Курсовая теория Гуманитарные науки История церкви

Курсовая теория на тему Монастыри Владимирской епархии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Владимирская епархия и ее монастыри 9
1.1. Краткая история Владимирской епархии 9
1.2. Список монастырей Владимирской епархии 10
2. Обзор истории монастырей от возникновения до сегодняшних дней 12
2.1. Александровский мужской монастырь в Суздале 12
2.2. Свято Боголюбский Женский монастырь 13
2.3. Богородице-Рождественский монастырь 17
2.4. Монастырь Святого Василия 22
2.5. Покровский женский монастырь в Суздале 24
2.6 Успенский Княгинин монастырь 32
2.7. Ризоположенский монастырь 35
2.8 Боголюбский Алексиевский монастырь 37
Заключение 39
Список используемых источников и литературы 42

  

Введение:

 

Актуальность работы определена все более возрастающей ролью, которую Русская Православная Церковь (далее РПЦ) сегодня играет в российском государстве и обществе. В современной России не только общество в целом, но и каждый отдельный гражданин страны ощущает на себе влияние РПЦ даже вне культовых объектов, начиная от религиозных программ и проповедей на центральных каналах телевидения и заканчивая личными контактами со священнослужителями в воспитательном или Учебном заведении, воинской части, медицинском учреждении, учреждении исполнения наказаний и тд. РПЦ ведет активную образовательно-просветительскую социальную, издательскую, церковно-научную деятельность, войдя в сферу интересов практически всех слоев российского общества. Не является секретом организационная, моральная и материальная поддержка РПЦ со стороны представителей всех уровней государственной власти и муниципальных образований.
Идет, процесс возрождения монастырей — структурных подразделений РПЦ, которые стали активными субъектами общественных отношении. Почтительное отношение со стороны практически всех категорий населения, исторические заслуги и особый статус в современной РПЦ определяют то значение, которое монашество — «воинство Христово» — играет в развитии Церкви и укреплении православной веры в обществе.
Как давно утверждал Василий Олегович Ключевский, историю средневековой Руси трудно написать без пристального внимания к монашеству. Монашество является центральным выражением православной духовности, культуры и церковной организации. В монашестве человек отказывается от семьи, карьеры и богатства и, в конечном счете, от собственной воли. Цель состоит в том, чтобы тренироваться как духовный спортсмен, чтобы человек мог полностью следовать воле Бога, а не собственным эгоистическим желаниям, чтобы он стал Богоцентричным, а не эгоцентричным. Это, по мнению православия, является «путем к спасению». Хотя православие никогда не проводило формального различия или категоризации между «религиозным» и мирским, монашество всегда считалось идеалом христианской жизни. С момента своего основания в конце третьего века в Египте монашество занимало центральное место в Православной Церкви, как в Византии, так и в России. Монашество никогда не делится на отдельные «ордена», как на Западе, каждая монашеская община устанавливает свои правила. Тем не менее, православие развивало свои собственные, самобытные традиции. Одной из крайностей является наличие отшельников, живущих в одиночестве, посвящая себя молитве, уравновешенной трудом, необходимым для выживания. Другая крайность-это подход тех, кто живет в сообществе, примером которого является правило ценобитов, в котором все труды человека идут на пользу всему сообществу, в то время как все свои потребности (еда, одежда и ячейка) предоставляются сообществом. Кроме того, послушание настоятелю и коллективное богослужение также имеют центральное значение для ценобитских общин. В реальной практике большинство сообществ придерживаются некоторой смеси этих двух «идеальных» моделей. Православное монашество также разнообразно в своем отношении к миру, от непосредственного участия в нем путем обеспечения церковного руководства и образования, а также предоставления благотворительных услуг обществу, до более строго отделенного от него и стремящегося спасти мир через заступничество.
Ключевский акцентировал внимание на центральной роли монастырей в колонизации русского Северо-Востока с XIV века. Он описал, как отшельники в поисках одиночества толкались лесные чащи, чтобы основать монашеские общины, за которыми вскоре последовали крестьяне в поисках свободной земли; вместе они развивали то, что было частью великого «русского сердца». После того, как монахи развили ту или иную область, некоторые почувствовали новую потребность в большем уединении и еще дальше уходили в лес и эта картина повторялась по мере того, как Московская Русь постепенно росла, расширяя территории и свою власть. Монастырь играл еще большую роль в формировании средневековой русской культуры. Джеймс Биллингтон заметил, что «Православная Церковь вывела Россию из ее средневековья» монгольской оккупации, придавая народу чувство единства и обеспечивая высшую цель для своих князей. – Монастыри, — продолжал он, — сыграли ключевую роль в возрождении русской цивилизации.» Монастыри не только служили крепостями и колонизационными центрами, но и имели виртуальную монополию на письма и искусство (выдающийся пример- известный иконописец Андрей Рублев). Иконы, хроники и жития святых, произведенные в стенах монастыря, прославили не только церковь, но и Москову, популяризировав официальную идеологию о том, что русское православие было особой кульминацией священной истории и что “избранными носителями этой судьбы были Московские правители.»В свою очередь, правители Москвы защищали и продвигали монашество.
