Курсовая теория на тему Мотивация. Факторы, влияющие на формирование мотивации у человека.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Проблема мотивации в научных исследованиях 5
1.1. Понятие и виды «мотивации» 5
1.2. Основные теории мотивации 10
2. Основные факторы мотивации человека 16
2.1. Особенности мотивации человека 16
2.2. Пути и факторы формирования мотивации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Одной из важнейших проблем в современной психологии является проблема мотивации. Ее актуальность обуславливается совершенствованием системы образования, необходимостью подготовки к жизни людей, способных самостоятельно получать знания, имеющих активную жизненную позиция. Все большее значение в последнее время придается исследованиям мотивации, как личностного развития каждого человека. В современном мире личностная составляющая является важным условием жизнеустойчивости человека, а федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам личностного развития человека.
Большой вклад в изучение мотивации внесли отечественные психологи А.Н. Леонтьев Б.И. Додонов В.С. Магун, В.К. Вилюнас. С их точки зрения, мотивация играет важную роль в развитии личности человека. Становление и развитие мотивационной сферы у людей рассматривалось местными учеными как часть психологической теории деятельности, с помощью которой деятельность определяет сознание.
В зарубежной психологии А. Маслоу провел комплексное исследование мотивации. Ученый суммировал результаты своего исследования с точки зрения его теории иерархии потребностей, которая была одной из основ для изучения проблемы мотивации человека для выполнения определенной деятельности, в том числе образования.
Мотивация была одним из исследовательских аспектов в психолого-педагогических трудах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Г. Левитес, В.К. Вилюнас, Н.Ф. Талызиной.
Однако, несмотря на большое количество научных работ в области мотивации, полностью не раскрыты факторы, влияющие на формирование мотивации человека (на примере подросткового возраста).
Объектом исследования является мотивация человека.
Предметом исследования – факторы, влияющие на формирование мотивации человека (на примере подросткового возраста).
Цель работы состоит в теоретическом обосновании факторов, влияющих на формирование мотивации человека.
Задачи исследования:
1. изучить понятие «мотивация» и ее виды,
2. охарактеризовать основные теории мотивации,
3. проанализировать особенности мотивации в подростковом возрасте,
4. определить пути и факторы, влияющие на формирование мотивации у подростков.
Методы исследования. Основными методами исследования выступили: анализ научной литературы по теме исследования, аналитический и описательный метод, метод сравнений.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе представлена попытка обосновать факторы, влияющие на формирование мотивации человека, в частности, в подростковом возрасте.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что выявленные факторы, влияющие на формирование мотивации, могут быть положены в дальнейшее практическое исследование мотивации человека.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Текст работы:
Итак, на данный момент в современной науке существует много мнений на эту тему.
Мы разделяем мнение о том, что мотивация — это система мотивов, которая имеет определенную иерархию и стимулирует выполнение определенных действий.
Изучив различные классификации мотивов и мотивации, мы можем сделать вывод, что ведущей мотивацией человека является внутренняя мотивация, поскольку каждый человек руководствуется своими интересами.
Также в этой главе были рассмотрены основные теории мотивации человека.
Зарубежные теории рассматривают мотивацию как проблему выбора личности, но не учитывают человека как элемент социальной системы и влияние, которое она оказывает на него. Теории российских психологов основаны на рассмотрении мотивации как значимого фактора деятельности.
Подростковый возраст — это не просто трудный, но и очень важный период в жизни любого человека. Это время, когда закладывается основа будущей взрослой жизни. Поэтому так важно искать стимулы, чтобы мотивировать подростка к определенной деятельности.
Подростковым традиционно считается возраст от 10 до 14 лет. Это один из самых непростых периодов в жизни ребенка и его близких.
Определение ведущей деятельности в жизни подростка – задача нелегкая. Существует несколько точек зрения на этот вопрос, каждая из которых имеет право на существование. Вопрос ведущей деятельности в том или ином возрасте нельзя рассматривать без учета контекста, то есть всей ситуации развития в целом.
