Курсовая теория на тему Моисеев Закон и Римское право
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Список сокращений 3
Введение 4
Глава 1. Моисеев закон 12
1.1. Моисеев закон как источник ветхозаветного права 12
1.2 Ветхозаветное право 18
Глава 2. Римское право 22
2.1. Источники Римского права 22
2.2. Римское право 24
Глава 3. Ветхозаветное и Римское право 27
3.1. Сравнение Моисеева закона и Римского права 27
3.2. Соответствие Моисеева закона и Римского права 31
3.3. Приход христианства в Рим 36
Заключение 51
Список литературы 54
Введение:
Утверждается, что значительная часть Закона Моисея, носит сугубо национальный характер и утверждает отделенность еврейского народа от остального мира. Мы, однако, будем настаивать именно на глобальном характере Моисеева Закона. Отделенность народа и большая часть закона, касающаяся ритуальной чистоты и т. д., носила защитную функцию, была призвана сохранить суть Закона для того, чтобы впоследствии, уже в Новом Завете, распространить его сущностную часть на всё человечество. Не зря Господь Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф: 5.17). Закон Моисея, содержащийся в Пятикнижии, не мог и не должен был регулировать все стороны жизни еврейского народа, но, также, как и концепция «Прав человека» стоял выше всех локальных законов и обычаев. В известном смысле, если считать каждое колено отдельным протогосударством, то, так же, как и «права человека» он носил «международный» характер.
С религиозной точки зрения, любой юридический закон является интерпретацией фундаментального нравственного закона, который столь же объективен, как и законы природы. Именно поэтому «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим: 2.14).
Как законы природы могут выражаться различным образом (математическими или иным), и любое выражение не будет полностью адекватно лежащему в основе Закону Природы, так и юридические выражения нравственного Закона всегда некоторым образом ограничены, и Закон Моисея — не исключение. Однако, Закон Моисея имеет в фундаменте нечто абсолютно иное, чем в концепции «прав человека»: Источником Моисеева Закона является не Бог в отдельности и человек в отдельности. Закон носит характер завета, то есть договора между Богом и сотворенным им человечеством в лице еврейского народа и, в конечном итоге, с каждым человеком.
С позиции общей нравственности также следует обратить внимание на развитие римского права, которое по своей сути не являлось зависимым от Общего нравственного закона.
Нравственный аргумент совершенно не зависит от Библии, Церкви или того, что называют «специальным откровением» вообще. Оно относится к так называемому «общему откровению» – тому, что можно знать о Боге вне библейского откровения. Он вообще не обращается к Библии или Церкви. Он указывает нам на бытие нравственного Законодателя и Судии, и указывал бы, даже если бы никакой Библии в глаза не видели. Поэтому критика Библии никак не подрывает этот аргумент. Объективность – это главный критерий Общей нравственности.
«Объективно» – значит, что существует независимо от нас и наших мнений, в том числе мнений других людей. Существовали общества, где приносить младенцев в жертву Валаам считалось правильным, были общества, где лишать жизни раба не считалось преступлением, прямо сейчас мы живем в обществе, где считается допустимым лишать жизни младенцев во чреве матери. Объективность морали означает, что добро и зло не меняется в зависимости от взглядов, принятых в том или ином обществе.
При этом, конечно, люди могут расходиться во мнениях, что именно сообразно этому объективному моральному закону, и какие действия из него вытекают. Дело обстоит точно также и с обычным, юридическим законом — адвокаты сторон, очевидно, трактуют закон по-разному, каждый — в интересах своего клиента. Но для того, чтобы между сторонами имел место судебный процесс (а не драка) они должны апеллировать к одному и тому же своду законов. Притязания (обоснованные или нет) тех или иных людей на то, что их позиция справедлива возможны только в том случае если Закон реален.
Заключение:
Законодательство Моисея представляется в настоящее время одной из систем, в которой история периодически выражала всю сумму исторически выработанных и признанных плодов религиозного, нравственного и умственного развития, что составляет круг идеального мировоззрения. Так, Законодательство Моисея тесно связано с обычным ходом исторического развития общества.
Аналогично десяти заповедям Моисеева законодательства, в Римском праве существовало право «двенадцати таблиц».
«12 таблиц» предоставляли римским гражданам право распоряжаться своим имуществом по завещанию (testamentum). Если же такое завещание не было составлено, то наследство переходило к ближайшим родственникам — агнатам первой степени, каковыми считались те, кто ранее находился под отцовской властью умершего: родные и усыновленные дети, внуки от умерших сыновей.
При отсутствии прямых наследников (heredes) имущество переходило к агнатам второй степени: братьям, сестрам или матери умершего — если она состояла в браке с его отцом (cum manu), то была во власти мужа и в этом случае юридически находилась на положении сестры своего сына. Если же не было агнатов, то наследство переходило к сородичам — gentiles. Наследниками вольноотпущенников признавались их патроны, а в случае их более ранней смерти — агнаты патронов.
Взаимоотношения вольноотпущенников и их бывших владельцев, взаимные обязанности патронов и клиентов были подвергнуты в «12 таблицах» детальной регламентации.
Содержавшиеся в «12 таблицах» нормы не подлежали отмене; в последующие времена они только подвергались актуализирующей их интерпретации и дополнялись новыми законами (leges), которые издавались трибутными и центуриатными комициями.
Законодательную силу имели также сенатусконсульты — постановления сената, формально носившие характер рекомендаций.
В обоих системах в брак не могли вступать кровные родственники по прямой линии, а также родные и двоюродные братья и сестры, дяди с племянницами и тетки с племянниками.
Препятствия для брака вытекали также из принадлежности к разным сословиям, граждане не могли жениться на чужестранках, существовали и другие ограничения при выборе супругов.
Римское право и Моисеев Закон сравниваются как независимые отображения общего нравственного Закона, который дан от сотворения мира Богом.
Так же, как закон природы один, но разные исторические эпохи люди выражали по-разному (например, Закон тяготения Ньютона и Общая теория относительности Эйнштейна выражают один закон природы).
Моисеев Закон ставится как образец, так как он дан Богом Моисею на горе Синай в XV веке до н.э. Закон Моисей понимается как богодухновенный артефакт. Часть Моисеева Закона утратила значение в Новом Завете, однако он является отражением того же нравственного закона, который более точно интерпретируется в христианстве. Закон Моисея — детоводитель ко Христу (Иоанн Златоуст. Гомилии на Послание к Галатам).
Римское право сравнивается с Моисеевым Законом на том же основании, на котором Иустин Философ проводит параллели с греческой философией: Моисеев Закон вел ко Христу иудеев, Философия — Эллинов. (1-я и 2-я Апологии).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МОИСЕЕВ ЗАКОН
1.1. МОИСЕЕВ ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК ВЕТХОЗАВЕТНОГО ПРАВА
Закон Моисея состоит из более, чем 600 заповедей, рассыпанных по 4-м книгам Пятикнижия. Особняком стоят в нем Десять заповедей, которые Господь передал Моисею на горе Синай (Исх. 19–20).
Следует отметить, что Заповеди Закона были приняты как выражение свободного союза народа с Богом, заключенного между равноправными сторонами. Это — уникальное явление в мировой истории права. Законы других народов либо были, как бы, продиктованы Богом (законы Хаммурапи), любо имели своим источником каких-либо законодателей-людей (Законы Солона, Законы Ликурга, Законы XII таблиц и т. д.). Таким образом, принятие народом Заповедей символизировало заключение союза между Богом и евреями, при этом союз был принят всем народом.
Те Законы, которые были даны Моисеем еврейскому народу, в качестве цели рассматривали, в первую очередь, регуляцию как религиозной, так и гражданской жизни народа. Поскольку десять Заповедей Моисея определяют моральное поведение человека, они не были отменены более поздним Новым заветом, более того, гармонично вписались в Новозаветное учение.
Так, десять заповедей Моисея содержат азы нравственности, являются тем самым фундаментом, кирпичиком, который закладывается уже в начале формирования личности. Без принципов невозможно существование человеческого общества. Отсюда, Заповеди представляют, своего рода, «Конституцию» не просто еврейского народа, а всего человечества в целом.
Отметим, что Заповеди четко сформулированы и представляют собой свод минимальных требований. Таким образом, их преимущество заключается в том, что человеку, следуя Заповедям, дается много свободы, но определяются ее очень четкие границы. Сущность Десяти Заповедей впоследствии была обобщена и сформулирована в двух принципах любви: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Втор. 6:5) и «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18). Именно в этих двух принципах содержится весь Закон и Пророки — так ответил книжнику Господь Иисус Христос (Мф. 22:37).
Для того, чтобы Божии заповеди приносили реальную пользу человечеству, важно относится к ним, как к чему-то естественному, сделать их «своими», стараясь адаптировать свои поступки под них, свое мировоззрение. Они должны проникнуть в человеческое подсознание и сознание.
Как образно выразился ап. Павел, заповеди должны быть написаны Богом «не на скрижалях каменных, но на платяных скрижалях сердца» (1Кор.3:3). Только в этом случае человек может убедиться в силе Заповедей Господних, которая способна возрождать. Праведный царь Давид писал: «Блажен человек, у которого воля в Законе Господа, и который размышляет о Законе Его день и ночь. Он будет, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет, и все, что он ни делает, будет успешно» (Пс. 1:1–3).
Законодательство, переданное Моисею на горе Синай, содержит, помимо «Деясятисловия» также значительное число законов и правил, касающихся практических вопросов как религиозной, так и общественной жизни. Их практический смысл отображал то социальное и нравственное состояние, в котором находился еврейский народ во время выхода из Египта.
Эта часть законодательства, во многом сохранившая свое значение до сих пор, призвана уменьшить и сгладить последствия повреждения человеческой природы грехом. Так, законодательство Моисея частично кодифицирует и обычное право ближневосточных племен. В этом смысле можно отметить некоторое сходство его с вавилонским кодексом Хаммурапи: исследователи говорят о 35 текстуальных совпадениях между этими двумя памятниками.