Степень изученности темы. Одними из известных историков, освещающих историю, быт и современность Владимирской епархии РПЦ, является Минин Сергей Николаевич, (иеромонах Варфоломей), кандидат исторических наук. Он посветил множество трудов об истории епархии, и среди них самые известные это: «Владимир как историческая столица Руси и духовный центр Владимирской епархии//Владимирская Русь. Православный журнал о паломничестве. № 1 (1), 2013», «Религиозные объединения Владимирской области: Владимирская епархия русской православной церкви//Религия и религиозность во Владимирском регионе: монография. в 2 т. т.1./Аринин [и др.] Владимир», «Владимирская митрополия//Владимирская митрополия русской православной церкви Московского патриархата. Сборник. Владимир: 2014», «История Владимирской епархии русской православной церкви. 990-2013 гг. // Православный церковный календарь Владимирской митрополии. – Владимир: 2014», «Страницы новейшей истории собора // Устремлённый в вечность: Патерик Свято-Успенского Кафедрального Собора Града Владимира.- изд 2-е, перераб. И доп. – Владимир: 2014», «Сотрудничество владимирской епархии и Владимирского государственного университета: диалог науки и религии, государства и гражданского общества// Религия, образование и религиозность во владимирском регионе. Коллективная монография под ред. И. Аринина.-Владимир: Владимирский Государственный Университет, 2014», «История Владимирской епархии в отечественной и зарубежной историографии //Церковь, государство и общество в истории России и православных стран: религия, наука и образование. — Владимир: ВЛГУ, 2014», «Категория «светскость»: исторический и религиоведческий аспекты проблемы. (На материалах сотрудничества владимирской епархии и владимирского государственного университета //Феномен религии и религиозности: концептуализация в академическом философском религиоведении. Коллективная монография под редакцией доктора философских наук, профессора е.и. Аринина. / Владим. Гос. Ун-т. Владимир, 2015», «Церковь как один из институтов гражданского общества в контексте проблемы отношений государства и общества //Свеча – 2015. Том 28. Религия, Religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. международная конференция «религия и религиозность в локальном и глобальном измерении-iii» (7 — 9.10.2015, Владимир, ВЛГУ).-Владимир: 2015», «The draft of the concept of creation and development of the educational centers for monks of Russian orthodox church/ Проект концепции создания и развития образовательных центров для монашествующих русской православной церкви. учебное пособие — хрестоматия для обучающихся по программам высшего и дополнительного профессионального образования по направлению «теология».- Usa, Charleston, sc: 2016», «Религиозные сообщества и местное самоуправление владимирской губернии в 1870-1914 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора теологии. М.: 2016», «Историография истории владимирской митрополии// труды владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии. № 1. Владимир: 2017», «Церковное краеведение во Владимирской области сегодня: проблемы и перспективы развития // Десятые всероссийские краеведческие чтения (Москва-Верея (московская обл.)-Великие луки (Псковская обл.), 13-17 мая 2016 г.) М.:2017», м«Владимирская епархия русской православной церкви (x-начало Xx вв.) Глава 1 // История религий во Владимирском крае (досоветский период): Монография/-Владимир: 2017г». Залуживают внимания также сборники В.Н. Ивановского и А. Проволовича , в которых законодательные акты снабжены примечаниями и пояснениями.
1 Барсов Т.Е. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания. Т. I. СПб., 1885.
2 Чижевский И. Собрание церковно-гражданских постановлений о монашествующих и монастырях. Харьков, 1898.
3 Ивановский В.Н. Русское законодательство XVIII-XIX вв. в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей. Харьков, 1905.
Так же несомненными источниками по теме являются делопроизведоственные документы. Приходо-расходные книги и послужные списки являлись основными формами текущего делопроизводства монастырей. Приходо-расходные книги представляют собой книги учета, фиксирующие приход и расход денежных сумм монастырей. Специфика хозяйственной жизни монастырей предполагала существование в монастырях различных видов приходо-расходных книг. Текущая финансовая деятельность фиксировалась в отдельных приходных и расходных книгах. В монастырях существовало несколько таких книг, соответствовавших разным источникам дохода и разным статьям расхода. Запись в них велась в хронологическом порядке, перечислялись доходы или траты за определенные дни месяца. Благодаря тщательной фиксации всех денежных операций обителей, такие книги обладают высокой информативностью и помогают представить особенности хозяйственной деятельности и повседневной жизни монастырей. Приходо-расходные книги представляют собой один из основных источников по изучению экономической истории монастырей. Однако для воссоздания полной картины хозяйственной жизни монастыря и структуры монастырского бюджета необходимо использовать целый комплекс различных приходо-расходных книг за один год.
Предметом исследования являются монастыри Владимирской епархии РПЦ.
Целью работы является истории рождения и деятельность монастыре Владимирской епархии РПЦ.
Для осуществления означенной цели необходимо решить следующие основные задачи:
 выявить количество, месторасположение, типы монашеских обителей;
 выявить влияние изменений в системе взаимоотношений государства и заявленных монастырей РПЦ
 охарактеризовать функции монастырей, их изменение на различных этапах исторического развития; их место и роль в жизнедеятельности общества.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литерату¬ры.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

