Курсовая теория на тему Молодёжная субккльтура как социальный феномен
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социально-психологических особенностей подростков 5
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 5
1.2. Социальные настроения молодежи, влияющие на отношения к обществу 9
Глава 2. Изучение особенностей молодежных субкультур как социокультурного феномена #
2.1. Сущность понятия «молодежная субкультура» #
2.2. Молодежные субкультуры как социокультурный феномен #
Заключение #
Список используемой литературы #
Введение:
Актуальность работы. Воспитание молодежи на протяжении многих веков является актуальной проблемой. 
В нашей стране, пережившей за относительно небольшой, в исторических масштабах, период времени, колоссальные изменения в менталитете общества, воспитание подрастающего поколения стало национальной политикой государства.
Юношескому возрасту присуще стремление к социальной эмансипации. Это,  с одной стороны,  закономерность в развитии личности, обусловленная особенностями  протекания возрастных изменений, с другой – феномен, обуславливающий эволюцию развитии общества в целом. 
Субкультуры – это группы, в которых молодежь удовлетворяет свои, прежде всего, духовные потребности: в понимании мира, в проявлении собственной индивидуальности и в стремлении идентифицировать себя с чем или кем либо. 
Это способ самовыражения, способ  взросления, выражающийся в освобождение от родительского контроля, способ противостоять ограничивающим догмам общества. Но что представляет собой та или иная культура, какие именно ценности она в себе несет? Почему молодежь выбирает ту или иную группу? 
Таким образом, при изучении субкультуры целесообразнее рассматривать  именно подростковый возраст, так как в этом возрасте зарождается потребность противопоставления  собственного Я общепринятым нормам и формам общественных взаимоотношений.
Цель исследования – изучить особенности  молодежной субкультуры как социального феномена.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить психологические особенности подросткового возраста;
2. изучить социальные настроения молодежи, влияющие на отношения к обществу;
3. определить сущность понятия «молодежная субкультура»;
4. проанализировать молодежные субкультуры как социокультурный феномен.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что молодежные субкультуры не возникают спонтанно. На культурное поведение молодежи большое влияние оказывает институциональная культура взрослых. 
Существуют целые индустрии молодежной музыки и моды. Молодежь сама по себе не производит никакой культуры, не усвоив предварительно традиционной культуры. В ходе этого усвоения она может репродуцировать предлагаемые ей готовые формы, которые, в свою очередь, будут пополняться в соответствии с ее потребительскими способностями. 
Молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации возможностей. 
Как показывает практика, на переходном этапе развития общества молодое поколение чаще отрицает опыт старших, чем его усваивает.
Самоутверждение и самореализация молодежи через отрицание может иметь как позитивные, так и негативные последствия, и, в первую очередь, для нее самой. Так, несомненно, позитивным моментом является отрицание большинством представителей молодого поколения устаревших, отживших ценностей и отношений, характерных для эпохи авторитаризма. 
С другой стороны, полное пренебрежение прошлым разрушает историческое сознание подрастающего поколения, следствием чего может стать ценностно-нормативная неопределенность, релятивизм и нигилизм, как его крайняя форма проявления. 
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социально-психологических особенностей подростков
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст представляет собой переход от детства к отрочеству (11-16 лет). В данном периоде, по мнению Л.С. Выготского, одновременно присутствуют и «детские», и «взрослые» тенденции поведения: 
1) тормозящие развитие тенденции (низкий уровень социальных обязанностей и ответственности, родительская опека и т.п.);
2) тенденции, способствующие взрослению (феномен акселерации, рост самостоятельности, появление субъективного ощущения взрослости и т.п.). 
С одной стороны, к подростку предъявляются повышенные требования со стороны родителей, педагогов, а с другой стороны подросток еще не обладает взрослостью, внутренней ответственностью, зрелым отношением к жизни. Его самосознание, образ «Я», ценности только формируются. В подростковом возрасте происходят кардинальные преобразования в сфере сознания, деятельности, в межличностных отношениях. Значительно увеличивается количество стрессовых факторов в значимых для подростка видах деятельности.
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте изменяется в связи с тем, что подростки активно пытаются приобщаться к взрослой жизни, его нормам и ценностям. 
Основное новообразование подросткового периода – это «чувство взрослости», появляющееся в ходе развитие самосознания и самооценки, когда у подростка появляется интерес к себе как личности, к узнаванию своих возможностей и способностей. В подростковом возрасте самосознание еще достаточно неустойчиво, Я-концепция формируется, подросток пытается понять самого себя и свои возможности. 
С точки зрения И.С. Кона, основными линиями развития личности в подростковом возрасте являются:
1. Процесс сепарации и индивидуации (речь идет о постепенном отделении от семьи, от родителей, поиск себя).
2. Процесс самоопределения (подросток узнает самого себя, формирует ощущение собственного «Я» – данный процесс является сложным и болезненным).
3. Процесс определения референтной группы (подросток задает себе вопросы «Кто я?», «С кем я?». В подростковом возрасте особенно важным является принятие сверстниками, эта потребность в установлении связи превышает потребность в самоуважении. Подростку важно сформировать удовлетворяющую его референтную группу. 
4. Процесс развития половой идентификации. Подростки открывают свою сексуальность, проявляют интерес к противоположному полу, это вызывает разного рода переживания.
5. Процесс формирования личной системы ценностей. До подросткового периода преобладающей является система ценностей взрослых (родителей, педагогов), после – подросток пересматривает ранее усвоенные ценности, подвергая прежние установки сомнению.
6. Процесс формирования жизненных ориентиров, целей, профессиональное самоопределение. 
А.Е. Личко выделяет пять точек амбивалентности (противоречивых тенденций) в поведении подростка:
1. Подросток протестует против контроля со стороны взрослых – и в то же время нуждается в адекватной помощи от взрослых, которые должны быть рядом, когда подростки принимают, возможно, неправильные решения, и помогать им учиться на собственных ошибках. В то же время у подростков должно быть достаточно свободы, чтобы иметь возможность на неправильные решения.
2. Стремление к близости – страх близости. Подросткам хочется иметь близкие отношения с другими, как со сверстниками, так и с авторитетными взрослыми, но они подозрительны, поэтому долго «проверяют» отношения.
3. Испытание на прочность внешних границ – поддержка и забота со стороны взрослых. Структура или система (семья, школа, церковь, порядки в учебном заведении и т.д.) должны быть крепче, чем подростки, проверяющие их на прочность. Это основная составляющая безопасного взросления.
4. Мысли о будущем – ориентация на настоящее. Подростки, готовящиеся к поступлению в институт, с одной стороны хорошо понимают, что для этого нужно много заниматься, а с другой – им хочется свободно проводить время, отдыхать.
5. Сексуальное созревание – неподготовленность к сексуальному опыту в психологическом плане: подростки активно интересуются областью сексуальности, но вступать в сексуальные отношения эмоционально пока не готовы.
В подростковом возрасте начинается сознательное формулирование ценностных ориентаций. При этом, противоборство двух тенденций – быть «как все» и быть «иным», чем окружающие, создает для подростка ситуацию высокой стрессовой напряженности. 
Неспособность подростков самостоятельно проживать стресс, делая для себя выводы, часто приводит к девиантному (отклоняющемуся) поведению. В качестве причин девиантного поведения можно выделить дезадаптацию подростка в ситуации школьного обучения, когда он не справляется с возложенными на него новыми обязанностями, с новой ролью и ответственностью за него, при этом не получает необходимой поддержки, заботы со стороны значимых взрослых (родителей, педагогов). Кроме того, у подростка могут не складываться отношения со сверстниками, от которых он может чувствовать отвержение и также отсутствие поддержки. 
Данная ситуация вызывает достаточно сильное психоэмоциональное напряжение у подростка, которое может находить выход в разного рода девиациях.
Девиантное поведение имеет различные формы проявления. В детском и подростковом возрасте опасной является склонность к ранней алкоголизации, токсикомания и наркомания. 
Эти дети и подростки относятся к «группе риска», в отношении них требуется специально организованная комплексная медико-психолого-педагогическая работа. 
Самой тяжелой формой девиантного поведения является преступность как посягательство на социально-политические и нравственные нормы общества, личную безопасность и благополучие других людей. Возрастающая преступность среди детей и подростков на сегодняшний день все больше вызывает тревогу и требует принятия психолого-педагогических мер. В девиантном поведении подростков присутствует высокая степень их личностной включенности, при этом критика к совершаемым поступкам снижена, что обусловливает возможность повторения преступного поведения.