Говоря о подростках, нельзя не упомянуть возрастные особенности подросткового возраста. Ребенок попадает в новую для себя социальную ситуацию развития, находясь между детством и взрослостью. У него резко меняется сфера интересов, что грозит снижением успеваемости в школе. Для получения удовлетворения и полноценного развития ребенка требуются уже не хорошие оценки и одобрение любимого учителя, а общение со сверстниками, возможность стать членом группы, выразить и утвердить свою личность. Подросток начинает претендовать на личное пространство, возможность иметь и высказывать собственное мнение, быть услышанным и принимать участие в решении важных вопросов.
В этот период отмечается наиболее интенсивное развитие сознания и самосознания ребенка, становление его Я-концепции и установление мотивации. Подросток изучает себя и окружающих, и вместе с тем через подражание и взаимодействие он находит самого себя.
Мотивация подростка – это целенаправленное использование стимулов, побуждающих подростка к действиям в конкретном направлении. Часто подростков необходимо мотивировать для проявления инициативности, улучшение результатов учебной деятельности и своего дальнейшего развития.
Изучение путей и факторов развития мотивации у подростков позволяет сделать следующие выводы:
1. Эмоции оказывают существенное влияние на формирование мотивации достижения успеха у подростков.
2. Подросткам должна быть предоставлена свобода выбора задач, так как это способствует более ответственному отношению к занятиям.
3. Для развития мотивации необходимо, чтобы деятельность была интересной для подростка.
4. Дружелюбная атмосфера и атмосфера сотрудничества уменьшают страх неудачи и стимулируют подростков к работе.
5. Создание ситуации успеха помогает повысить мотивацию.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Одной из важнейших проблем в современной психологии является проблема мотивации. Ее актуальность обуславливается совершенствованием системы образования, необходимостью подготовки к жизни людей, способных самостоятельно получать знания, имеющих активную жизненную позиция. Все большее значение в последнее время придается исследованиям мотивации, как личностного развития каждого человека. В современном мире личностная составляющая является важным условием жизнеустойчивости человека, а федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам личностного развития человека.
Большой вклад в изучение мотивации внесли отечественные психологи А.Н. Леонтьев Б.И. Додонов В.С. Магун, В.К. Вилюнас. С их точки зрения, мотивация играет важную роль в развитии личности человека. Становление и развитие мотивационной сферы у людей рассматривалось местными учеными как часть психологической теории деятельности, с помощью которой деятельность определяет сознание.
В зарубежной психологии А. Маслоу провел комплексное исследование мотивации. Ученый суммировал результаты своего исследования с точки зрения его теории иерархии потребностей, которая была одной из основ для изучения проблемы мотивации человека для выполнения определенной деятельности, в том числе образования.
Мотивация была одним из исследовательских аспектов в психолого-педагогических трудах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Г. Левитес, В.К. Вилюнас, Н.Ф. Талызиной.
Однако, несмотря на большое количество научных работ в области мотивации, полностью не раскрыты факторы, влияющие на формирование мотивации человека (на примере подросткового возраста).
Объектом исследования является мотивация человека.
Предметом исследования – факторы, влияющие на формирование мотивации человека (на примере подросткового возраста).
Цель работы состоит в теоретическом обосновании факторов, влияющих на формирование мотивации человека.
Задачи исследования:
1. изучить понятие «мотивация» и ее виды,
2. охарактеризовать основные теории мотивации,
3. проанализировать особенности мотивации в подростковом возрасте,
4. определить пути и факторы, влияющие на формирование мотивации у подростков.
Методы исследования. Основными методами исследования выступили: анализ научной литературы по теме исследования, аналитический и описательный метод, метод сравнений.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе представлена попытка обосновать факторы, влияющие на формирование мотивации человека, в частности, в подростковом возрасте.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что выявленные факторы, влияющие на формирование мотивации, могут быть положены в дальнейшее практическое исследование мотивации человека.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Список литературы:
1. Проблема мотивации в научных исследованиях
1.1. Понятие и виды «мотивации»
Одной из наиболее сложных и менее развитых в психологии является проблема мотивации, хотя связанных с ней работ достаточно как в отечественной, так и в зарубежной науке. Сложность познания мотивации определяется различными подходами к ее изучению. При анализе отечественной и зарубежной литературы были выделены две основные области, благодаря методологической платформе ученых, их мировоззрению.
В отечественной литературе можно найти самые разнообразные определения мотивации, но они, как правило, не противоречат друг другу. Так, С. Л. Рубинштейн понимал мотивацию, опосредованную процессом ее отражения, как субъективную детерминацию поведения человека миром или через психику осознанную детерминацию [26, с. 370].
Он связывал мотивацию через «значение» предметов и явлений, которые фактически стимулируют поведение и придают ему определенную оригинальность. Другие исследователи указывают на значимость в качестве основы мотивации.
В.Н. Мясищев отмечает, что личность наиболее полно раскрывается в том, что для нее важнее, к чему она стремится. Личность отчетливо проявляется в критические моменты, особенно при решении жизненно важных для нее задач [22, с. 71].
Р. Бернс рассматривает мотивацию через концепцию значимости. По его мнению, в основе любой мотивации лежит диалектическое противоречие. Р. Бернс считал, что это противоречие лежит между объективно значимым для человека, и для имеющим субъективное значение и нынешней реальностью [2, с. 76]. Под мотивацией он понимал определение поведения в целом.
Мотивация включает в себя все виды мотивов — стимулы, потребности, интересы, стремления, цели, побуждения, установки или склонности и т.д. [1, с. 7]. Помимо мотивов, та или иная личностная черта оказывает стимулирующее действие.
По этому поводу психолог В.Ф. Моргун пишет: «Интересы, стремления, фобии, отношения, склонности, пристрастия (хобби), ценности, вкусы и тому подобное — все это является чертами и мотивами одновременно. Это будет неточным, если мы скажем, что все мотивы являются чертами … некоторые черты имеют мотивационное (направляющее) значение, а другие имеют более инструментальное значение» [19, с. 23].
Однако не все понимают мотивацию как множество мотиваций, которые вызывают личностную активность. Так, Е. А. Непомнящая, ориентируясь на научные труды Л.И. Божович считает, что мотивация — это система мотивов, которая формируется на основе выделения ведущего, более развитого, структурообразующего мотива. Он ставит перед собой задачу комплексного изучения поведения учащихся, что приводит к необходимости изучения совокупности мотивов, то есть мотивации [20, с. 72].
Б.С. Волков и Н.В. Волкова также считают, что мотивация представляет собой комбинацию мотивов, и только сильные, устойчивые мотивы включены в мотивацию, а слабые и ситуативные не учитываются. С точки зрения автора статьи, мотивация включает в себя не только мотивы, но и другие мотивы, как сознательные, так и бессознательные, как биологические, так и социальные детерминанты. Сочетание мотивов и их конкретное расположение образуют мотивационную систему [10, с. 43].
С.С. Занюк утверждает, что «мотивация — это своего рода объяснительная конструкция, используемая для объяснения причин поведения людей (почему они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмов реализации» [12, с. 49]. А также в работе С.С. Занюк упоминается, что мотивация является важным объектом, поскольку люди в любой области, как правило, проявляют небольшой диапазон способностей по сравнению с диапазоном мотивации [12].
Стоит отметить, что Е.П. Ильин пишет, что «мотивация — это форма мотива, которую также следует рассматривать как ее динамический процесс формирования» [13, с. 66].
По мнению А.К. Марковой, «Мотивация — это сложная, многоуровневая и разнородная система мотиваторов, включающая потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, отношения, эмоции, нормы и ценности» [18, с. 218]. Кроме того, она выделяет учебную мотивацию как частную форму [18].
Наряду с этим важно отметить, что образовательная мотивация — это система, как и любой другой вид. Также отмечается, что мотивация обучения обусловлена иерархией мотивов, в которых доминируют внутренние или широко распространенные социальные мотивы, связанные с необходимостью учащемуся занять определенное место в социальном обществе.
Рассматривая эти концепции, мы видим, что диапазон определений «мотивация» довольно широк, но в рамках этой работы мы будем полагаться на определение, которое следует из всего вышесказанного: Мотивация — это система мотивов, которая имеет определенная иерархия и поощряет выполнение определенных действий.
Что касается типов мотивации, некоторые исследователи не согласны по этому вопросу.
Так, например, А.Н. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме, так называемой потребности или инстинкта, и вторичную, которая проявляется в форме мотива.
E.P. Ильин в своих работах выделяет как внешние, так и внутренние мотивы, а также положительные и отрицательные [15, с. 67].
По мнению А.А. Бодалева, есть также внешняя и внутренняя мотивация, но она также различает отдаленные (отсроченные) и близкие (соответствующие) [20, с. 17].
И.Н. Макарычева присоединяется к точке зрения Е. П. Ильина, выделяя внешнюю и внутреннюю мотивацию [17].
Экстринсивная или внешняя мотивация — мотивация, обуславливаемая какими – либо внешними факторами. Хотя Е.П. Ильин пишет, что «мотивация всегда внутренне детерминирована, но она также может зависеть от внешних факторов, вызванных внешними стимулами» [13, с 68]. Он также пишет, что «внешняя мотивация понимается как воздействие на процесс мотивации субъекта A субъектом B с целью либо инициирования процесса мотивации, либо вмешательства в уже начатый процесс формирования намерения, либо стимуляции, увеличивая силу мотивации» [13, с. 90].
Говоря о внешней мотивации, мы имеем в виду условия или мотивы, которые положительно влияют на любую деятельность. Кроме того, важно отметить, что в своих работах Е.П. Ильин пишет, что внешняя мотивация в процессе превращается во внутреннюю [13].
М.В. Матюхина утверждает, что внешняя мотивация чаще всего далека, то есть фокусируется на конечном результате, а не на самом процессе [21].
В внешней мотивации она различает два направления: в широком смысле — социальная мотивация, то есть «мотивация, связанная с идеей обучения как способа овладеть великими ценностями культуры, как способа реализации своей цели в жизни» [12, с. 7]; и узколобая мотивация, которая рассматривается как способ самореализации, как путь к благополучию.
П.М. Якобсон пишет о внешней мотивации как зависимости человека от общества. Она утверждает, что на человека всегда влияет общество. Следует отметить, что зависимость проявляется в виде мотивов вознаграждения и принуждения [30, с. 19].
По словам Е.П. Ильин, «внутренняя мотивация — это мотивация, связанная с личным характером каждого человека, его потребностями, отношениями, интересами, побуждениями, желаниями, в которых действия и действия совершаются« по доброй воле «субъекта» [13, с. 67]. «Внутренняя» мотивация является движущей силой некоторых видов деятельности.
Внутренняя мотивация характеризуется стремлением к новизне, мотивом избегания скуки, стремлением к физической активности, эффективному развитию мира, а также стремлением к самоопределению и самореализации», — отмечает М.И. Лисина [16, с. 18]. Следует также сказать, что мы можем обозначить внутреннюю мотивацию как тактическую или процедурную мотивацию, поскольку этот тип мотивации направлен не только на конечный результат, в отличие от внешней мотивации, но и на сам процесс.
Как отмечает А.К. Маркова, что этот тип мотивации «подпитывается» самим процессом [18, с. 8].
Позитивная мотивация понимается как мотивация, основанная на ожидании чего-то хорошего, своего рода награда за ваши действия. Негативная мотивация, напротив, основана на предчувствии чего-то негативного для их деятельности. Стоит отметить, что А.А. Бодалев пишет, что позитивная и негативная модальность мотивов проявляется в форме стремления к чему-то и избеганию, в форме удовлетворения и страдания, а также в виде двух форм воздействия на человека. — награда и наказание [3, с. 104].
Л.И. Божович называет позитивную и негативную мотивацию мотивации успеха и мотивации боязни неудачи соответственно [4, с. 138]. Она утверждает, что мотивация к успеху служит достижению положительных результатов. И позитивно мотивированные ученики, сталкиваясь с трудностями на своем пути, стремятся преодолеть их всеми возможными способами, они стремятся планировать свое будущее на длительные периоды времени [4]. Что касается мотивации страха перед неудачей, Л.И. Божович пишет, что «при таком типе мотивации ученик стремится, прежде всего, избежать наказания и осуждения. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность» [4, с. 138]. Т.е. ученик, даже не начав деятельность, уже начинает бояться последствий и результата. Она также отмечает, что студенты с отрицательной мотивацией стараются избегать ответственных заданий, пытаются найти причины для их отказа. Такие ученики планируют свое будущее на короткие периоды времени.
Рассмотренные аспекты исследуемой проблемы свидетельствуют о ее значимости для психологической науки. Более детальное всестороннее и всестороннее его изучение позволит более эффективно решать различные проблемы в различных областях науки и практики.