Курсовая теория на тему Московский акционизм первой волны
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 АКЦИОНИЗМ КАК ОБЛАСТЬ ИСКУССТВА 5
2 МОСКОВСКИЙ АКЦИОНИЗМ 9
2.1 Духовно-культурное состояние России перед 1991 годом 9
2.2 Первая волна Московского акционизма 14
3 НАСЛЕДИЕ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ МОСКОВСКОГО АКЦИОНИЗМА 20
3.1 Критика Московского акционизма 20
3.2 Кратко о второй и третьей волне Московского акционизма 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
Акционизм является разновидностью современного искусства. Его отличительной чертой является обязательное действие, которое должно привлечь внимание обывателя к какой-либо общественно значимой проблеме.
Несмотря на то, что акционизм напрямую связан с искусством, у многих, особенно если речь о Российской Федерации, он ассоциируется с политическими протестами, «Pussy Riot» и прочей незаконной деятельностью. Однако таковым он становится лишь во второй волне, которая началась в 2008 году. Российский акционизм зародился ещё раньше и привлек внимание общественности в начале 90-х годов в Москве, деятельностью нескольких арт-групп. В отличии от привычного акционизма, у «прародителей» помимо политических высказываний можно было видеть элементы искусства, которые практически не заметны в акционизме после 2008 года.
Изучение первой волны Московского акционизма является актуальным по той причине, что на данный момент значение искусства и надежды, возлагаемые на него общественностью в рамках социально-политической жизни, проявляются все чаще. В данном случае является правильным взглянуть на то, как с помощью искусства, относительно свежего для своего времени, пытались привлечь внимание общественности к значимым проблемам общества.
Объектом работы является акционизм как вид искусства.
Предметом работы является первая волна Московского акционизма.
Целью данной работы является изучение первой волны Московского акционизма как отрасли искусства.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
— Изучить истоки зарождения акционизма в мировом искусстве;
— Дать характеристику того временного периода в котором зародился Московский акционизм;
— Изучить основные акции первой волны Московского акционизма;
— Изучить критику Московского акционизма;
— Охарактеризовать влияние первой волны Московского акционизма на последующие «волны».
Структрно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Как уже было отмечено, акционизм является довольно специфическим направлением в современном искусстве, в котором порой довольно сложно разглядеть авторскую задумку. Однако он еще жив и периодически дает о себе знать, стараясь привлечь внимание зрителей к различным социальным и политическим проблемам.
Как было установлено, акционизм не является художественным движением возникшем на пустом месте. Его корни можно проследить в дадаизме и фумизме, о чем говорят следующие тенденции данных видов искусства:
1) Отрицание канонов привычного, классического искусства.
2) Игра в шоковую терапию, попытка удивить зрителя необычными средствами художественной выразительности.
3) Данные движения порождены Первой Мировой войной и различными социально-политическими кризисами Европы.
Однако от акционизма данные виды искусства отличает то, что они являются статическими и не предполагают связи со зрителями или какой-либо провокации.
Акционизм становится следствием экспрессионизма, вида изобразительного искусства, в котором уже видятся зачатки оговариваемого вида художественном деятельности. Главной «фишкой» акционизма становится непосредственный контакт со зрителем, привлечение его внимания к проблеме, волнующей автора акции. Особенности акционизма следующие:
1) Отрицание существующих норм искусства и эстетики;
2) Непосредственный контакт со зрителем и во влечение его в акцию;
3) Наличие действия;
4) Реакция на сложную мировую ситуацию (война, социальные проблемы).
Московский акционизм, подобно всем другим, становится реакцией на перестройку и начало жизни в новом государстве. Многие надежды населения на перемены не оправдались, а потому художники начали всячески привлекать внимание граждан к проблемам, которые казались им актуальными.
В качестве главного инструмента были выбраны присущие акционизму эпатаж и новизна, однако по сравнению с акциями той же Абрамович, для московского акционизма характерна дестетизация. Нельзя сказать, что в перформансах Абрамович была яркая и привычная эстетика, но акции первой волны московского акционизма отличаются протестной составляющей, в которой четка видна агрессивная форма выражения.
Акции первой волны были политизированы, несмотря на то, что многие участники движений говорили обратное. Это можно заметить как формах так и в содержании перформансов. В какой-то момент акции первой волны напрочь лишаются своей художественной составляющей, и в них начинают преобладать лишь протестные настроения. Видимо из-за исчерпанности первая волна завершается в 1999 году после «Против всех».
Несмотря на обилие критики в адрес акционистов, первая волна породила множество последователей, которые в отличии от своих прародителей, ставят эпатаж и политику на первое место, оттесняя в сторону художественные составляющие.
Фрагмент текста работы:
1 АКЦИОНИЗМ КАК ОБЛАСТЬ ИСКУССТВА
В настоящий момент у понятия «акционизм» существует множество различных определений, которые отличаются друг от друга по смысловой направленности.
Выделяют акционизм в искусстве и в политике. В первом случае понятие связывают с авангардным западным искусством возникшем в 1970-х годах, суть которого ввергнуть зрителя в шок своей необычностью и иносказательностью.
Во втором случае под акционизмом понимают деятельность экстремистки настроенных групп, задачей которых является привлечение внимания к политическим и социальным проблемам государства или общества в целом.
Однако Московский акционизм, который является основным предметом исследования, правильно рассматривать как симбиоз данных направлений. В таком случае правильно обратится к тому, как именно зародился акционизм будучи ветвью искусства.
Само слово «акционизм» происходит от латинского «actio», то есть действие, и связан прежде всего с какой-либо деятельностью, задача которой привлечь или вовлечь наблюдателя. Акционизм всегда связан с провокацией, поэтому в нем нет места статичности.
Истоки акционизма принято наблюдать в деятельности дадаистов, группы возникшей в период Первой Мировой войны, между 1917 и 1918 гг. Общество собиралось в кабаре «Вольтер» в Цюрихе и обсуждало то, каким образом война изменила мир и людей в частности. Произведения искусства этой группы были статичны, и не были связаны с вовлечением публики, однако с акционизмом их связывает изменение форм, отход от канонов классического искусства и создание эффекта шока, удивления. Для дадаизма было характерно отвращение к современной им цивилизации и всему с ней связанному.
До дадистов подобные искусство отрицания и отвращения было характерно для фумистов, творивших в 1878 году в Париже. Сообщество включало в себя как художников, так и драматургов. Для фумистов были характерны различного рода сценки и постановки прямо на улицах Парижа, что шокировало гуляющую публику. В данном случае фумисты по форме ближе к перестроечным акционистам чем дадаисты. Однако и у тех и у других можно выделить ряд особенностей сближающих их с акционизмом:
1) Отрицание канонов привычного, классического искусства.
2) Игра в шоковую терапию, попытка удивить зрителя необычными средствами художественной выразительности.
3) Данные движения порождены Первой Мировой войной и различными социально-политическими кризисами Европы.
Французское ответвление дадаизма постепенно склонилось к сюрреализму, в котором наиболее известной фигурой принято считать Сальвадора Дали. Для него были характерны различные публичные «выходки», начиная от благотворительного ужина в отеле «Дель Монте» и заканчивая прогулками с муравьедом по Парижу.
В 1920-х годах дадаизм перешел в экспрессионизм. Художественный стиль вышел за пределы Евразии, распространившись в США. Известным автором-экспрессионистом Америки принято считать Джексона Поллока. Для его творчества характерна капельная техника: автор двигался вокруг растянутого на полу холста и просто разбрызгивал краску, создавая тем самым узор без какого-либо ранее запланированного сюжета. Подобный стиль характерен и для Анатолия Зверева, который использовал брызги краски как главный инструмент своего творчества.
Экспрессионистом, для которого характерны необычные решения, можно считать и Ива Кляйна, у которого в качестве кистей служили обнаженные девушки – они просто прижимались к холсту, оставляя на нем свои отпечатки в краске.
Однако все указанные художники близки к акционистам лишь своей творческой исключительностью и тем, какую реакцию они провоцируют у своих зрителей.
Сообщество «Венских акционистов» было вдохновленно работами Поллока и немецких экспрессионистов. Было создано объединение «Институт прямого искусства» (Institut für Direkte Kunst). Именно его силами начинает появляться то, с чем обычно ассоциируется понятие «акционизм». На мероприятиях, организованных институтом, на головы зрителей могла упасть еда, а сами участники не гнушались мочеизвержения или дефекации на глазах у публики. Подобные акции объяснялись участниками попыткой раскрепостить людей, подарить им внутреннюю свободу. Отто Мюль, член Института, создал «Акционно-аналитическую организацию» задачей которой было попытаться вырастить нового человека, свободного от социальных скреп и запретов. Организация Мюля существовала до 1991 года, и насчитывала до 700 человек.
Помимо Мюля, известным участников Института был Гюнтер Брус, известный такими акциями как:
— «Раскрашивание рук»;
— «Раскрашивание головы»;
— «Самораскрашивание»;
— «Саморасчленение»;
— «Переливание крови»;
— «Пытка».
Брус нередко попадал под стражу из-за того, что позволял себе во время акций: от прямого вреда телу зрителя до онанирования. Однако в 1996 году Брус был удостоен Большой австрийской государственной премии.