Теология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Монастыри и монашество в Киевской Руси

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО НА РУСИ В XI ВЕКЕ: ИСТОКИ
СТАНОВЛЕНИЯ И СУЩНОСТЬ. 8

1.1. Происхождение института монашества. Распространение
монашества на Руси..………………………………………………………………………………..8

1.2. Киево-Печерский монастырь как центр монастырской жизни
Киевской Руси……………….. 14

ГЛАВА II. МОНАСТЫРИ КИЕВСКОЙ РУСИ: ВНУТРЕННИЙ УКЛАД ЖИЗНИ И
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 22

2.1.
Повседневная жизнь и быт монастырей. 22

2.2.
Особенности нравственной жизни монастырей. Духовное подвижничес-тво  26

2.3.
Социальная и проповедническая деятельность монастырей. 28

2.4.
Монастыри как центры культурной жизни. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ. 43

  

Введение:

 

Традиционно монастыри в России являются
источником духовного подвига и примером церковной жизни для всего общества.
Монастырская традиция в России была унаследована из Византийской империи и получила
свой расцвет на территории сначала Киевской Руси, а затем – и всей России.
Именно по этой причине интересно рассмотреть истоки монастырской традиции в
России, а именно, проанализировать отличительные особенности монастырей и
монастырской жизни в Киевской Руси.

Актуальность темы настоящего исследования
обуславливается тем, что вся позднейшая традиция монашеской жизни в России
связана с ее истоками, с ее основой, которая зародилась именно в Киевской Руси.
Рассмотрение особенностей жизни в Киево-Печерском монастыре также представляет
собой первостепенное значение, поскольку именно этот монастырь был первой
православной обителью на Руси, которая оказывала существенное влияние на
культуру, нравственное состояние и общественно-политическую жизнь в Киевской
Руси. Изучение истории монашеского быта, на который с самого своего
существования оказывал свое непосредственное влияние Киево-Печерский монастырь,
имеет очень большое значение, в первую очередь, для понимания особенностей
дальнейшего развития института монашества на Руси.

Кроме того, нельзя не отметить, что в
современной исследовательской литературе значительное внимание уделяется именно
истории Русской Православной Церкви, и по этой причине попытка осмыслить
особенности истоков русского православного монашества также является важной и
своевременной.

Объектом настоящего исследования является
изучение особенностей внутреннего уклада монастырской жизни и основных
направлений их деятельности на Руси.

Предметом настоящего исследования являются
монастыри и монашество в Киевской Руси XI века на примере Киево-Печерского
монастыря.

Цель исследования состоит в том, чтобы
проанализировать истоки формирования монашества на Руси, а также определить
особенности деятельности монастырей Киевской Руси в XI веке.

Поставленная цель подразумевает выполнение
следующих задач:

1. Проанализировать
особенности происхождения института монашества и его распространения на
территории Киевской Руси;

2. Охарактеризовать
Киево-Печерский монастырь как центр православного монашества в Киевской Руси;

3. Установить
особенности повседневной жизни и быта в монастырях Киевской Руси;

4. Выявить
особенности нравственной и духовной жизни монастырей в Киевской Руси;

5. Определить
особенности социальной деятельности монастырей Киевской Руси;

6. Обозначить
место монастырей Киевской Руси как центров культурной жизни.

Хронологические рамки исследования
определяются периодом после Крещения Киевской Руси до разорения русских земель
и княжеств монголами и установления монгольского ига с середины XIII века. Верхняя хронологическая
граница аргументирована тем, что с данное событие привело к глубинному кризису
всей жизни на Руси и утрате Киевом своего доминирующего положения в
религиозно-духовной жизни Руси.

Территориальные рамки исследования
охватывают основные центры религиозной жизни Киевской Руси, при этом, акцент
сделан на Киеве и особенностях функционирования его монастырей.

Историография темы представлена работами церковных
и светских исследователей, в числе которых особое значение имели труды: К.М.
Божовского, Н.С. Васиховской, Е.Е. Голубинского, А.В. Карташева, И.И. Соколова,
Д.А. Сысуева и др.

Дворянский и дореволюционный периоды
развития заявленной темы были отмечены работами Е.Е. Голубинского и С.М.
Соловьева, которые можно охарактеризовать как комплексные исследования истории
России в целом и истории Церкви в частности.

В советский период, в условиях жесткого
идеологического диктата и господства маркистко-ленинской методологии в
исследованиях тема монашества не получила широкого развития. К данному периоду
можно отнести работы К.М. Божовского, П.И. Иванова, Г.П. Федотова, которые либо
характеризуются научно-атеистическим описанием особенностей религиозной,
культурной и общественной жизни Киевской Руси рассматриваемого периода, либо
были опубликованы за пределами СССР, что позволяло исследователям более полно
освещать роль православных монастырей в истории Руси.

На современном этапе изучение проблем
религиозной жизни российского общества в различные исторические периоды, в том
числе и история монастырей, получило широкое осмысление в контексте повышения
внимания и интереса к Церкви, в рамках возвращения Церкви ее места в российском
обществе. Этот исследовательский период характеризуется публикацией монографий
по теме настоящего исследования, например, работы А.П. Брежнева, П.И. Гайденко,
Б.Д. Грекова, А.В. Карташева, И.М. Концевич, А.Л. Никитина, М.Д. Приселкова,
И.И. Соколова, П.П. Толочко. Кроме того, в этот период наблюдается и
исследовательский интерес, который выражен в защите диссертационных
исследований и публикации научных статей по теме настоящего исследования,
например, речь идет о работах И.В. Астэр, Н.С. Васиховской, Н.Г. Солонской.

Источниковая база исследования
представлена следующими видами источников: летописями, литературными и
агиографическими произведениями.

В числе летописей,
задействованных в исследовании, особый интерес представляет «Повесть временных
лет», изучение которой позволило сформировать целостное видение и понимание
таких

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Киевская Русь, приняв христианство из
Византии, вместе с остальной церковной культурой восприняла и монашество, как
неотъемлемую ее часть. Монашество Руси сразу заняло подобающее ему место и
прочно закрепилось в религиозной жизни древнерусского общества. Киево-Печерский
монастырь представляет собой пример обители, основанной собственно монахом, и
именно с момента его формирования можно говорить о начале русского монашества в
том смысле, в каком его понимают и сегодня.

Началом монашеской жизни в Древней Руси
был постриг, который состоял из принесения обетов монашеских, символического
пострижения волос и облачения в соответствующие одежды. Однако в древнерусский
период постриг носил характер церковного таинства. Поэтому частью
древнерусского общества считался спасительным сам по себе, без соответствующих
подвигов. Характерной чертой иноческой жизни была своеобразная система питания.
Ее реконструкция демонстрирует высокую степень ее ритуализации.

Помимо того, что монастырь – это собрание
единомышленников, проводивших свои дни в аскетических трудах, это еще и сложный
социальный организм. Главой этого собрания были священники, постриженные в
монахи. Для домонгольского периода свойственна та особенность, что игумены в
эту эпоху в большей степени исполняли не столько административные, столько
пастырские функции.

Множественность различных сторон
монастырского быта породила необходимость введения многочисленных вспомогательных
должностей. Старшим по хозяйственным вопросам был келарь, по богослужению
–  благочинный и т. д.

Таким образом, древнерусский монастырь
представлял собой довольно сложную иерархичную систему. Положение, которое
занимал каждый инок внутри этой системы, всецело определяло не только его
статус в монастырском социуме, но и род его занятий, уровень личного
благосостояния и даже степень свободы передвижения. Древнерусское монашеское
сообщество представляло сложный структурированный социум, со строгой вертикалью
управления. Причем каждый инок выполнял определенную задачу и занимал строго
фиксированное место в этой структуре.

Исследование нравственного мира монастыря
показало, что он сильно отличался от окружающего его древнерусского социума. В
этом и заключался смысл ухода от мира – создать в рамках монастыря близкие к
идеальным условия для совершения аскетических трудов во имя спасения души. Само
пребывание в обители должно было являться подвигом. На это была направлена вся
духовно-нравственная жизнь обители.

Несмотря на внутреннюю замкнутость,
монастырь никогда не был изолирован от взаимодействия с миром. Так,
древнерусские иноки, будучи духовниками мирян, безусловно, оказывали на них
влияние. Выражалось оно в передаче древнерусскому обществу христианских,
нравственных идеалов. Естественно, что в таком случае необходимо не столько
увещевание, сколько личный пример. И такой пример был найден в лице
древнерусского иночества.

Скорее всего, именно это обстоятельство
обеспечило такой промонашеский, аскетический взгляд всей древнерусской
христианской общественной мысли. Инок – духовник, собирая «покаяльную семью»,
служил и особым консолидирующим элементом древнерусского общества.

Кроме того, необходимо отметить активное
участие монастырей в общественной жизни социума. Игумены и архимандриты,
например, действовали в качестве политических фигур, своим авторитетом
воздействуя на общественное мнение. Монастыри занимались обширной социальной
деятельностью, охватывавшей практически все слои населения.

Деятельность первых
монастырей дает толчок появлению и развитию монастырей в последующие столетия.
Монастыри играли большую роль в культурной, общественной и экономической жизни
Руси. Развитие социальной, культурной деятельности монастырей, а также их
активная проповедническая деятельность способствовали как укреплению веры в
Киевской Руси, так и формировали восприятие самого монашества в контексте
русского православия.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО НА РУСИ В
XI ВЕКЕ: ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ И СУЩНОСТЬ

1.1. Происхождение
института монашества. Распространение монашества на Руси Монашество как социальный институт не
имеет территориальных границ, не является уникальным для определенной нации, либо
присущим конкретной религии. Цель монашества всегда состоит в том, чтобы
реализовывать нравственную силу человеческой жизни, а смысл монашества в том,
чтобы созидать целостную личность в контексте духовных принципов.

