Курсовая теория на тему Монополия и антимонопольная политика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Монополия в рыночной экономике. 5
1.1 Возникновение и сущность монополии. 5
1.2 Формы и виды монополии. 7
1.3 Монополия и конкуренция. Позитивные и негативные факторы
монополизации 11
Глава 2. Антимонопольная политика в современном мире. 15
2.1 Система государственного регулирования естественных
монополий в России 15
2.2 Антимонопольное законодательство за рубежом. 18
2.3 Способы антимонопольного регулирования экономики. 22
Заключение. 25
Список
использованной литературы.. 27
Введение:
Актуальность темы, обусловлена
тем, что изучение монопольных рынков важно для решения различных экономических
проблем. Как условие существующей системы государственного регулирования
экономики во всех промышленно развитых странах важно создание благоприятных
условий для развития конкурентоспособного сектора на рынке товаров и услуг.
Антимонопольная политика играет
важную роль в экономической политике государства, а обеспечение честной
конкуренции является ключевым критерием рыночной экономики в большинстве стран
мира. Вопросы конкуренции и опыт антимонопольного законодательства привлекают
внимание экономистов, что объясняется влиянием государственной антимонопольной
политики на рыночные отношения, цены, прибыль, конкурентоспособность,
экономический рост.
Формирование антимонопольной политики также необходимо для развития российской экономики,
поскольку степень монополии здесь выше, чем в странах, где изначально
формировалась рыночная экономика. Российская экономика переняла высокую
концентрацию производства из экономики СССР в различных секторах экономики. В
Российской Федерации естественные монополии обладают высокой рыночной властью и
работают в ключевых секторах экономики, таких как электроэнергетика и
транспорт. Антимонопольное регулирование, наряду с поддержкой
предпринимательства и защитой потребителей, является одним из ключевых моментов
успешного социально-экономического развития Российской Федерации. Отсюда
следует, что предмет данного дела актуален.
Целью исследования является изучение
теоретических основ монополий и
антимонопольной политики.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
— охарактеризовать особенности возникновения
и сущности монополии;
— рассмотреть формы и виды
монополии;
— определить сущность монополии и
конкуренции. Позитивные и негативные факторы монополизации;
— привести систему
государственного регулирования естественных монополий в России;
— рассмотреть антимонопольное
законодательство за рубежом;
-привести способы
антимонопольного регулирования экономики.
Объектом исследования работы является монополия в современной экономике.
Предмет исследования – особенности монополии и антимонопольной политики.
Теоретической
основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных
специалистов по проблемам антимонопольной политики, понятия монополий. Среди них Балабанова
Л.В., Карпенко Е.М., Горбатов В.М., Кошелупов И.Ф., Молоканов В.М., Кривешко
А.В., Сидун П.В. А. Градова, Ю.Иванов, М. Портер, Б.Карлоф, Ф.Котлер,
Е.Чемберлин и др.
Курсовая
работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
Таким
образом, в ходе данного курсового исследования были рассмотрен следующие
аспекты:
Характеризует ситуацию
монополии, когда на рынке есть продавец, т.е. по той или иной причине продавец
имеет исключительное право продавать товар на рынке. Основная причина
возникновения монополии — конкуренция, которая приводит к концентрации и
централизации производства и формированию на этой основе монополии. Монополии
оказывают противоречивое влияние на экономическое развитие государств. Он может
быть как положительным, так и отрицательным.
Негативное влияние
монополий на экономику и общество в целом стало очевидным в конце 19 века.
Государство, представляющее интересы общества в целом, начало принимать
антимонопольные меры в некоторых странах. Антимонопольная политика — это
комплекс мер, направленных на борьбу с недобросовестной конкуренцией и
монополиями со стороны государства. Этот пакет мер может включать такие
компоненты, как антимонопольное законодательство, соответствующая налоговая и
платежная система, процесс приватизации собственности и поддержка частного
предпринимательства и малого бизнеса.
Государство стремится
устранить негативное влияние монополий на экономику путем проведения
антимонопольной политики. Однако, как правило, государство не вмешивается в
деятельность «своих» монополий на внешних рынках, потому что существует жесткая
конкуренция, терпеть которую могут только очень крупные и влиятельные фирмы.
Оказалось, что самая
важная из всех мер антимонопольной политики для России — это ограничительные
меры. Они предусмотрены Законом о конкуренции и применяются к организациям,
нарушающим антимонопольное законодательство антимонопольным органом. Это
запреты, которые могут негативно повлиять на деятельность монополий и
недобросовестную конкуренцию, действия государства и менеджмента, развитие
конкуренции.
Кроме того, российское
антимонопольное законодательство направлено на запрещение заключения
контрактов, ограничивающих конкуренцию, в том числе: соглашений, препятствующих
выходу других компаний на рынок; отказ от заключения договоров с определенными
продавцами или покупателями; соглашения о разделе рынка по территориальному
признаку или по ассортименту реализуемой продукции; ценовые соглашения.
Следует отметить, что в
рыночных условиях Россия не избежала негативного воздействия отраслей —
естественных монополий. В настоящее время в российской промышленности
насчитывается 4000 компаний-монополистов и их продукция — 7% от общего объема
производства. 500 из них — естественные монополии.
Для совершенствования
антимонопольной политики Российской Федерации необходимо: оптимизация
законодательной базы, форм и методов антимонопольного регулирования;
предотвращение создания новых монопольных структур; обеспечение равных
возможностей трудоустройства на товарных рынках; содействие государственному
регулированию и контролю за деятельностью естественных монополий; разработка и
реализация отраслевых и региональных программ по демонополизации и развитию
конкуренции, устранению барьеров для выхода на рынки новых хозяйствующих
субъектов; продвижение юридических знаний по антимонопольному законодательству
и государственной антимонопольной политике.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Монополия в рыночной экономике 1.1 Возникновение
и сущность монополии Для монополии характерно
отсутствие конкуренции, что может означать более высокие цены и низкое качество
продукции. Тем не менее, огромная экономическая мощь, которой обладают
монополии, также имела положительные последствия для США.
Монополия — это рыночная
структура, в которой крупная компания контролирует производство и продажу
одного или нескольких видов товаров или продуктов.
То есть монополист на
рынке имеет исключительные права в производственной, торговой и другой
деятельности.
Монополия производит
уникальные, не имеющие аналогов продукты и защищена от выхода на рынок других
компаний.
Причины возникновения монополий[1]:
Основная причина создания
монополий — желание бизнесменов, желающих получить максимальную прибыль,
переходя к монополии на рынке.
Дополнительные факторы,
способствующие монополии, могут включать:
— создание
законодательных барьеров для осуществления государством деятельности по
сертификации, лицензированию, распределению квот;
— значительные
затраты, которые не приводят к возникновению конкурентной среды при ведении
бизнеса;
— объединение фирм в
результате слияний и поглощений; [1] Трынкин Вадим Владимирович Рынок и
монополии // Евразийский Союз Ученых. 2018. №4-7 (49). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-i-monopolii (дата обращения:
12.01.2021).