Курсовая теория Экономические науки Экономическая теория

Курсовая теория на тему Монополия и конкуренция в современной экономике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты
монополии и конкуренции в современной экономике  5

1.1 Сущность и особенности монополии
и конкуренции. 5

1.2 Типы монополистических структур и
виды конкуренции. 8

1.3 Негативные стороны монополизации. 13

Глава 2. Методологические аспекты
регулирования монополии и конкуренции  16

2.1 Политика регулирования монополии
и конкуренции. 16

2.2 Отечественный опыт реализации
антимонопольной политики. 19

2.3 Зарубежный опыт функционирования
антимонопольной политики. 21

Заключение. 26

Список источников  28

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что структура
рынка определяет поведение работающего на нем предприятия. В экономической
литературе выделяют четыре основных типа рыночных
структур — монополистическая конкуренция, олигополия, монополия и совершенная
конкуренция.

Монополия и конкуренция, основные
факторы в структуре современной экономики. В
экономике монополия и конкуренция означают определенные сложные отношения между
фирмами в отрасли. Монополия подразумевает исключительное владение рынком
поставщиком продукта или услуги, которым нет замены. В этой ситуации поставщик
может определять цену продукта без опасения конкуренции со стороны других
источников или продуктов-заменителей. Обычно предполагается, что монополист
выберет цену, которая максимизирует прибыль.

При работе над работой были изучены коллективные труды
и отдельные монографии зарубежных и российских ученых, посвященные
исследованиям в области микроэкономики, таких, как: Багиев Г.Л., Беляева С.В.,
Герасименко В.В., Дробышева, Л.А., Котлер Ф., Ламбен Ж.-Ж., Носова, М.С.,
Портер М., Рубин Ю.Б., Тарануха Ю.В. и др.

Цель данной курсовой работы: выявить особенности монополии и конкуренции в современной экономике.

Для достижения цели, поставленной в работе, были
определены следующие задачи:

— определить сущность и
особенности монополии и конкуренции;

— рассмотреть типы
монополистических структур и виды конкуренции;

— выявить негативные стороны
монополизации;

— охарактеризовать политику регулирования
монополии и конкуренции;

— привести отечественный опыт реализации
антимонопольной политики;

— изучить зарубежный опыт
функционирования антимонопольной политики.

Объектом исследования работы являются конкуренция и монополия в современной экономике.

Предмет исследования – особенности конкуренции и монополии.

Теоретической основой исследования послужили научные
труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования микроэкономики,
и конкурентоспособности современного предприятия.

Методологическую
основу написания работы составляют сравнительно — сопоставительный, логический
методы, а также методы обобщения и описания, конкурентный анализ.

В процессе исследования были использованы методы
анализа научных публикаций, обобщения результатов отечественных и зарубежных
исследований, методы сбора и обработки информации и другие.

Теоретическая
значимость исследования заключается в том, что в работе проводится исследование
проблем регулирования монополий и конкуренции, с
формированием выводов по проведенной работе.

Структурно работа включает в себя введение, две главы,
заключение, список использованных источников и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, в ходе данного курсового исследования были рассмотрен следующие
аспекты:

Определена
сущность и особенности монополии и
конкуренции.

Монополия
– это определение рынка с одним поставщиком продукта или услуги, от которого
зависят многие получатели. Такая компания определяет цены и объем производства.
В лице других компаний нет конкуренции, поэтому она может диктовать условия.

Конкуренция
– это состояние, при котором на соответствующем рынке работает более одного
предпринимателя. В таких условиях субъекты будут конкурировать, а их цель —
привлечь как можно больше клиентов. Результатом такой конкуренции являются
более низкие цены, лучшее качество услуг и товаров, а также организация
выгодных рекламных акций и скидок с точки зрения потребителя.

Рассмотрены типы монополистических структур и виды конкуренции.

К
естественным монополиям относятся коммунальные предприятия, например поставщики
электроэнергии и газа. Они препятствуют конкуренции, но они законны, потому что
важны для общества.

Законная
монополия возникает, когда компания получает патент дает ему исключительное
использование вымышленного продукта или процесса в течение ограниченного
времени, как правило, двадцать лет.

Выявлены негативные стороны монополизации.

Обобщив
недостатки монополий, можно выделить следующие негативные стороны:

1.
Низкий уровень обслуживания.

2.
Отсутствие потребительского суверенитета. Монопольный рынок известен прежде
всего эксплуатацией потребителей. Действительно, нет никаких конкурирующих
продуктов, и в результате потребитель получает выгодную сделку с точки зрения
количества, качества и цены.

3. С
потребителей могут взиматься высокие цены за низкое качество товаров и услуг.

4.
Отсутствие конкуренции может привести к низкому качеству и устареванию товаров
и услуг.

Охарактеризована политика регулирования
монополии и конкуренции.

Фискальная политика
обеспечивает поступления в государственный бюджет, которые затем могут быть
переданы определенным социальным группам посредством трансфертных платежей.
Таким образом, государство перераспределяет средства тем, кто зарабатывает
меньше, или тем, кто не может работать.

Приведен отечественный опыт реализации антимонопольной
политики. Российский антимонопольный закон, Федеральный закон
135, требует добросовестной конкуренции и охватывает широкий спектр
деятельности, включая ограничение естественных монополий, запрещение
неконкурентного поведения при рекламе и регулирование государственных тендеров.
Государственные тендеры особенно актуальны для фармацевтических компаний,
которые продают свою продукцию государственным системам здравоохранения через
сторонние дистрибьюторы. В рамках своей борьбы с неконкурентоспособными
соглашениями и картелями Федеральная антимонопольная служба России («ФАС»)
сосредоточила внимание на обеспечении соблюдения положений, касающихся
тендеров.

Изучен зарубежный опыт функционирования антимонопольной
политики. Рассмотренный зарубежный опыт должен стать ориентиром
на этом пути. Адаптация подходов и инструментов поддержки конкуренции и
недопущения монополизации рынка предпринимательских услуг позволит повысить
эффективность антимонопольного регулирования, обеспечения свободных
конкурентных условий в предпринимательской системе ОФ.

 

Фрагмент текста работы:

 

Феномен монополии на
рынке воспринимается негативно, поскольку ограничивает свободу поведения
покупателей. По этой причине страны чаще всего принимают решение о введении
антимонопольных правил и положений, поддерживающих свободную конкуренцию.
Однако бывают ситуации, когда монопольную структуру в определенных отраслях
специально поддерживают социальным причинам. В России это, в частности, касается коммунальных и других бытовых услуг[1].

Базовая категория в
экономике — рынок, то есть институт, через который возможны все операции
купли-продажи. Мы имеем дело с рынками в повседневной жизни, например, когда
покупаем хлеб в местной пекарне, покупаем одежду в бутике или ужинаем в
ресторане. Контакты между продавцом и покупателем могут быть прямыми (например,
покупка фруктов на рыночном прилавке) или косвенными (например, покупка акций
на фондовой бирже через брокерскую фирму). Рынок также можно разделить с
помощью критерия диапазона, то есть разделить местный, региональный,
национальный, межгосударственный и глобальный рынок.

Нельзя говорить о рынке
без категории конкуренции. Под конкуренцией понимается ситуация, когда
участники рынка конкурируют друг с другом за сделку, стремясь достичь своих
целей. Мы имеем дело с конкуренцией со стороны продавцов, которые борются друг
с другом за покупателя и, таким образом, за прибыль. И покупатели конкурируют
друг с другом за товары, предложение которых на рынке ограничено[2].

Конкуренция на
рынке не всегда выглядит одинаково. Ситуация зависит в первую очередь от типа
товара, предлагаемого на рынке. Если продается однородный товар, который нельзя
правильно дифференцировать, формируется ценовая конкуренция. В такой ситуации
инструментом, регулирующим рынок (то есть количество проданного товара и
количество сделок), является цена. С другой стороны, в ситуации, когда на рынке
присутствует разнородный товар, который можно существенно дифференцировать,
решающим фактором для покупки может быть: качество товара, функциональные
характеристики, долговечность, реклама, гарантия, условия покупки и
обслуживания или отметка. В современной экономике большинство рынков отличаются
товарами, которые можно различить, а это означает, что мы имеем дело с
конкуренцией второго типа[3]. [1] Величко Е. Л. Монополии и
особенности их развития в современных условиях рынка // Ученые записки
Тамбовского отделения РоСМУ : сб. науч. ст. / Тамб. регион. отделение РоСМУ –
Тамбов, 2018. – Вып. 11. – С. 26-34. [2] О.Б. Угурчиев, Д.Р. Шахалиева
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНЦИЯ» // Вестник Академии
знаний. 2020. №4 (39). – С. 12-14. [3] Кажуро Н.Я. Конкуренция как
механизм рынка // Наука и техника. 2017.
№4. – С. 22.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы