Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Монархия в современном мире

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3 ГЛАВА
1 Общая характеристика монархии как формы правления. 5

1.1 Понятие и виды форм правления. 5

1.2 Понятие и характерные черты монархии. 13 ГЛАВА
2 Виды монархических форм правления. 18

2.1 Древневосточная, феодальная, раннефеодальная, вотчинная,
сословно-представительная и теократическая монархия. 18

2.2 Абсолютная и относительная монархия. 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 31

  

Введение:

 

Актуальность темы: Общество во все
времена представляло собой сложную структуру, состоящую из совершенно разных
типов людей. Изначально такого понятия, как социум, вообще не существовало.
Потому что люди не были объединены в одной системе. На сегодняшний день все
кардинально изменилось. Общество является не только основой деятельности на
планете, но еще и главной составляющей любого государства. Последний элемент
заслуживает отдельного внимания. Как и общество в целом, страны появились не
сразу. Их созданию предшествовала родоплеменная община. Постепенное разрастание
такой социальной формации вызвало потребность её расширения, что, собственно, и
случилось.

При характеристике любого
государства всегда обращается внимание на то, какие земельные территории в него
входят, на количество и плотность населения, формы организационного правления,
характер политического режима, уровень экономического развития.

Государство тем сильнее,
чем стабильнее работает его экономика, чем теснее взаимодействие между властью
и народом, чем выше обороноспособность страны и научно-техническая база,
поставленная на службу экономики.

Понятие формы государства
включает в себя множество всех его признаков, которые отображают как сам
порядок образования и организации государственных органов, территориальный
состав государства, так и те методы, приёмы, при помощи которых государственная
власть осуществляется. Другими словами, это политическая власть, которая в
стране является главной на данный момент, политический режим, который она установила.

Понятие "форма
государственного правления" считается одной из важнейших характеристик.
Одной из разновидностей форм государственного правления является монархия.

Целью работы является исследование монархии, как формы
правления.

Достижение
поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1)
раскрыть понятие формы правления;

2)
рассмотреть классификацию форм правления;

3)
изучить понятие и признаки монархии;

4)
раскрыть классификацию монархической формы правления.

Объект исследования – правоотношения, характеризующие монархическую форму правления.

Предметом исследования являются нормы конституционного права, научная
литература, характеризующие понятие и виды монархической формы правления.

Теоретические основы
исследования монархии как формы правления права разработаны такими учеными как:
Ахвердиев Э.А., Венгеров А. Б., Головистикова А. Н., Гришаева О.Н., Демченко
С.В., Журавлев А.Л., Максимов А.А., Малько А. В., Марченко М. Н., Михалёва
Н.В., Михайленко В.В., Новоселова Е.М., Овчинникова О.Д., Папаяни Ф.А.,
Протасов В. Н., Трубникова К.Д., Тынымсеитова С.М., Чекмазова Н.А., Чернова
Э.Р., Шуайпова П.Г., Абдуллин А.Р. и другими.

Нормативная
основа исследования: Конституция РФ.

Эмпирическая основа
исследования: судебные акты органов судебной власти.

Методология исследования:
Автор
использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа
включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

органов. Это понятие включает в себя
методы их формирования, действенность всей системы, права и способы
взаимодействия органов власти между собой и людьми. Оно также определяет силу
влияния общественности на формирование органов власти.

В состав верховной государственной власти включают главу государства (президент или
монарх), законодательный (представительный) орган, правительство
(исполнительный орган).

В зависимости от
положения главы государства формы правления делят на монархии и республики.

Монархия (понятие в переводе с греческого
означает единовластие) представляет собой форму правления, в рамках которой
власть частично или полностью концентрируется у единоличного главы государства
– монарха (царя, короля, султана, императора и т.д.).

В литературе выделяют следующие признаки монархии:

– первый признак: власть наследуется;

– второй признак: власть реализуется бессрочно;

– третий признак: власть монарха не зависит от волеизъявления населения.

В зависимости от
наличия иных (кроме монарха) органов власти монархииделятся на неограниченные
и ограниченные.

При неограниченной монархии отсутствуют
какие-либо представительные органы власти, а единственным носителем
суверенитета и власти в государстве выступает монарх (например,
Саудовская Аравия и Бруней).

В ограниченных (конституционных) монархиях наряду с монархом в качестве органов высшей
власти и носителей суверенитета действуют иные высшие государственные органы,
которые тем самым ограничивают власть главы государства (например, Япония,
Великобритания, Испания и т.д.).

В настоящее время в мире существуют государства с монархической формой
правления, которые приняли Конституцию и сформировали парламенты (например,
Кувейт, Бахрейн, Катар и т.п.), однако по сути они сохраняют признаки
абсолютной монархии.

Это объясняется следующими соображениями: 
в конституциях указанных государств указано, что вся власть происходит
от монарха, а парламенты выполняют исключительно консультативные функции.

Монархия являлась господствующей формой
правления в течение нескольких столетий. В настоящее время наибольшее
распространение получила республиканская
форма правления. Однако сохраняются и монархии, которые реализуются в
трети государств мира.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1 Общая характеристика монархии как формы правления 1.1 Понятие и
виды форм правления Форма правления — одна из ключевых, определяющих характеристик государства. Вместе с
территориальным устройством и политическим режимом она образует модель
внутреннего устройства государства. Состояние каждого из трех элементов формы
государства имеет важное практическое значение, а, следовательно, представляет
собой полноценный объект научного исследования. Тем не менее, особый интерес к
форме правление вызван тем, что именно она раскрывает способ организации
публичной власти и ее взаимодействия с населением. Именно в форме правления
заложены изначальные параметры функционирования государственного аппарата и
институтов демократии внутри страны.

Прежде чем переходить к
анализу проблемы разграничения различных форм правления, стоит раскрыть
содержание самого термина. В теории права существует два основных подхода к
определению формы правления: узкий и широкий.

1. Форма правления (в узком смысле) — это
категория, отражающая положение главы государства (президента или монарха);

2. Форма
правления (в широком смысле) — это правоотношение, включающее целый комплекс
характеристик: порядок формирования верховной государственной власти, правовой
статус главы государства, структуру и компетенцию органов власти, порядок их
функционирования и длительность полномочий, взаимоотношения власти и населения,
формы участия населения в формировании органов власти и решении государственных
вопросов[1].

Ответить на вопросы, с
какой целью была создана типологизация форм правления, и каково ее значение, труда
не составляет. Изучение формы правления государства не может проводиться
изолировано, без сравнительного анализа и обобщения опыта других стран, что
неизбежно приводит к необходимости классификации форм правления.

Особенность данного
способа классификации заключается в том, что правовая наука не занимается
собиранием и упорядочиванием уже готовых существующих форм правления, а выводит
их, изучая исторические формы государства, обобщая опыт различных стран,
анализируя факторы их развития и выявляя общие закономерности. Тут же следует
отметить, что в связи с тем, что существующая классификация форм государства не
совсем объективная (т.е. не «готовая»), а «выводимая» («формируемая»),
выделение тех или иных форм правления на ее основании является условным.

Мы делим формы правления
на различные виды и подвиды в теории, чтобы упростить понимание тех или иных
государственных и общественных процессов, выявить в них причинно-следственные
связи. На практике это знание может быть полезно при принятии решения относительно
реформирования или внедрения тех или иных методов осуществления власти.

Итак, любая
классификация имеет основание. Мнения ученых на сей счет расходятся, их позиция
зависит от того, что они вкладывают в такое понятие как форма правления. Иными
словами, мы снова упираемся в терминологию. Классификация самым элементарным
образом может быть построена на положении главы государства (способе его
прихода к власти, сменяемости, сроке, объеме полномочий). В таком случае она
будет простой и понятной, но игнорируя некоторые важные особенности
государственного устройства, может представить несколько искаженную (слишком
упрощенную) правовую картину. Более сложную классификацию предполагают способы
систематизации, которые учитывают ряд других факторов — способ формирования
органов государственной власти, взаимоотношения органов друг с другом и с
населением, разделение властей, степень развитости институтов непосредственной
демократии, особенности исторического развития конкретного государства. Но тут
возникает другая опасность: попытка создания сложной и громоздкой системы
стирает исторические особенности и уникальные правовые институты в попытке
привести страны в строгое соответствие друг с другом. И поверхностное, и
излишне скрупулезное рассмотрение данного вопроса не оправдывают себя. Поэтому
оптимальный подход заключается в том, что следует учитывать комплексность
рассматриваемого явления, при этом сохраняя необходимую степень абстрактности.
Таким образом, форму государства следует рассматривать как многоаспектное явление,
как комплексное правоотношение, а не сводить ее исключительно к положению главы
государства или способу организации публичной власти[2].

Стоит отметить еще один
момент: современное понимание формы государства отличается от исторических
подходов. Форма правления — довольно динамичный институт, который обрастал
новыми критериями и характеристиками по мере развития государственных
институтов и усложнения общественных интересов. Частым примером в науке
является классификация форм правления Аристотелем. На основании того, кто
осуществляет власть, он выделял чистые (совершенные) формы правления и
несовершенные. К чистым формам он относил монархию (единоличное правление);
аристократию (правление лучших, т.е. власть ограниченного круга лиц); политику
и республику (общественное дело). Несовершенными, по его мнению, являлись такие
формы как тирания, олигархия и демократия[3].

В некоторых странах по
сей день обобщаются понятия формы правления и политического режима, что
неудивительно, ведь на протяжении долгого времени одно предполагало другое.
Появление республик и развитие институтов непосредственной демократии было
связано со свержением абсолютной власти, это положило начало процессу
преобразования монархий в республики. На начальных этапах развития этих форм их
различие было очевидно — монархии в большинстве своем были абсолютными, а в
республиках устанавливалась сменяемая власть, появились выборы и референдум.
Позже большинство сохранившихся монархий с целью дальнейшего выживания были
вынуждены пойти на компромисс, суть которого отразилась в «дарованных»
конституциях. Были введены демократические режимы, и монархическая форма
правления в таких странах отделилась от политического режима. Но, по сей день
зависимость формы правления и политического (или государственного режима) друг
от друга актуальна при абсолютной монархии. В конституционных монархиях ныне
существует довольно развитая демократия. То, что данное обстоятельство выражает
положительную тенденцию — практически бесспорный факт, но оно усложнило государственное
устройство и привело к необходимости выделения новых критериев при
разграничении форм правления[4].

Но трудности могут быть
вызваны не только какими-то более или менее объективными явлениями. Исследуемый
феномен государственности мыслится исключительно на понятийном уровне и требует
применения рациональных методов познания — суждений и умозаключений, которые,
трансформируясь сквозь призму сознания конкретного ученого, налагают на
результат исследования ярко выраженный отпечаток субъективизма, порождая в
научной среде множество противоречий, связанных не только с определением, но и
с терминологическим обозначением определяемого явления. Отметим, что наряду с
термином «форма правления» также употребляются «модель правления», «институт
правления», «вид правления», «система правления». Представляется, что данные
понятия не являются тождественными, тем не менее, определяются они весьма
схожим образом. Таким образом, еще одним препятствием на пути разработки
единого подхода к определению исследуемой категории является
недостаточная ясность в вопросе ее терминологического обозначения.

Как было отмечено выше, основной
критерий классификации делит формы правления на два вида: республику и
монархию.

Исторические
корни республиканской формы правления обнаруживаются в древнем мире в виде
афинской демократии и римской аристократии. Следующим этапом в развитии идеи
республики стали города-государства средневековой Европы, возникающие на
территориях таких современных стран, как Россия, Италия, Германия и некоторых
других, а также бывших субъектов и административно-территориальных образований
Социалистической Федеративной Республики Югославия. Окончательно республики
окрепли и сформировались вследствие происходивших в Новом времени
многочисленных буржуазных революций.

В сравнении с
присущими монархии преемственностью властных полномочий посредством
престолонаследия и лишением простолюдинов возможности влиять на политические
процессы в стране, республиканскую форму правления характеризует появление
таких социально значимых общественно-политических явлений как:

плебисцит – высказанное населением [1] Ахвердиев Э.А.
Форма правления и политико-правовые факторы, влияющие на становление формы
правления // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2018. № 1. С. 72. [2] Максимов А.А. К вопросу о факторах,
определяющих форму правления в государстве в историко-правовом контексте //
Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2018. Т. 7. № 1-1 (9). С. 181. [3] Чернова Э.Р.,
Абдуллин А.Р. Классификация формы правления // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 7
(23). С. 518. [4] Ахвердиев Э.А. Указ. соч. С. 73.

 

Содержание:

 

Введение 3
1. Понятие и сущность монархии 4
1.1. Монархия как форма правления 4
1.2. Понятие и сущность монархии в скандинавских странах 10
2. Монархические формы правления и особенности внешней политики, скандинавских странах (на примере Дании, Швеции и Норвегии) 11
2.1. Полномочия монархов в процессе осуществления внешней политики скандинавских стран: формальный аспект 11
2.2. Монархическая традиция и принципы внешней политики скандинавских стран: фактическая роль монархии 15
Заключение 22
Список использованной литературы 23

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Монархическая форма правления ранее существовала в большинстве государств мира, на сегодняшний день только около 40 стран являются монархиями. Хотя в некоторых постсоциалистических странах до сих пор есть немало желающих вернуть монархию (например, в Болгарии, Румынии и др.).
Монархия — это форма правления государства, в котором государственная власть сосредоточена в одних руках и, как правило, передается по наследству. Важнейшей чертой монархии является пожизненное занятие поста главы государства (в истории никогда не существовало временных монархов). Кроме того монарх обладает независимостью и юридическим иммунитетом, индемнитетом и олицетворяет единство нации.
Однако в современном мире есть существенные отклонения от данных правил. Так, например, в Великобритании монарх не обладает реальной властью, поскольку государством, по сути, управляет премьер-министр, а монарх лишь олицетворяет верховную власть, является символом единства нации и гарантом стабильности общества. В ряде стран наоборот власть монарха намного больше, чем это предусмотрено конституцией государства (Иордания, Марокко).
Цель курсовой работы – охарактеризовать монархию в современном мире.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
 Рассмотреть понятие и сущность монархии;
 Проанализировать монархические формы правления и особенности внешней политики, скандинавских странах.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Институт монарха — это пережиток феодального прошлого, а в некоторых странах и более древних традиций. Развитие современного общества показывает, что число монархий сокращается, республиканская форма правления провозглашена после второй мировой войны во многих ранее монархических странах. Восстановление монархий в некоторых странах (в Испании, Камбодже) является исключением из правила. Вместе с тем государства, на данный момент имеющие монархическую власть, не спешат ее заменить, и, несмотря на общие тенденции мирового развития, шестая часть государств мира являются монархиями. В некоторых странах, где уже утвердилась республика, появилась ностальгия по монархической власти.
Существует множество монархических движений во Франции, Греции, Албании, Бразилии и других странах. Так в 1993г. в Бразилии был проведен референдум по вопросу восстановления монархии, но его результаты были отрицательными. Даже в России некоторые политики считают, что более приемлемо было бы правление монарха. В это году 100-летняя годовщина революционных событий, которые изменили ход истории нашей страны, но практически всегда были сторонники возращения монархической формы правления. Однако, по общему мнению, эта идея является нереальной. Основным аргументом сторонники монархической формы правления считают политическую независимость монарха, возможность сохранения своего статуса независимо от соотношения политических сил. Вместе с тем использование монархом своей власти зависит не столько от конституционных положений, а от личности монарха, традиций страны и отношения населения к монарху.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие и сущность монархии
1.1. Монархия как форма правления
Монархия как особая форма государственного правления. В самом термине монархия непосредственно отражено ее содержание (лат. Monarchia от давн.-греч. Μοναρχία «единовластие»: μόνος «один, единственный» и αρχή «власть, правление»), т.е. моноправлиння, и характеризовался устойчивостью, стабильностью, долговечностью, поскольку обуславливалось сущностью государства сословно-кастового общества, его монократический формой.
История государственно организованного общества свидетельствует, что монархия как историческая форма государственного правления является одной из древнейших. Она сложилась еще на заре появления государства в обществах ранних земледельческих культур. Здесь организация власти, которая осуществлялась на жестко централизованной основе, была наиболее эффективной, понятной, отвечала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производства [3].
Как известно, монархия существует на основе трех основных принципов: бессрочности (вечности), престолонаследии и непогрешимости трона (безответственность) 1. Бессрочность означает, что власть монарха не ограничивается определенным сроком полномочий. Существует только два способа прекращения полномочий монарха: смерть или отречение. Последнее означает, что монарх добровольно прекращает свои полномочия и больше не считается главой государства. Престолонаследие означает, что монарх, как правило, получает свою власть по наследству от предшественников. С этой точки зрения безусловный интерес представляет Ватикан. Как известно, «князья церкви» выбирают Папу. В то же время считается, что Папа, выбирая себе новое имя, лишается прошлого, наследуя свой трон от апостола Петра. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своих родных федеративных выборных монархиях. В каждой из этих государств глава государства переизбирается раз в пять лет. Это сближает главу государства монарха с президентом, а монархическую форму правления республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, потому что главой государства не может быть избран любой гражданин, соответствующий избирательным требованиям, а только один из «местных монархов» правителей составных частей федерации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы