Курсовая теория на тему Монархия как форма правления: история и современность.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ 4
1.1 Понятие и сущность монархии 4
1.2 Основные признаки монархии 6
ГЛАВА 2. ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ МОНАРХИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ 12
2.1 Исторические разновидности монархий 12
2.2 Современные монархические государства 14
ГЛАВА 3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 19
3.1 Достоинства и недостатки монархии 19
3.2 Перспективы монархической формы правления в современном мире 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Форма правления, при которой герцогу, императору, королю, князю0 султану, фараону, царю, шаху и т. п. единоличному главе государства – монарху – полностью или частично принадлежит верховная государственная власть, представляет собой монархию, где монарх перед населением юридической ответственности не несет и занимает престол, как правило, по наследству. Монарх во всех странах с монархической формой правления является особой неприкосновенной. Еще со времен Аристотеля формы государственной власти описывали многие выдающиеся философы и мыслители на протяжении многих столетий. Являющаяся вплоть до начала XIX века монархия, представляющая одну из самых древних форм правления, для всех государственно-организованных народов была своего рода правилом. Даже в современном мире продолжается «спор» между монархией и исторически более прогрессивной формой правления, какой является республика.
Актуальность темы, выбранной для написания данной работы, заключается в том, что в политико-правовой мысли одним из основных является вопрос об организации между населением и властью взаимодействия, о характеристике порядка образования высших органов государственной власти как форме правления. Необходимо подчеркнуть, что огромную роль форма правления играет в государственном устройстве, т. к. именно она те или иные соответствующие или противоречащие ее сущности процессы общественно-государственной жизни замедляет или ускоряет, уничтожает или соблюдает, отвечает в области управления страной за принятие ключевых решений.
Монарх не только за результаты своей деятельности не несет никакой юридической ответственности и выступает от имени всего народа, как «отец», но и фактически собой олицетворяет государство. Монарх признается возведенным Божьей милостью на престол, духовным вождем, сакральным руководителем независимо от того, ограничена его власть парламентом, конституцией или является абсолютной. Монарх олицетворяет весь народ, возвышается над существующими в стране партиями, сословиями и классами. Однако, помимо всего прочего, власть монарха все же имеет нравственное ограничение, выраженное в его ответственности перед собственной совестью и перед Богом.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения в государствах с монархической формой правления. Предметом исследования в данной работе являются исторические особенности развития монархической формы правления.
Цель данной работы состоит в изучении монархии как формы правления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и сущность монархии;
— определить признаки монархии;
— изучить исторические разновидности монархий;
— рассмотреть современные монархические государства;
— выявить достоинства и недостатки монархии;
— представить перспективы монархической формы правления в современном мире.
При написании данной работы использовался формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системный и другие методы.
Теоретической базой исследования стали работы таких видных историков, политологов и философов, как Абдулаев М.И., Венгеров А. Б., Власова Т.В. Головистикова А. Егорцев В.В., Комаров С. А., Летушева Н. И., Морозова Л.А., Мохнач В., Перевалов В. Д. и др., посвященные исследованиям форм государственного правления вообще и монархической форме правления в частности.
Структура работы состоит из введения, трех глав основной части, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной в работе литературы.
Заключение:
Монархическая форма правления — весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, представители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных массовых движений.
В течении многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
В настоящее время в мире осталось только 5 государств, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией — это Бруней, Саудовская Аравия, Оман и Катар, а также Ватикан. В них власть безраздельно принадлежит монарху. Представителями же конституционной монархии являются: в ее дуалистической разновидности Иордания, Марокко, Кувейт (последнюю иногда относят к абсолютной монархии), парламентскими являются Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Лихтенштейн, Монако, Андорра, Япония и др.
В последние годы процесс «республиканизации» заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Азербайджан, Грузия, Молдова, а в некоторой степени и России.
В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят, как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривался вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример — провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.
В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определённый промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями. Некоторые политики считают, что в настоящее время в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха.
За последние десятилетия в России произошел сильный упадок экономики, практически полностью были парализованы промышленность, сельское хозяйство. Все чаще встречаются случаи коррумпированной власти. Постоянно идет борьба за высшие должности. В такой обстановке страна развиваться и прогрессировать не может. Сторонники монархии утверждают, что если государством будет править преданный России и волевой монарх, то страну удастся поднять на высокий уровень. Возможно, монархия могла бы расставить все по своим местам, ведь как уже упоминалось, авторитет монарха полностью зависит от его государства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
1.1 Понятие и сущность монархии
Форма правления, при которой монарху – единственному главе государства высшая государственная власть принадлежит пожизненно, представляет собой монархическую форму правления. При этом перед населением монарх ответственности не несет и престол занимает по наследству. Несмотря на то, что в разных странах монарх носит разные названия, например, в Лихтенштейне – князь, в Люксембурге – великий герцог, в Объединенных Арабских Эмиратах и Кувейте – эмир, в Брунее, Малайзии и Омане – султан, Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Швеции – король, по закону он не подлежит никакой ответственности и является неприкосновенной особой абсолютно во всех монархических странах.
Следует обратить внимание на то, что монархия эффективно выполняла немногочисленные классовые и общесоциальные функции государственного управления, а именно : взимание дани и налогов; религиозно-культовые отправления; создание информационных служб; защиту от нападения и ведение войн; организацию по строительству культовых, ирригационных и др. совместных работ; создание страховых фондов и запасов; учет и распределение результатов труда и т. п. Монарх в государство объединяет и сплачивает своих подданных, выступает как «отец нации» и представитель своего народа, как глава государства выступает во внутренней и внешней политике, фактически само государство персонифицирует .
В то же время, необходимо уточнить, что единоличное правление, осуществляемое монархом, не означает того, что в государстве все дела монарх решает сам; назначаемые непосредственно им и объединенные в различные органы государства служащие, чиновники, министры и советники осуществляют управление делами государства. Однако, решения по самым принципиальным и важным государственным вопросам принимает лично обладающий всей полнотой власти монарх, власть которого суверенна и верховна. Власть монарха распространялась на все, в том числе, и судебную сферы жизни, зачастую либо наделялась религиозным ореолом, либо вообще объявлялась священной, поэтому последней и высшей инстанцией был монарх и в процессе обжалования судебных решений . Таким образом, власть монарха может объединять все ветви государственной власти в его лице, может распространяться на законодательную, исполнительную и судебную сферу государственной деятельности и ограничений практически не знает.
Монархическая власть отличается порядком своей легитимации: эта власть, как правило, передается по наследству . В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти, но общее в том, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке. Бессрочность монархического правления означает то, что срок правления не устанавливался заранее. При этом три основные системы престолонаследия существуют в настоящее время, а именно :
— австрийская система, при которой преимущества во всех степенях и во всех линиях родства имеют мужская линия и мужчины, однако, женщины не исключаются, но наследуют престол лишь при полном пресечении всех мужских линий и всего мужского потомства;
— кастильская система отдает предпочтение мужчинам и из очереди престолонаследия женщин не исключает, при этом в Великобритании, например, старшую сестру исключает младший брат;
— салическая система заключается в том, что из круга престолонаследников женщины полностью исключаются, т. е. только по мужской линии осуществляется наследование, как, например, в Швеции.
Так называемая «клановая», особая форма престолонаследия существует в Катаре, Кувейте и Саудовской Аравии, при которой через семейный совет правящая семья избирает наследника. Регентство или осуществление в случае временного отсутствия монарха, его продолжительной болезни, малолетства или вакантности престола в монархиях полномочий главы государства регентом единолично или регентским советом коллегиально, является еще одним важным институтом монархической формы правления . Элементы республики и монархии сочетает в себе особая, выборная разновидность монархии. Например, в Византии существовала именно эта форма правления. Но только глубокой древностью существование данного вида не ограничивается. Сроком на год племенных королей до сих пор избирает совет старейшин в Экваториальной Африке. Полномочия избранного короля этот совет через год либо подтверждает либо не подтверждает. Выборная монархия в настоящее время существует и в Малайзии, где избираемый из входящих в федерацию представителей монархических штатов особым совещанием на пять лет монарх является главой государства.