История Русской Церкви и Русского монашества тесно связана с историей Русского государства; русская церковность сильно и действенно отразилась при этом на национальных чертах русского народа, особенно — на религиозных воззрениях и на народной психологии, на некоторых обычаях и религиозных традициях русского народа. Идеал святости стал для русского человека высшим моральным идеалом, воплощением непреходящих духовных ценностей.
В 982 году Великий киевский князь Владимир Святославич совершает поход в земли Северо-Восточной Руси, когда происходит «окняжение» этих удаленных земель. По данным В.Н. Татищева во время этого похода был основан город Суздаль. В своей «Истории Российской», основанной на недошедших до нас исторических источниках, он пишет, что в 982 году князь Владимир «Иде в поле и, покорив землю польскую, град Суздаль утвердил». Залесье входит в состав древнерусского государства. Возрастая в своих духовных поисках, князь, идя от силы в силу, от темноты язычества восходит к свету Христовой истины. Крещение Руси наложило свою неизгладимую печать на саму душу восточных славян, которые вышли из этой великой купели уже иными, новыми людьми-русскими христианами. Крещение Владимиро-Суздальской земли в 990 году явилось этапным событием в истории Владимирского края и было связано с именем князя Владимира Святославича Крестителя. Миссионеры крестили множество людей и воздвигли храмы, совершили хиротонию во пресвитеров и диаконов
Проведенная работа показала, насколько колоритна история русского монашества и насколько сложен в философском, культурологическом и религиоведческом аспектах особый феномен — русский православный монастырь. История монастырей Владимирской епархии является большим пластом культуры России.
В становлении культуры любого народа, как духовной, так и материальной, религиозный фактор является одним из доминирующих. Культура русского народа во многом сформировалась под влиянием Русской Православной Церкви. Православная Церковь стала определяющим фактором в формировании национального характера русского человека. В частности, под влиянием Православия сформировались такие сущностные черты русской ментальности, как целостное мировосприятие, соборность, и главное, ориентация на духовное начало жизни..
Изучение истории монастыре Владимирской епархии привел к выводу, что православный монастырь в контексте русской истории, является необходимым моментом религиозно-нравственного христианского совершенствования.
За всю историю существования русский православный монастырь никогда не противопоставлял себя культуре, напротив, он являлся и является особым измерением человеческой жизни и деятельности.
Анализируя генезис русского православного монастыря в историко-культурной традиции, следует признать, что при трансплантации византизма в русскую и, в целом, славянскую среду проявила себя удивительная совместимость культур этих стран. Что касается формирования русских монастырей, то их развитие на Руси происходило в результате перенесения.
Анализируя расположение монастыре: монастыри Владимира строились либо в самом городе, либо рядом с ним и со временем входили в его черту. Это также определяло их особый характер и предназначение. Основной целью создания любого монастыря являлась возможность уединенной молитвы для стремящихся к монашеской жизни, создание условий для их духовного совершенствования.
Монастыри, построенные в городе, тем более в столице, с самого начала своего существования должны были служить не только для духовной жизни их насельников, но и для всего города, духовными центрами которого они становились. Многие монастыри к тому же строились как часть военных укреплений, как монастыри — сторожи. Таким образом, монастыри создавались не только для уединенной молитвы, но и в расчете на запросы жизни города.
Расположение в районе Владимира и Суздаля во многом определило судьбу монастырей. С одной стороны, они испытывали экономическое благополучие, пользуясь богатыми вкладами, с другой стороны, как и весь город, страдали от набегов и пожаров.
Местные монастыри были свидетелями и порой участниками крупных исторических событий. В результате, к середине XIX в. они представляли собой не только религиозные центры, но и историко-культурные памятники. В их храмах и ризницах были собраны ценнейшие произведения иконописного и декоративно-прикладного искусства. Монастырские церкви и укрепления представляли собой выдающие произведения архитектуры.
Значение монастырей как хранителей исторических и религиозных святынь было особенно наглядным в период коронационных торжеств и высочайших визитов. Монастыри были включены в празднично-официальную жизнь города.
Кроме того, владимирские монастыри являлись хранителями важнейших православных святынь, что также объяснялось историческим развитием этой области. Святыни собирались на протяжении нескольких столетий, играя нередко консолидирующую роль в жизни общества.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Владимирская епархия и ее монастыри
1.1. Краткая история Владимирской епархии

Владимирская епархия — епархия Русской Православной Церкви, сосредоточенная во Владимирской области. Главный собор епархии-Успенский собор на Соборной площади Владимира. По состоянию на 1 января 2006 года в епархии находилось 28 монастырей (13 мужских и 15 женских), в том числе 13 метохий и скитов, а также около 300 приходов. Правящим епископом с 11 ноября 1990 года является митрополит Владимирский Евлогий (Смирнов).
Христианизация Ростово-Суздальской области началась, по-видимому, в 990 году, что продемонстрировали христианские захоронения в регионе.
В 1160-х годах князь Андрей Боголюбский пытался основать независимого митрополита Киевского Владимира во главе с Феодором (Феодорцем), но Константинопольский Патриарх лука Хризоберг отверг его замысел. Попытка состоялась вскоре после того, как в 1155 году Андрей Боголюбский привез из Межигорского монастыря под Киевом икону Владимирской Богородицы. Однако Владимирская епархия была создана в 1214 году, когда Великий Князь Владимир Георгий Всеволодович отделил ее от Ростовской епархии (ныне Ярославской и Ростовской). Изначально Архиерейский титул был «Суздаль и Владимир». Первым епископом новообразованной епархии Симона был святитель Симон (Симон Креститель), известный как автор восьми рассказов о крипте монахов, изложенных в письмах к Киево-Печерскому монаху Поликарпу. Они положили начало Киевско — Печерскому патерику-первой коллекции житий русских святых. Симон умер в 1226 году и был похоронен в Успенском соборе . Следующим епископом был настоятель храма Рождества Христова Владимир МИТРО. Татаро-монгольское нашествие наступило во время правления Владимира. В 1237 году войска Золотой Орды хана Батыя уничтожили Рязань и в феврале 1238 года приблизились к Владимиру. Город был захвачен и разграблен, его жители убиты или взяты в плен. Епископ Митрофан и его семья были убиты в стенах Большого Успенского собора, который сильно пострадал от пожара.
Архимандрит был посвящен епископом Киево-Печерской Лавры Серапионом. Епископ получил звание «Владимирский, Суздальский и Нижегородский». Территория епархии тогда состояла из Великого княжества Владимирского и Городецкого княжеств, Костромского, Московского, Переславского, Стародубского, Суздальского с Нижним Новгородом и Тарту.
С 1299 года большая часть территории современной Владимирской епархии входила в состав митрополичьей области (с 1589 года — Патриаршая область с 1721 года — Синодальная область), Муромская земля находилась под управлением рязанских епископов. В 1347 году на землях Суздальско-Нижегородского княжества была образована Суздальская епархия.
16 июля 1744 года в Москве была принята Владимирская епархия, именуемая Владимирской и Яропольской. С 1786-1788 гг. Владимирская и Суздальская епархии объединились.

1.2. Список монастырей Владимирской епархии

Исходя из источников, в настоящий момент Владимирская епархия состоит из следующих монастырей:
 Александровский монастырь (мужской; Суздаль)
 Боголюбский монастырь (женский; посёлок Боголюбово)
 Боголюбский Алексиевский монастырь (мужской; Владимир)
 Богородице-Рождественский монастырь (мужской; Владимир)
 Васильевский монастырь (мужской; Суздаль)
 Никольский Волосовский монастырь (женский; село Волосово, Собинский район)
 Покровский монастырь (женский; Суздаль)
 Ризоположенский монастырь (женский; Суздаль)
 Успенский Княгинин монастырь (женский; Владимир)
 Спасо-Евфимиев мужской монастырь города Суздаля .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы