Курсовая теория на тему Мотивация достижения успеха и избегание неудач.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Мотивация успеха и страх неудач. 5
1.1.
Структура мотивационной сферы личности. 10
1.2.
Формирование мотивационной сферы личности. 14
1.3. Стадии
формирования мотивации. 16
1.4.
Мотивационные свойства личности. 17
2. Психологическая сущность мотива достижения успеха и
мотива избегания неудач 24
2.1. Психологические различия в поведении людей,
мотивированных на успех и неудачу. 24
2.2. Факторы субъективной вероятности достижения успеха. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Очевидно,
что успех и неудача являются широко распространенными явлениями нашей жизни.
Они постоянно возникают в различных социальных ситуациях или при участии
человека в любой деятельности, которая может быть связана с достижением
результата.
В
течение многих столетий научный мир интересовало, почему люди поступают так, а
не иначе, ставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигать, какие
специфические мотивы заставляют человека действовать, и направляют его.
Позже,
исследователи пришли к выводу, что именно мотивация играет важную роль в
регуляции поведения человека. Изучение ее проблем остается актуальным
направлением в психологии в наши дни, что обусловлено определенными тенденциями
развития современного общества.
В
современно мире человек находится перед необходимостью достижения определенного
уровня успешности в ситуациях, которые связаны с соревнованием, объективной
оценкой, конкурсным отбором. На сегодняшний день в мире, в котором люди стали
пассивны, погрязли в телефонах и компьютерах, мотивация достижения стала важна
как никогда. Именно данный факт обуславливает актуальной данного исследования.
Рассматривая
доступные источники, можно указать, что в современной психологии существует
достаточное количество исследований по данному вопросу как в зарубежной науке,
так и в отечественной.
Учитывая
вышесказанное, можно указать, что целью данной курсовой работы является
определение роли мотивации достижения успеха и избегания неудач в развитии
личности.
Соответственно,
объектом данного исследования является мотивация человека, предметом – роль
двух типов мотивации в развитии личности.
Исходя
из объекта и предмета исследования, нами сформулированы следующие задачи, для
достижения поставленной цели:
· раскрыть сущность процесса мотивации;
· определить особенности и структуру
мотивации;
· проанализировать проявление мотивов
достижения успеха и избегания неудач в поведении;
· выявить роль мотивов достижения успеха и
избегания неудач в развитии личности;
· рассмотреть процесс формирования
мотивационной сферы личности;
· изучить психологическую сущность мотива
достижения успеха и мотива избегания неудач;
· рассмотреть психологические различия в
поведении людей, мотивированных на успех и неудачу.
Методологической
основой нашего исследования послужили труды следующих ученых: Р.С. Немов., Л.П.
Борзова., Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина, С.А. Жукова, Д.Д. Данилов, Т.С.
Голубева. А также работы ученых, которые
рассматривали мотивацию в контексте деятельности: П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева,
С.Л. Рубинштейна, К.В. Судакова и других российских психологов, по
психомоторной организации человека использовались труды: Е.П. Ильина, В.В.
Никандрова, Р.С. Немова.
В
соответствии с поставленными целью и задачами, данная курсовая работа состоит
из введения, в котором раскрывается актуальность данной работы, первой главы, в
которой рассматриваются структура мотивации и процесс ее формирования, а также
раскрывается сущность процесса мотивации и проанализированы особенности и
структура мотивации, вторая. Вторая глава исследования рассматривает
психологическую сущность мотива достижения успеха и мотива избегания неудач,
далее следует заключение, в котором мы резюмируем результат исследования и
список использованной литературы.
Заключение:
Резюмируя
всю работу, можно сделать вывод, что в процессе нашего исследования для решения
поставленных цели задач мы обращались к работам отечественных и зарубежных ученых-психологов,
таких как: Р.С. Немов., Л.П. Борзова., Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина, С.А. Жукова,
Д.Д. Данилов, Т.С. Голубева, П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,
К.В., Е.П. Ильина, В.В. Никандрова и т.д.
Благодаря
полученной информации, мы смогли раскрыть сущность процесса мотивации,
определили особенности мотивации, а также раскрыли структуру мотивации через
рассмотрение двух направлений: мотивации достижения успеха и мотивации избегания
неудач, более того, мы определили роль мотивации в развитии личности.
В
ходе исследования было определено, что мотивация представляет собой побуждение
к действию, а также является психофизиологическим процессом, который управляет
поведением человека, задает его направленность, организацию, активность и
устойчивость, а также является способностью человека деятельно удовлетворять
свои потребности.
Были
выделены следующие виды мотивации:
· внешняя мотивация, которая не связана с
содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к
субъекту обстоятельствами;
· внутренняя мотивация, которая связана с
самим содержанием деятельности;
· положительная и отрицательная мотивация;
· устойчивая и неустойчивая мотивация.
Было
установлено, что мотивация достижения успеха понимается представляет собой силу,
способную вызвать у индивидуума действия, которые приведут его к успеху.
Тенденция,
описанная выше, проявляется в направленности, интенсивности и настойчивости
деятельности.
Что
касается мотивации избегания неудач, то ее ученые определяют, как выработанный
в психике механизм избегания ошибок, неудач. Для личности, мотивированной на
неудачи, главной целью является не допустить ошибки, даже ценой трансформации
первоначальной значимой цели, полного или частичного провала.
