Курсовая теория на тему Моделирование в процессе обучения решению текстовых задач в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
Особенности моделирования и содержание начального курса математики и обучение
решению текстовых задач в начальной школе средствами моделирования. 6
1.1 Процесс
обучения решению текстовых задач, виды текстовых задач 6
1.2 Сущность
и особенности организации процесса моделирования. 14
1.3.
Особенности моделирования. 18
1.4. Комплекс
тестовых задач для обучения учащихся средствам моделирования 21
Выводы.. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Введение:
Актуальность
исследования. Реализация системно — деятельностного
подхода, положенного в основу ФГОС основного общего образования, требует в
рамках метапредметных результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы формирование универсальных учебных действий
(регулятивных, познавательных, коммуникативных). Формирование универсальных
учебных действий обеспечивает обучающимся умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию, умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач. В результате изучения предметной области Математика и
обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают
представление о математических моделях; овладевают математическими
рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных
задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных
задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных
информационных процессах в реальных ситуациях.
Познавательные
универсальные учебные действия включают: общеучебные и логические учебные
действия; постановку и решение проблемы. Одно из важнейших познавательных
универсальных действий — умение решать проблемы или задачи в разных сферах
человеческой деятельности. В силу сложного системного характера общего подхода
к решению задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как
модельное для системы познавательных действий. Моделирование относится в особую
группу общеучебных универсальных действий — знаково-символические действия.
В последнее
время теоретические основы отдельных образовательных систем и технологий
активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.
П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С.
Якиманская и др.). Деятельность моделирования ряд авторов, таких как Т. А.
Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.
Моделирование в
предметном содержании математики, позволяет значительно повысить
самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, воображение. Формирует
у детей стремление самостоятельно, разными способами находить информацию об
интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания
новых объектов действительности. Делает образовательную систему школы открытой
для активного участия родителей. Однако в практике школьного образования
педагог не всегда использует потенциал метода в развитии интересов ребёнка, а
применение метода носит ситуативный и формальный характер.
Таким
образом, складывается противоречие между требованиями ФГОС к школьному
образованию, где акцентируется внимание на развитие способностей ученика и
недостаточной компетентностью учителей в организации деятельности
моделирования. Разрешение этого противоречия нацеливает нас на проблему данного
исследования: какие педагогические условия необходимо создать для развития
самостоятельной деятельности по моделированию в процессе использования метода
моделирования.
Объект исследования:
процесс обучения решению текстовых задач.
Предмет исследования: особенности
моделирования в процессе обучения решению текстовых задач в начальной школе.
Цель исследования: выявление
возможности использования моделирования в начальных классах как средство
обучения решению текстовых задач.
Согласно
объекту, предмету и цели были поставлены задачи:
1.
Изучить процесс обучения решению текстовых задач
2.
Выявить сущность и особенности организации процесса моделирования;
3.
Выявить особенности моделирования
4.
Разработать комплекс тестовых задач для обучения учащихся средствам
моделирования.
Гипотеза исследования:
если выявить операционный состав моделирования и на этой основе построить
методику формирования его у учащихся, то такой подход обеспечит овладение ими
этим приемом как средством учения и тем самым повысит эффективность процесса
обучения в целом, так как даст возможность обеспечить большую управляемость
процессом обучения.
Методические
условия успешного формирования действия моделирования на содержании математики
в начальной школе: создание условий для организации работы по освоению детьми моделирования; предварительный
анализ задачи; перевод текста на знаково-символический язык, который
осуществляется графическими средствами;
построение модели; работа с моделью; соотнесение результатов, полученных
на модели, с реальностью (с текстами).
Методологической основой
исследования являются: концепция моделирования в образовании (В.С.Андреев, И.В.
Блауберг, В.Ф. Взятышев, Б.С. Гершунский, А.С. Запесоцкий, Г.И.Ибрагимов, О.Г.
Прикот, Т. Хюсен и др.), идеи совместной деятельности детей и взрослых (В.П.
Бедерханова, С.Пейперт и др.).
Методы
исследования: изучение и анализ научной и методической
литературы по проблеме исследования; методы познания (анализ, синтез,
абстрагирование, обобщение) для обоснования теоретических основ проблемы
исследования, анализ, синтез.
Практическое значение работы
состоит в возможности использования ее результатов учителями при организации
деятельности моделирования.
Структура
курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список
литературы.
Заключение:
Школьный возраст — это возрастной
период, важный для развития познавательной потребности ученика, выражающееся в
форме поисковой, исследовательской активности, направленной на выявление нового.
На протяжении всего школьного периода в процессах социализации, вместе с
игровой деятельностью, определенную значимость играет познавательная и
исследовательская активность.
Исследовательская активность
школьника может быть рассмотрена как самостоятельная, инициативная
деятельность, которую ученик использует для познания новых для него свойств и
качеств объектов окружающего мира, настойчивого поиска решения и значимых для
него проблем
Познавательно-исследовательская
деятельность детей школьного возраста, способствует развитию познавательной
потребности и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и
усвоению нового, облегчает овладение методом научного познания в процессе
поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности.
Важным условием развития
познавательной активности является правильный выбор объектов познания в
познавательно-исследовательской деятельности.
Учеников следует учить исследованию
сущности любого объекта окружающего мира не как такового, а в его логическом
соотношении с той системой предметов, по которым он взаимосвязан и
функционирует.
Сам познавательный процесс должен
иметь следующую структуру: от восприятия объекта как отдельного целостного
образования — к системе объектов, благодаря которой он существует, от них — к
анализу свойств объекта, которые умножают взаимосвязи с другими субъектами
системы
Метод включает
совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по
своему содержанию.
Сущность технологии
моделирования — в функционировании целостной системы дидактических средств
(содержания, методов, приемов и т.п.), которые адаптирует учебно-учительный
процесс в структурных и организационных требований учебного моделирования.
Учебное моделирование
предусматривает системное и последовательное моделирование тренировочного
решения проблемных ситуаций, требующих от участников образовательного процесса
поисковых усилий, направленных на исследование и разработку оптимальных путей
решения проектов и оформление отчетом его практического результата, их
непременная публичная защита и анализ итогов внедрения.
Метод моделирования
ориентирован на самостоятельную деятельность детей (индивидуальную, парную,
групповую) в отведенное для нее время (от нескольких минут до нескольких
недель, а иногда и месяцев).
Моделирование будет
успешным, если соблюдать создание в группе таких условий, которые будут
способствовать развитию детской творческой самостоятельности;
— создание развивающей
предметно-пространственной среды соответствующей деятельности моделирования;
учет возрастных, индивидуальных особенностей детей;
— выявление детских интересов и желаний;
создание в группе благоприятного эмоционального настроя, чтобы каждому ученику
было комфортно; поощрения детей, создание условий для ситуаций успеха,
вовлечение малоактивных детей, стимуляция детской активности;
— сотрудничество детей и
взрослых, активное вовлечение родителей в реализацию деятельности
моделирования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Особенности моделирования и содержание начального
курса математики и обучение решению текстовых задач в начальной школе
средствами моделирования
1.1 Процесс обучения решению
текстовых задач, виды текстовых задач
Следует отметить, что в
настоящее время текстовым задачам отводится ведущая роль в начальном курсе
математики. Если в Государственном образовательном стандарте 2004 года в
содержании изучаемой дисциплины было только указано: «Решение текстовых задач
арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие
модели)». То в ФГОС НОО, введенном в 2011 году, выделяется отдельный раздел
«Текстовые задачи», в ходе изучения которого должны быть сформированы как общее
умение решать текстовые задачи, так и умение решать задачи отдельных видов.
Особое внимание уделяется оценке умения учащихся осознанно работать с условием
задачи. В итоговых работах впервые предлагаются комплексные задания повышенной
сложности, требующие от ученика умения интегрировать знания из различных
разделов программы для решения поставленной задачи.
Таблица 1. Содержание
раздела «Текстовые задачи» ФГОС НОО