Монашество неизменно содержит в себе
следующие принципы жизнедеятельности:

1. Непорочность,
под которой понимается не неприкосновенность или табу, а внутренняя устойчивая
гордость за внутренний мир, свободу, погруженность в себя, в молитвенную
деятельность;

2. Целомудрие,
подразумевающее объединение различий, отказ во имя религиозных обетов,
признание и полноценное восприятие дистанции между телами как между субъектами;

3. Целибат,
который показывает, что свобода человеческой личности выше свободы[1].

Характеристика монашества как социального
института не возможна без описаний его функций в контексте окружающей
реальности.

Мировоззренческая функция подразумевает,
что монашество по своей природе базируется на принципах идеального мира, и при
этом воспринимается как копия описанной идеальной модели в рамках реального
мира. Монахи при этом стремятся наполнить свою жизнь особым значением и
смыслами духовного порядка[2].

Экологическая функция. Данная функция
подразумевает, что модель общежития общины монахов являет собой представление
идеального мира в условиях реальности. Стоит отметить также, что члены
монашеской общины взаимодействуют с окружающим миром в рамках идеи
нестяжательства, тем самым они стремятся преобразовать его посредством
физического и духовного труда[3].

Интегративная функция не только позволяет
монаху понять свое место в мире посредством аттрибуции к конкретной религиозной
общине, что при этом формирует особенности его коллективного восприятия себя в
контексте группы. Стоит отметить также, что данная функция не реализуется, если
духовно-нравственная функция не реализуется в полной мере[4].
Религия как социальный и когнитивный феномен представляет собой систему
нравственных ориентиров для оценки личной и общественной жизни. Важно
подчеркнуть при этом, что именно монашество и является воплощением духовного
идеала, т.к. выступает проводником таких духовно-нравственные ценностей как
любовь к природе и ближнему, милосердие, братство, патриотизм и т. п.[5].

Коммуникативная функция института
монашества связана с тем, что его общежительный образ представляет собой
идеальную модель урегулирования проблемы социального взаимодействия.

Экономическая функция монашества выражена
в том, что в раннесредневековый период и позднее именно вокруг монастырей
создавалась экономика. К примеру, монашествующие на Руси образовывали в
пустынных местностях монастырские «пустыни», способствовавшие заселению и
культивированию локальных земель без нанесения вреда окружающей природе.
Хорошие хозяйственники – монастыри – старались не допускать в своих владениях
нищеты и, тем самым, спасали местное население во время голода, эпидемий и
пожаров[6]. Функция социального патронажа
монастырей и монашества заключается в том, что именно монастыри оказывали
материальную поддержку людям, которые попали в сложные жизненные ситуации.
Монастыри занимались благотворительностью и поддержкой слабых и больных.

Компенсаторная функция монашества
способствовала эмоциональному приспособлению общества к социальным и природным
катаклизмам, облегчала состояние человека, связанное с различными негативными
жизненными обстоятельствами[7].

Христианская монастырская традиция
зародилась в середине IV
века в Египте, распространившись в скором времени на территорию Ближнего
Востока и Европы.

Стоит отметить, что на
Руси монашество начало свое распространение непосредственно после крещения Руси
Великим князем Владимиром Святославичем. Это связано с тем, что в Византии к IX веку уже был
сформирован институт монашества. С.М. Соловьев указывает на тот факт, что в
древнерусских летописях содержалась информация о том, что около города
Вышгорода был основан Спасский монастырь, в Киеве, при Десятинной церкви был
основан Софийский монастырь, который полностью выгорел в пожаре 1017 года.
Также к числу первых монастырей С.М. Соловьев относил Пустынно-Николаевский и
Вознесенский монастыри[8].
Он отмечает также, что уже через несколько десятилетий после крещения в Киевской
Руси существовало уже 22 монастыря, из которых де [1] Астэр
И.В. Монашество как социо-религиозный феномен // РЦО. 2012. №1. С. 90. [2] Там
же, С. 92. 1 Астэр И.В. Монашество как социо-религиозный
феномен // РЦО. 2012. С. 92. [4]Концевич
И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993. С. 32. [5] Астэр
И.В. Монашество как социо-религиозный феномен // РЦО. 2012. С. 94. [6]
Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993. С. 29. [7] Астэр
И.В. Монашество как социо-религиозный феномен // РЦО. 2012. С. 94. [8]
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн-1 т. 1–2, М., 1959. С. 256.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы