Курсовая теория Экономические науки Макроэкономика

Курсовая теория на тему Монополии на потребительском рынке: региональный аспект (

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1 Теоретические аспекты монополий и монополистического поведения фирм, привести примеры монополизма на региональном рынке 4
1.1.Понятие и виды монополий 4
1.2.Роль монополий в сфере закупок 9
2. Монопольное поведение фирм на региональном потребительском рынке Ивановской области 18
2.1. Департамент энергетики и тарифов Ивановской области как представитель естественной монополии 18
2.2. Анализ потребительского рынка Ивановской области в сфере ЖКХ 25
Заключение 30
Список использованных источников 32

 

  

Введение:

 

Вопросы монополизма в экономике интерес вызывает в течение практически всего двадцатого столетия. Данная тематика была и будет актуальной, пока будут существовать мировые экономические гиганты, которые прочно занимают в производстве монополистическое место.
Корнями история монополии уходит в глубокую древность. В разнообразных формах и в различной степени монополистические объединения проявлялись на всех стадиях развития рыночных процессов. Взаимосвязь таких явлений, как кризис и монополия, отображает один из факторов монополизации, в частности: попытку ряда компаний найти избавление от кризисных потрясений именно в монополистической практике. Так что вполне обоснованно монополии в экономической литературе именовались «детьми кризиса».
Чем же являются монополистические образования? Если рассматривать промышленное производство, то таковыми будут отдельные большие предприятия, объединения нескольких предприятий или хозяйственные товарищества, производящие значительную долю продукции определенного типа, благодаря чему им принадлежит доминирующее положение на этом рынке, и у них имеется возможность влиять на процессы ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен и получая повышенную (монопольную) прибыль.
Объектом исследования настоящей курсовой работы является один из видов несовершенной конкуренции — монополия.
Предмет исследования — понятие «естественная монополия» и способы ее регулирования.
Целью настоящей курсовой работы является исследование способов регулирования естественных монополий и анализ сложившейся ситуации в Ивановской области
Задачи:
1) дать определение понятия естественная монополия;

2) структурировать возможные способы регулирования естественных монополий;
3) определить влияние естественных монополий на экономику Ивановской области;
4) рассмотреть способы регулирования естественных монополий в Российской Федерации.
В работе автор использовал законодательство Российской Федерации, статистические данные, официальные данные с сайтов компаний российских естественных монополий, статьи, книги, учебные пособия.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологических особенностей эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Регулирование естественных монополий можно разбить на три группы:
1) Прямое установление тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий;
2) Косвенное регулирование тарифов через установление предельных величин прибыли или доходности;
3) Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии.
Значение деятельности естественных монополий обусловлено их ключевым местом в экономике страны. Их эффективное функционирование является необходимым условием функционирования экономики в целом, оптимальной структуры издержек в смежных отраслях и в итоге — благосостояние потребителей конечной продукции. Продукция естественных монополий не только удовлетворяет важнейшие потребности населения, но и является незаменимой для других отраслей экономики. А тарифы естественных монополий влияют не только на индекс потребительских цен, но и на промышленность.
В шестой статье Закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ Российской Федерации предусмотрено три метода регулирования:
a) Ценовое регулирование;
b) Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
c) Установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме.
При этом контроль за действиями естественных монополий осуществляют два регулирующих органа ФАС России и ФСТ России.
Тема настоящей курсовой работы вызывает много вопросов и противоречий даже в научных исследованиях. Нет однозначного мнения о том, являются ли существующие естественные монополии естественными. Спорным остается вопрос и о том, какой способ регулирования является наиболее результативным и простым. Вследствие огромных масштабов, требуется подробно исследовать каждую ситуацию, связанную с деятельностью естественных монополий, в противном случае последствия могут быть непредсказуемыми.
Состояние ЖКХ Ивановской области, на сегодняшний день, находится в сложном техническом и экономическом состоянии. Большинство объектов коммунальной инфраструктуры введены в эксплуатацию до 1990 года. Срок полезной эксплуатации данных объектов вышел далеко за рамки установленного. Ветхость объектов коммунальной инфраструктуры и, в частности, трубопроводов приводит к увеличению потерь энергоносителя и значительным энергозатратам на производство коммунального ресурса, что в свою очередь, безусловно, не способствуют снижению стоимости производства ресурса. Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни граждан и повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы путем привлечения к модернизации и строительству объектов ЖКХ частных инвестиций. На сегодняшний день инвестиционная привлекательность Ивановской области не характеризуется положительной динамикой. Реализация проектов в сфере ЖКХ сводится для потенциальных инвесторов фактически к нулю в связи с несоразмерностью требуемых финансовых вложений и сроком окупаемости проектов (от 15 до 30, а иногда и до 50 лет).

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические аспекты монополий и монополистического поведения фирм, привести примеры монополизма на региональном рынке
1.1.Понятие и виды монополий

Естественные монополии в России — это заказчики и поставщики в контрактной системе.
Сегодня в экономике основные формы монополистических объединений – это трест, синдикат, концерн и картель. Подробнее описание каждой из форм представлены в таблице 1. (см. таблицу 1) [10 c.34.]
Таблица 1.1 — Формы монополистических объединений

Необходимо заметить, что существуют разные виды монополий, из которых можно выделить три основных: естественная, экономическая и административная.
Естественная монополия формируется, если спрос на конкретный товар в большей степени удовлетворяют одна или несколько фирм. Она базируется на особенностях технологий производства или обслуживания покупателей. В этом случае конкуренция нежелательна или невозможна. Таким примером могут быть энергообеспечение, связь, телефонные услуги и т.п. В данных отраслях имеется ограниченное количество участников или единственное национальное предприятие, а потому, естественно, им принадлежит на рынке монопольное положение. Естественные монополии бывают двух типов [2, c. 65]:
A. природные. Возникновение этих монополий происходит благодаря барьерам для конкуренции, созданных самой природой. Так, монополистом может стать компания, исследователи которой нашли уникальное месторождение полезных ископаемых, купившая права на участок земли, на котором расположено данное месторождение. В этом случае уже никто другой не сможет использовать данное месторождение.
B. технико-экономические. Такое условное название можно дать монополиям, возникновение которых продиктовано причинами экономическими либо техническими, которые связаны с проявлением эффекта масштаба. К примеру, технически практически невозможно (и невыгодно) создание в одном городе двух или более сетей канализации, подвода электроэнергии или газа в дома и квартиры.
Административная монополия возникает как следствие прямого влияния, оказываемого на рынок государственными или, в случае более локальных рынков, муниципальными органами власти. Такой вид монополии представляет собой разновидность закрытых монополий, потому что соответствующие политические институты могут создавать административные барьеры к входу новых компаний на рынок. Сюда относятся т.н. организационные структуры для государственных предприятий, если они объединяются и подчиняются разным ассоциациям и министерствам. Например, это предприятия оборонной промышленности, такие как «Рособоронэкспорт» или «Алмаз-антей».
Экономическая монополия наиболее распространена. Появление ее обусловливается экономическими причинами, формируется она на базе закономерностей хозяйственного развития. Таковыми являются предприниматели, сумевшие завоевать на своем рынке монопольное положение. Существуют два пути для этого: первый – успешное развитие компании, постоянное увеличение ее масштабов при помощи концентрации капитала; второй основан на процессе централизации капиталов, т.е. на добровольном объединении либо поглощении банкротов победителями. Одним из двух путей, либо или при помощи обоих одновременно, компания достигает таких размеров и масштабов, при которых способна доминировать на рынке. Примерами являются ПАО «Северсталь» и ПАО «Уралкалий».
На сегодняшний день монополистические тенденции определяются некоторыми факторами. Прежде всего, к ним можно отнести научно-техническую революцию (НТР), которая начала набирать обороты в государствах с развитой промышленностью во второй половине ХХ века. НТР, способствуя совершенствованию всей системы производительных сил, обусловливает существенное уменьшение капиталоемкости, энергоемкости, материалоемкости продуктов, снижение в некоторых отраслях масштабов высокоэффективных предприятий. Это все стало причиной того, что к разряду рентабельных высокоэффективных предприятий стали причисляться не исключительно монополистические объединения, но также средние и даже малые предприятия.
Российским антимонопольным законодательством определение понятию «монополия» не дается, так как чистых монополий в реальности не существует. Однако имеются предприятия, обладающие главным признаком монополии – значительной долей на рынке конкретного товара. К «реальным монополиям» относятся хозяйствующие субъекты, доля которых на рынке конкретного товара равняется 65% или более. В такой ситуации говорят, что компания занимает «доминирующее положение». Также доминирующей признают позицию хозяйствующего субъекта, у которого доля на рынке какого-либо товара находится в диапазоне 35%-65%, в случае, когда это установлено соответствующими антимонопольными органами [13, c. 4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы