Курсовая теория на тему Монархия как форма государственного правления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Понятие монархической формы правления в историческом контексте 5
1.2 Признаки и свойства монархической формы правления 6
ГЛАВА 2. РАЗНОВИДНОСТИ МОНАРХИЙ 9
2.1 Абсолютная монархия 9
2.2 Дуалистическая монархия 18
2.3 Парламентская монархия 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Введение:
Актуальность темы исследования. Понятие формы государства раскрывает взаимосвязь между отдельными аспектами государства, дает канву для развертывания понятия «государство» в целостную теорию, систему понятий. При этом ведущим элементом формы государства выступает форма правления или, как ее иногда называют, структурный тип государства.
Форма правления, как и государство в целом, является многоаспектным явлением, поэтому и изучается многими общественными науками. При этом изучение формы правления происходит под разными углами зрения. Гносеологический подход, характерный для теории государства и права, позволяет выявить взаимосвязь между формой правления и его содержанием, сущностью. Исторически-сравнительный подход к изучению формы правления, дает возможность проследить изменение представлений о сущности, критериях классификации, положительных и отрицательных чертах различных форм правления, а также одной формы правления в историческом ракурсе.
Монархия как форма правления является старейшей в мире. Для исследователей одним из интереснейших представляется вопрос о том, как монархической форме правления удалось сохраниться в современных условиях, тем самым пережив современные вызовы демократизации и приспособиться к современным условиям и структуре международных отношений.
Кроме того, в современном политическом дискурсе продолжаются споры по поводу явления демократизации монархического строя в ряде экономически развитых стран странах. В процессе дискуссий поднимается вопрос о функционировании института монарха в современном мире
Объект исследования. Монархическая форма правления, как одна из разновидностей формы государственного правления.
Предмет исследования. Содержание понятия, признаки и виды монархической формы правления.
Цель исследования. Определение особых черт, присущих монархической форме правления, характеристика основных ее видов.
Задачи исследования:
– определение понятия и основных свойств (признаков) монархии;
– характеристика разновидностей монархической формы правления;
– анализ исторических типов монархии для определения их роли в современной жизни общества.
Состояние научной разработки проблемы.
В современных историко-правовых исследованиях следует выделить идеи отечественных специалистов в области монархической формы правления: А.Б. Венгерова, И.А. Иванникова, А.В. Малько, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, В.Е. Чиркина, А.В. Якушева, и др.
Кроме того, интересными кажутся работы А.Ю. Пиджакова, И.Ф. Ракитской, Р.А. Ромашова, В.В. Рогинского, М.А. Сапроновой, Е.Л. Сигачевой, Ю.Г. Сумбатяна, Яковлев А. И. и др. В них авторы формулироруют ряд закономерностей исторического развития монархической государственности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы общетеоретические и специально-научные методы познания правовых явлений: диалектический, сравнительно-правовой, системно-функциональный, логико-семантический, метод системной интерпретации, системного анализа и другие.
Структура курсовой работы. Структура курсовой работы обусловлена ее целью, задачами и характером исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В самом термине монархия непосредственно отражено его содержание (лат. monarchia от давн.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «один, единственный» и αρχή — «власть, правление»), т.е. моноправление. Монархия характеризуется устойчивостью, стабильностью, долговечностью, поскольку обуславливалась сущностью государства сословно-кастового общества, его монократической формой.
История государственно организованного общества свидетельствует, что монархия как историческая форма государственного правления является одной из древнейших. Она сложилась еще на заре появления государства в обществах ранних земледельческих культур. Здесь организация власти, которая осуществлялась на жестко централизованной основе, была наиболее эффективной, понятной, отвечала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производства, духовному миру хлеборобов-общинников.
Как известно, монархия существует на основе трех основных принципов: бессрочности (вечности), престолонаследии и непогрешимости трона (безответственность).
1) Бессрочность означает, что власть монарха не ограничивается определенным сроком полномочий. Существует только два способа прекращения полномочий монарха: смерть или отречение. Последнее означает, что монарх добровольно прекращает свои полномочия и больше не считается главой государства.
2) Престолонаследие означает, что монарх, как правило, приобретает свою власть по наследству от предшественников. С этой точки зрения безусловный интерес представляет Ватикан. Как известно, «князья церкви »выбирают Папу. В то же время считается, что Папа, выбирая себе новое имя, лишается прошлого, наследуя свой трон от апостола Петра. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждой из этих государств глава государства переизбирается раз в пять лет. Это сближает главу государства – монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, потому что главой государства не может быть избран любой гражданин, соответствующий избирательным требованиям, а только один из «местных монархов» – правителей составных частей федерации.
3) Третий принцип – непогрешимость трона – означает, что монарх не несет ответственности перед своими подданными.
Не будет ошибкой указанные принципы дополнить такими признаками, как первичность, владычества по собственному праву, наличие символов монаршей власти.
Монархии, в зависимости от объема и характера полномочий главы государства – монарха, можно разделить на неограниченные и ограниченные. Неограниченная монархия – это такая форма правления, где власть монарха не ограничивается какими-то органами или законом: монарх играет роль единодержавного правителя. Разновидностями неограниченных монархий является деспотическая и абсолютная монархия. Деспотическая монархия – исторический предшественник развитой неограниченной классической монархии, ее первый этап. Власть монарха боготворят, а он сам признается божеством. Абсолютная монархия – неограниченная монархия, где верховная власть целиком и полностью сосредоточена в руках одного человека (короля, царя, монарха).
К современным абсолютным монархиям можно отнести страны Ближнего Востока.
Среди общих черт, характеризующих формы правления государств Персидского залива (Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн и др.), можно отметить то, что глава государства – монарх возглавляет всю правительственную администрацию, назначает на важные государственные должности, награждает, принимает решение о казни и помилования. В странах Саудовской Аравии и Омана в руках монархов сосредоточена вся полнота законодательной и исполнительной власти, а у короля Саудовской Аравии – и высшая религиозная власть. Правительство (совет министров) назначается монархом и проводит заседания под его председательством (премьер-министр председательствующей только при отсутствии монарха).
Ограниченная монархия – это монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией. Парламент имеет полномочия в сфере законодательства, а также в области контроля над деятельностью правительства. Разновидностями ограниченных монархий является дуалистическая и парламентская (конституционная) монархии. Дуалистическая монархия – исторически переходная форма государственного правления, объединяет элементы монархии и незначительные элементы парламентской формы правления.
Дуалистическая монархия является переходной формой государственного правления, где власть делится между парламентом и монархом. Глава государства – монарх, осуществляет высшую исполнительную власть, его решения имеют силу закона, он формирует правительство, которое отвечает перед парламентом и монархом. Такая монархия характерна для стран, где встречаются элементы феодальных отношений. Примером дуалистической монархии в современном мире могут считаться Марокко, Иордания, Кувейт.
Парламентская монархия – одна из разновидностей монархической формы государственного правления, когда главой государства является монарх, но его права значительно ограничены. Глава государства имеет наследственный титул, правительство же формируется парламентским большинством и должно иметь доверие парламента (нижней палаты). В парламентских монархиях подавляющее большинство полномочий главы государства осуществляется другими органами, прежде всего, правительством и его председателем. Положение монарха при такой форме правления характеризуется известной формулой: «царствует, но не правит». Главным отличием парламентской монархии можно считать политическую ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие, правительство должно подать в отставку, или его отправит в отставку монарх. Во многих парламентских монархиях глава правительства назначается актом монарха. Выбор главы правительства не является свободным, так как существуют правовые нормы, писанные и неписаные, указывающие на лиц, которые могут занять этот пост.
Таким образом, монархия является одной из форм государственного правления, характерным признаком которого является единоличная власть, которая передается по наследству по праву крови. Первые государства в истории человеческой цивилизации возникали именно как монархии. Монархическая форма правления в своем историческом развитии прошла ряд этапов: деспотическая, раннефеодальная, cословно-представительная, абсолютная, конституционная.
Современная юридическая наука определяет, что в мире сегодня существует более 40 монархий.
Следует акцентировать внимание на том, что вышеприведенный перечень монархических государств, а затем и их видовой разделение, отражает современную государственно-правовую действительность весьма условно, поскольку не все они обладают необходимыми признаками для их отнесения к монархическому типу. Даже указанные традиционные для монархии признаки (наследственность, бессрочность и безответственность главы государства) не характерны для всех без исключения этих государств. Поэтому вполне уместно считать тезис о том, что реальной монархией является только государство, где сосредоточенная в руках ее главы (монарха) политическая власть «распространяется на все сферы государственной деятельности и является движущей силой всего государственного механизма» .
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие монархической формы правления в историческом контексте
Монархия (от греч. «единовластие») – это форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства, и, как правило, передается по наследству. Монарх (король, царь, шах, султан и т.д.) пользуется властью по собственному праву, которое не делегировано ему никакой властью. А.А. Мишин, известный российский правовед, отмечает, что правовое положение монарха имеет две основные особенности. Во-первых, власть монарха юридически не исходит от какой-либо другой власти, органа или выборного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Во-вторых, власть монарха наследственная и переходит от одного представителя правящего дома (династии) к другому в установленном законом порядке .
А.А. Мишин называет три системы престолонаследия:
1) салическую систему, которая сводится к тому, что наследование престола происходит только по мужской линии. При этом женщины из круга наследников престола исключаются полностью (Япония, Бельгия, Норвегия);
2) кастильскую систему, которая не исключает женщин, но дает преимущество мужчинам (Великобритания, Испания, Нидерланды);
3) австрийскую систему, которая не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество: женщины наследуют престол только тогда, когда нет потомков по мужской линии (такая система была введена в России при царе Павле I в 1797г., после чего, как известно, женщин на российском престоле не было) .
Некоторые историки и ученые к этим трем систем добавляют четвертую, при которой женщины наследуют престол на равных правах с мужчинами. Примером может служить положение шведского Акта о престолонаследии от 1810г. в редакции 1979г., что является составной частью конституции Швеции. Правовед В.Е. Чиркин называет эту систему шведской, и кроме того, представляет пятый и шестой разновидности систем престолонаследия ;
5) мусульманскую, когда трон наследует не определенное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая уже сама решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) сможет занять освободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья при участии высших священнослужителей и мусульманских ученых может устранить короля и поставить на его место другого члена семьи;
6) племенную, когда король рассматривается как главный вождь племени, а его наследника определяет племенной совет, состоящий из многочисленных сыновей покойного .