Более
того, в данной исследовании мы рассмотрели термин «ведущий мотив», который, как
и в мотивации достижения успеха, так и избегание неудач, прослеживается во всей
его деятельности.
Нами
были выявлено, что в случае доминировании мотива избегания неудач, индивид характеризуется
как слабый и малоактивный. Тогда как мотивация к успеху свидетельствует о
наличии сильных качеств, таких как: сила воли, выдержка и энергичность.
Вышеуказанная
информация свидетельствует о том, что мотивы достижения успеха и избегания
неудач оказывают влияние на развитие разных личностных качеств. Так, мотивация
достижения успеха способствует развитию стремления преодолевать преграды и
сопротивляться трудностям. Именно эти качества делает индивида личностью. Мотивация
достижения успеха является положительной и способствует развитию личности, в
отличие от мотива избегания неудач.
На
наш взгляд, цель курсовой работы – определение роли мотивации достижения в
развитии личности была достигнута. По причине того, что интерес к вопросу
мотивации достижения успеха не исчерпан, возможно, дальнейшее продолжение
изучения данной проблемы, однако, уже в русле поиска способов коррекции
доминирующего мотива в сторону положительной мотивации.
Фрагмент текста работы:
1. Мотивация
успеха и страх неудач Проблема
мотивации, мотивов поведения, а также деятельности каждого отдельного человека
направлена на позитивный результат и является одной из главных проблем в современной
психологии.
Рассматривая
данный вопрос в историческом плане, можно отметить, что многочисленные теории
мотивации появлялись еще в работах древних философов. В настоящее время таких
теорий насчитывается более десятка.
Первыми
мотивационными психологическими теориями считаются теории, возникшие в
XVII—XVIII веках, сюда относят: теорию принятия решений, объясняющую поведение
человека, и теорию автомата, объясняющую поведение животного [1].
Развитие
теории автомата слилось с идеей рефлекса как механического, автоматического и
врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное и
независимое существование двух мотивационных теорий: одной — для человека,
другой — для животных продолжалось до конца XIX века.
Вторая
половина XIX века характеризуется в истории рядом выдающихся открытий в разных
науках, в том числе в биологии — появлением эволюционной теории Ч. Дарвина,
которая оказала значительное влияние на природоведение, медицину, психологию и
другие гуманитарные науки [1].
Благодаря
развитию теории Ч. Дарвина, человеку в качестве мотивационных факторов стали
приписывать органические потребности, которыми раньше наделяли только животное,
в том числе и инстинкты.
В
начале XX века в мотивационной психологии стали возникать новые направления,
причинами которых стали открытия И.П. Павлова. Это поведенческая теория мотивации.
Поведенческая концепция мотивации была развита такими психологами, как: Д.
Уотсон, Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер.
Во
второй половине XX века теорию потребностей человека дополнили мотивационные
концепции Д.Макклелланда, Д.Аткинсона,Г.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера [1].
Далее,
в отечественной мотивационной психологии появилась теория деятельностного
происхождения мотивационной сферы человека, которая была создана
А.Н.Леонтьевым.
Согласно
А.Н. Леонтьеву, деятельность – это основание личности, которая занимает важное
место в жизни человека. Очевидно, что в основе любой произвольной деятельности лежит
мотивация, именно по этой причине необходимо изучать процессы и явления, которые
имеют связь с деятельностью, в том числе мотивацию, потому что от неё зависит
успешность деятельности [2].
Мотивацию,
по мнению С.В. Котова можно определить, как совокупность факторов, которые
поддерживают и направляют поведение, а также как совокупность причин
психологического характера, которые объясняют поведение человека, его начало,
направленность, а также активность [3, С. 360-362].
Согласно
современной литературе, выделяются следующие виды мотивации:
· внешняя/внутренняя;
· устойчивая/неустойчивая;
· положительная/отрицательная.
Необходимо
рассмотреть каждый из вышеперечисленных видов отдельно. Так внешняя и
внутренняя мотивации по-другому также могут называться: экстринсивная и
интринсивная [4].
Внешняя
мотивация основана на воздействии факторов окружающей среды, таких как:
обстоятельства, условия, которые не имеют отношения к конкретным видам
деятельности, или даже зависть
В
основе интринсивных или внутренних мотивов к деятельности лежат внутренние
причины, которые связаны с жизненными ценностями людей, например: с желаниями,
целями, потребностями и т.д. Внутренняя мотивация одного индивида для другого может
быть внешней и также мотивировать к деятельности [5].
Важно
указать, что психологи отмечают некоторые особенности внешней и внутренней
мотивации труда:
· поступки, которые были спровоцированы воздействием
внешних факторов, и которые направлены на объем выполняемой работы, а
внутренняя мотивация заставляет выполнять ее качественно;
· экстринсивная мотивация в случае достижения
«порога» не имеет интереса в жизни и пропадает, а интринсивная – усиливается.
· внутренняя мотивация мотивирует сильнее,
чем внешняя;
· внутренняя повышается, если человек
становится более уверенным в себе [6].
Согласно
современный исследованиям, внутренняя мотивация побуждает личность к действиям,
ученые выделяют основные идеи, которые определяют эти действия:
· желания не имеют границ, при достижении
цели у личности сразу формируется новая;
· если поставленная цель удовлетворена, то
она больше не является мотивацией;