Курсовая теория на тему Монашество: истоки, появление и развитие на Востоке и Западе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Богословские обоснования монашеского жития. 5
а) Назареи. 5
б) Монашеские общины в 1-е века Христианства. 9
2. Монашество в истории христианской церкви. 15
а) Основатели монашества. 15
б) Монашеские уставы.. 20
Заключение. 28
Список литературы.. 31
Введение:
Актуальность работы. Монастыри
и монашество появляются в средневековую эпоху, практически, с того самого
момента, когда государственной религией становится христианство. Возникнув в
средние века, монастыри и монашество являются самыми устойчивыми церковными
учреждениями до настоящего времени, несмотря на кризисные явления, политические
режимы и пр. Кроме того, очень часто именно в периоды кризиса и переломные
периоды в истории того или иного государства или Церкви, монастыри становятся
оплотами стабильности, а количество монахов в них возрастает. Монастыри, как
правило, возникали на удаленном расстоянии от мира, но именно это
обстоятельство всегда делало их привлекательными и загадочными для
общественности. Общество всегда интересовали причины, побуждавшие людей
отказаться от мирской жизни, и встать на путь аскезы.
Монашество возникло в
Египте, который был в начале нашей эры одной из провинций Восточной Римской
империи. Аскеты, удалявшиеся в пустыню, чтобы жить вдали от мирских соблазнов,
были известны еще в самые ранние, апостольские времена. Такого рода
аскетические практики имеют происхождение еще от библейских подвижников
дохристианских, ветхозаветных времен.
Согласно преподобному
Кассиану (IV-ый век) первыми монахами были ученики евангелиста Марка, который
служил епископом г. Александрии (тогда столице Египта). Искатели
подвижнического образа жизни удалялись в самые отдаленные от города места, где
вели особый возвышенный образ жизни по правилам, составленным апостолом Марком.
Иудейский историк Филон, современный апостолам житель Александрии, описывает
жизнь некоторых Ферапевтов, удалившихся в предместья Александрии — именно
такой, какой изображена преп. Кассианом жизнь первых александрийских монахов, и
называет жилища их монастырями.
Есть сведения, что и в
Сирии монашество появилось уже в апостольские времена. Преподобная Евдокия,
жившая с 96 г. по Р.Х. в Сирийском городе Илиополе в царствование Траяна,
обращена в христианство преп. Германом, настоятелем мужского монастыря, в
котором жили 70 иноков. Сама она после принятия христианства поступила в
монастырь, где жили 30 монахинь. Несмотря на скудость документальных сведений,
нет сомнения, что монашество возникло уже в апостольский век.
Монастыри сегодня
остаются важными центрами сохранения традиций православия, сохраняя и развивая
в своих стенах древние церковные распевы, иконописание и даже рецепты старинной
кухни. Но главная цель существования монашеских обителей со дня появления самых
первых пустынников и до наших дней – это неустанная молитва за весь
человеческий род.
Цель работы – исследовать
монашество: истоки, появление и развитие на Востоке и Западе.
Задачи:
— рассмотреть
богословские обоснования монашеского жития;
— проанализировать
монашество в истории христианской церкви .
Объект исследования –
монашество.
Предмет исследования –
истоки,
появление и развитие монашества.
Методы исследования –
анализ, обобщение полученной информации.
Структура работы состоит
из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В результате проделанной
работы решены следующие задачи: рассмотрены богословские
обоснования монашеского жития; проанализировано монашество в истории
христианской церкви.
Совершенно стихийное
появление монашества в IVв., сначала на Востоке, а затем на Западе,
вмешательство монахов в церковную деятельность и вероучительные споры — все
это, естественно, подняло вопрос о соотношении монашества с установленной
структурой Церкви. Как движение изначально мирянское, монашество, естественно,
было в зависимости от сакраментального служения епископов (кроме тех случаев,
когда оно стало отрицать его необходимость, впадая в мессалианство). Однако
позже игуменов стали рукополагать, и тогда неизбежно встал вопрос епископской
власти над монахами. Вопрос этот был разрешен правилами Халкидонского собора
(451), установившими поместную епископскую юрисдикцию над монастырями. Эта
система в дальнейшем была подтверждена и детально разработана гражданским
законодательством императора Юстиниана (527—565); на Западе она была признана
не только в связи с византийским завоеванием Италии, Африки и Испании, но и
благодаря политике папы Григория Великого (590-604) и законодательству
поместных западных соборов. Однако вопрос этот был оспорен в Африке.
Карфагенский собор (525) формально закрепил за монастырями право избирать своих
игуменов и ограничил епископскую власть над ними правом рукоположения
монашествующего духовенства. На деле эта практика менялась, но лишь в границах
того экклезиологического принципа, согласно которому пастырская компетенция
местного епископа простирается на монастыри его епархии. Этот принцип никогда
не оспаривался, кроме одного особого случая — кельтского монашества. На Западе
система епископской юрисдикции стала меняться в Средние века, когда появилась
необходимость ограждать монашескую жизнь от чрезмерного ее контроля мирскими
покровителями. Возникшие одновременно с папской централизацией, монашеские
ордена, изъятые из епископской власти, должны были защищать монахов от этой
зависимости от мирян. На Востоке же (только за редкими исключениями
ставропигии, то есть непосредственной зависимости от патриарха) продолжал
господствовать старый режим, и канонически монастыри оставались частью местных
епархий.
Зародившись на Востоке,
монашество стало главной формой жизни религиозных людей, и явилось результатом
аскетического понимания христианства. Монашество заняло особое положение в
западноевропейском средневековом обществе, наряду с клиром и мирянами, и вскоре
потеряли первичную однородность своего состава в христианских общинах, а затем,
и в церкви. Западные аскеты очень энергично выступали за свое видение
христианства. Благодаря усилению аскетических настроений и созданию идеалов,
они сумели добиться признания и распространить на территории Западной Европы те
формы жизни, которые были характерны для восточного монашества. Церковь и
общество, главным образом, представители высших сословий, приняли аскетизм, как
высшую форму христианства, и во-многом способствовали распространению
монашества на Западе, и оказывали всяческую поддержку. В среде самого
монашества происходила замена его различных, сложившихся исторически жизненных
форм, единообразием. Это выразилось в появлении обобщающих трудов Кассиана и
устава святого Бенедикта. Именно устав святого Бенедикта был положен церковью в
основу преобразующей и организующей деятельности монашества. Тем самым церковь
надеялась на то, что сможет добиться безраздельного господства и достигнуть
своих целей.
Западное монашество
формировалось по правилу Бенедикта Нурсии. В нём есть два, отличительных от
христианского, события. Первое состоит в клерикализации.
В современном мире
Римско-католические монастыри и монахи, кроме служащих, рукоположенные
священники. Они втянуты прямым образом в церковные задачи католической церкви.
Но сначала первые монахи были мирянами. Пахомий запрещал им становиться
священниками. Это он аргументировал тем, что монахи не должны жаждать силы и
славы.
Но посредством особой
клятвы и церемонии монахи переставали быть просто мирянами. Они занимали
положение между духовенством и мирянами. Даже в нашем веке православные монахи
частью являются мирянами. Только несколько настоятелей в каждой обители
являются рукоположенными священниками-иеромонахами. Им разрешается совершать
таинства.
Второе отличительное
событие католического монашества состоит в многочисленности его Орденов. Они
отдают индивидуальные распоряжения и помогают Церкви в различных сферах её
деятельности.
Это проявляется в миссиях,
образовании, уходе за больными и борьбе с ересью. Их интересы простираются от
рыцарских Орденов до Орденов нищих монахов. Структура римско-католического
монашества включает в себя и феодальные и аристократические характеристики и
чисто буржуазные черты. На Западе монастыри выполняли научно-богословские и
церковно-политические задачи.
Характер первых
монастырей был сосредоточен в основном на молитве, медитации и созерцании. Это
было более важным, чем всё остальное. В западном мире Ордена бенедиктинцев и кармелитов
являются исключениями из всех других католических монашеских Орденов. Они и в
наше время стараются сохранить древний характер монашества в католицизме.
Фрагмент текста работы:
1. Богословские обоснования монашеского жития
а) Назареи В Новом Завете Христос
часто назван двумя похожими словами: «Назарянин» (греч. Ναζαρηνος) и «Назорей»
(греч. Ναζωραῖος). Первое читатель может встретить в Евангелиях от Марка и
Луки: Мк.1:24, 10:47, 14:67, 16:6; Лк. 4:34, 24:19. В этом случае трудностей в
понимании не возникает, так как Христос действительно провел детство в Назарете
(см. Ин.1:45–46), поэтому вполне мог называться «Назарянином», т. е. выходцем
из Назарета. Но не так все просто со вторым наименованием – «Назорей». Под этим
словом ветхозаветная религия подразумевала человека, принявшего обет (на время
или навсегда) воздерживаться от употребления винограда и произведенных из него
продуктов (в первую очередь вина), не стричь волос и не прикасаться к умершим[1]. Как видим из Евангелия,
Спаситель употреблял вино и прикасался к
мертвым телам. К тому же, если бы Он дал обеты назорейства, евангелисты
наверняка написали бы об этом. Однако на страницах Нового Завета о принятии
Господом назорейства ничего не сказано.
Между тем, Христа так
называют довольно часто (см. Лк.18:37; Ин.18:5, 18:7, 19:19; Деян. 2:22, 3:6,
4:10, 26:9; Мф. 26:71; Деян. 6:14, 22:8). Даже после смерти и воскресения
Иисуса иудеи называли Его учение «назорейской ересью» (Деян. 24:5).
Впервые в новозаветном
тексте слово «Назорей» употреблено по отношению к Христу во второй главе
Евангелия от Матфея. Об Иосифе, мнимом отце Спасителя, сказано: «Придя,
поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков,
что Он Назореем наречется» (Мф. 2:23)[2]. [1]
Григоренко А.Ю. Религиоведение: Учебное пособие для студентов педагогических
вузов. – СПб.: Питер, 2018. – С.78. [2]
Гараджа В. И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов
гуманитарных специальностей. М., 2016. – С. 85.