» (особенности переживания эмоций, прежде
всего связанных с эмпатией, альтруистическая установка, индивидуальные черты
личности).

Более продуктивной для
объяснения целей и мотивов просоциального поведения является другая дихотомия.
С одной стороны, просоциальное поведение выступает как продукт социального
научения. С этой точки зрения оно приобретается так же, как любое другое
поведение, в результате: а) положительного подкрепления со стороны референтного
окружения, б) освоения наблюдаемых успешных моделей взаимопомощи и поддержки.
Процессы регуляции и саморегуляции просоциального поведения в таком случае
ограничены реакцией социального окружения человека на его поступки.

Также, просоциальное
поведение теоретизируется в рамках когнитивного подхода. Тогда оказание или не
оказание помощи рассматривается как решение, принятое на основе восприятия
человеком конкретной ситуации и оценки сопутствующих обстоятельств. Процессы регуляции
и саморегуляции являются в этом случае механизмами принятия решения. Они
включают переменные, определяющие: а) оптимальное состояние субъекта; б)
характер внутренней обратной связи, которая сравнивает текущие условия со
стандартами оптимального состояния; в) реакцию, изменяющую внутреннюю и внешнюю
среды. Эта логика находит отражение, например, в моделях саморегуляции,
предложенных Ф. Канфером и С. Хагерман и К. Лин и Э. Мандиах.

Объект
исследования –
просоциальное поведение.

Предмет
исследования
  мотивация просоциального поведения

Цель
исследования –
изучить особенности мотивации
просоциального поведения в психологии.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность понятий «мотивация» и «поведение»;

2. изучить основные
модели просоциального или помогающего поведения;

3. проанализировать особенности
мотивации просоциального поведения;

4. изучить основные
теории, объясняющие сущность поведения;

5. определить сущность
саморегуляции в процессуальном поведении;

6. определить место и
роль саморегуляции в когнитивной системе просоциального поведения.

Методы
исследования
.
Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования,
метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой
для исследования
послужили научные труды известных отечественных и зарубежных
исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и
список
используемой
литературы.

При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно
сделать вывод, что поведение – это 
целенаправленный, обусловленный потребностями и личностным опытом способ
взаимодействия личности или группы с окружающей действительностью,
проявляющийся в различных формах внешней и внутренней активности.

Помощь другому – это
аспект межличностного взаимодействия, включающий в себя элементы социального
познания, коммуникативных связей и совместно-распределенной деятельности.

Помогающее поведение
относится к категории просоциального поведения (у ряда исследователей
отождествляются оба эти понятия, что, на наш взгляд, недопустимо), которая
охватывает все положительные формы социальных действий, имеющие своей целью
пользу или выгоду других. Помогающее поведение включает в себя такие действия,
как делиться, дарить, помогать.

Под просоциальным
поведением в психологии понимают любые альтруистические действия человека,
имеющие целью благополучие других людей, оказание им разнообразной помощи – от
простой любезности до серьезной благотворительности.

Просоциальное поведение
определяют как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на
вознаграждение (сочувствие, помощь, участие, сотрудничество, спасение,
протекция или защита).

Саморегуляция
просоциального поведения осуществляется при условии неразрывного взаимодействия
системы социальной информации и системы когнитивной организации. Система
социальной информации приводит в действие социально-перцептивные механизмы,
способствующие тому, что субъектом просоциального поведения ситуация
рассматривается как проблема, требующая того или иного решения. Система
когнитивной организации содержит элементы, на индивидуальном уровне содержащие
когнитивные схемы, которые являются ментальными образами вариантов возможных
решений в просоциальной ситуации

Когнитивные схемы
активируются, если просоциальному поведению придается личностный смысл. Смысл в
этом случае является мотивирующим фактором и выполняет функцию поддержания
равновесия между воспринимаемыми ситуативными стимулами и существующими
когнитивными схемами.

Саморегуляция
просоциального поведения подразумевает наличие сложноорганизованного смыслового
сегмента, в состав которого входят уровень вовлеченности в просоциальное
событие, определение степени нормативности или социальной желательности
демонстрации просоциального поведения и оценка ресурсов его реализации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Основные подходы к проблеме
мотивации просоциального поведения личности

1.1. Сущность понятий «мотивация» и
«поведение»

 

Мотивация, занимая
ведущее место в структуре личности, является одним из основных понятий, которых
используются для объяснения движущих сил поведения и деятельности.

Прежде чем начать
рассмотрение мотивации просоциального поведения, рассмотрим само понятие
«поведение», его типы и проявления. Единого определения «поведения» не
существует. Различные исследователи определяют его по-разному, делая акцент на
наиболее важных с их точки зрения характеристиках. Приведем несколько
определений, почерпнутых из словарей и многочисленных исследований, посвященных
данной проблеме.

«Поведение (англ.
behavior, behaviour) – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ,
включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня
взаимодействия целостного организма с окружающей средой»[1].

«Поведение – совокупность
действий, поступков, совершаемых индивидом в его взаимодействии с окружающей
средой, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической)
активностью»[2].

«Поведение –
психологическая и физическая манера вести себя, при которой индивид учитывает
стандарты, установленные в социальной группе, к которой он принадлежит»[3].

 «Поведение – это все то, что человек делает
или не делает намеренно.

 Таким образом, поведение – это совокупность
актов действия и бездействия, совершаемых человеком»[4].

В своем исследовании мы
понимаем поведение как целенаправленный, обусловленный потребностями и
личностным опытом способ взаимодействия личности или группы с окружающей
действительностью, проявляющийся в различных формах внешней и внутренней
активности.

 

1.2. Основные теории, объясняющие сущность
поведения

 

Рефлекторная теория
поведения объясняет поведение через рефлексы, приобретенные в течение жизни
каждого человека, и реакции, с помощью которых его организм приспосабливается к
переменчивым влияниям среды.

Теория инстинктивного
поведения К. Лоренца[5]. Центральным понятием
теории является «специфическая энергия действия» – нервное возбуждение,
служащее источником двигательной активности. Инстинктивное поведение
реализуется в ответ на специфические стимулы (релизеры), за распознавание
которых отвечает врожденный пусковой механизм.

Б.Г. Ананьев[6] определяет поведение
человека как сложный комплекс видов его социальной деятельности. В
деятельностном подходе поведение понимается как особым образом организованная
деятельность, которая осуществляет связь организма с внешней средой через
реализацию мотивов. Осуществляясь в действиях и поступках, мотивы закрепляются
и переходят в характерологические черты, по мере того как начинают определять
образ действий.



[1] Большой психологический словарь /
Сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. — М.: Олма-Пресс, 2004.

[2] Байбурин А.К. Некоторые вопросы
этнографического изучения поведения / Этические стереотипы поведения / Под ред.
А.К. Байбурина. — Л., 1985. — С. 7–21.

[3] Краткий словарик по психиатрии. http://www.psyche.ru/catalog/is13/section.php?SECTION_ID=254 (дата обращения 27.09.2020)

[4] 0. Крылов К. Поведение.
http://traditio-ru.org/krylov/pv1.html. (дата обращения 27.09.2020)

[5] Лоренц К. Агрессия (так называемое
«зло»). — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.

[6] Анцыферова Л.И. Психологическое
учение о человеке: теория Б.Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные
проблемы // Психологический журнал, 1998. — № 1. — С. 3–15.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы