Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Моделирование в процессе обучения решению текстовых задач в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
Особенности моделирования и содержание начального курса математики и обучение
решению текстовых задач в начальной школе средствами моделирования. 6

1.1 Процесс
обучения решению текстовых задач, виды текстовых задач  6

1.2 Сущность
и особенности организации процесса моделирования. 14

1.3.
Особенности моделирования. 18

1.4. Комплекс
тестовых задач для обучения учащихся средствам моделирования  21

Выводы.. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   28

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Реализация системно — деятельностного
подхода, положенного в основу ФГОС основного общего образования, требует в
рамках метапредметных результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы формирование универсальных учебных действий
(регулятивных, познавательных, коммуникативных). Формирование универсальных
учебных действий обеспечивает обучающимся умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию, умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач. В результате изучения предметной области Математика и
обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают
представление о математических моделях; овладевают математическими
рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных
задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных
задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных
информационных процессах в реальных ситуациях.

Познавательные
универсальные учебные действия включают: общеучебные и логические учебные
действия; постановку и решение проблемы. Одно из важнейших познавательных
универсальных действий — умение решать проблемы или задачи в разных сферах
человеческой деятельности. В силу сложного системного характера общего подхода
к решению задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как
модельное для системы познавательных действий. Моделирование относится в особую
группу общеучебных универсальных действий — знаково-символические действия.

 В последнее
время теоретические основы отдельных образовательных систем и технологий
активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.
П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С.
Якиманская и др.). Деятельность моделирования ряд авторов, таких как Т. А.
Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.

 Моделирование в
предметном содержании математики, позволяет значительно повысить
самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, воображение. Формирует
у детей стремление самостоятельно, разными способами находить информацию об
интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания
новых объектов действительности. Делает образовательную систему школы открытой
для активного участия родителей. Однако в практике школьного образования
педагог не всегда использует потенциал метода в развитии интересов ребёнка, а
применение метода носит ситуативный и формальный характер.

Таким
образом, складывается противоречие между требованиями ФГОС к школьному
образованию, где акцентируется внимание на развитие способностей ученика и
недостаточной компетентностью учителей в организации деятельности
моделирования. Разрешение этого противоречия нацеливает нас на проблему данного
исследования: какие педагогические условия необходимо создать для развития
самостоятельной деятельности по моделированию в процессе использования метода
моделирования.

Объект исследования:
процесс обучения решению текстовых задач.

Предмет исследования: особенности
моделирования в процессе обучения решению текстовых задач в начальной школе.

Цель исследования: выявление
возможности использования моделирования в начальных классах как средство
обучения решению текстовых задач.

Согласно
объекту, предмету и цели были поставлены задачи:

1.
Изучить процесс обучения решению текстовых задач

2.
Выявить сущность и особенности организации процесса моделирования;

3.
Выявить особенности моделирования

4.
Разработать комплекс тестовых задач для обучения учащихся средствам
моделирования.

Гипотеза исследования:
если выявить операционный состав моделирования и на этой основе построить
методику формирования его у учащихся, то такой подход обеспечит овладение ими
этим приемом как средством учения и тем самым повысит эффективность процесса
обучения в целом, так как даст возможность обеспечить большую управляемость
процессом обучения.

Методические
условия успешного формирования действия моделирования на содержании математики
в начальной школе: создание условий для организации работы по освоению детьми моделирования; предварительный
анализ задачи; перевод текста на знаково-символический язык, который
осуществляется графическими средствами; 
построение модели; работа с моделью; соотнесение результатов, полученных
на модели, с реальностью (с текстами).

Методологической основой
исследования являются: концепция моделирования в образовании (В.С.Андреев, И.В.
Блауберг, В.Ф. Взятышев, Б.С. Гершунский, А.С. Запесоцкий, Г.И.Ибрагимов, О.Г.
Прикот, Т. Хюсен и др.), идеи совместной деятельности детей и взрослых (В.П.
Бедерханова, С.Пейперт и др.).

Методы
исследования: изучение и анализ научной и методической
литературы по проблеме исследования; методы познания (анализ, синтез,
абстрагирование, обобщение) для обоснования теоретических основ проблемы
исследования, анализ, синтез.

Практическое значение работы
состоит в возможности использования ее результатов учителями при организации
деятельности моделирования.

Структура
курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Школьный возраст — это возрастной
период, важный для развития познавательной потребности ученика, выражающееся в
форме поисковой, исследовательской активности, направленной на выявление нового.
На протяжении всего школьного периода в процессах социализации, вместе с
игровой деятельностью, определенную значимость играет познавательная и
исследовательская активность.

Исследовательская активность
школьника может быть рассмотрена как самостоятельная, инициативная
деятельность, которую ученик использует для познания новых для него свойств и
качеств объектов окружающего мира, настойчивого поиска решения и значимых для
него проблем

Познавательно-исследовательская
деятельность детей школьного возраста, способствует развитию познавательной
потребности и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и
усвоению нового, облегчает овладение методом научного познания в процессе
поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности.

Важным условием развития
познавательной активности является правильный выбор объектов познания в
познавательно-исследовательской деятельности.

Учеников следует учить исследованию
сущности любого объекта окружающего мира не как такового, а в его логическом
соотношении с той системой предметов, по которым он взаимосвязан и
функционирует.

Сам познавательный процесс должен
иметь следующую структуру: от восприятия объекта как отдельного целостного
образования — к системе объектов, благодаря которой он существует, от них — к
анализу свойств объекта, которые умножают взаимосвязи с другими субъектами
системы

Метод включает
совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по
своему содержанию.

Сущность технологии
моделирования — в функционировании целостной системы дидактических средств
(содержания, методов, приемов и т.п.), которые адаптирует учебно-учительный
процесс в структурных и организационных требований учебного моделирования.

Учебное моделирование
предусматривает системное и последовательное моделирование тренировочного
решения проблемных ситуаций, требующих от участников образовательного процесса
поисковых усилий, направленных на исследование и разработку оптимальных путей
решения проектов и оформление отчетом его практического результата, их
непременная публичная защита и анализ итогов внедрения.

Метод моделирования
ориентирован на самостоятельную деятельность детей (индивидуальную, парную,
групповую) в отведенное для нее время (от нескольких минут до нескольких
недель, а иногда и месяцев).

Моделирование будет
успешным, если соблюдать создание в группе таких условий, которые будут
способствовать развитию детской творческой самостоятельности;

— создание развивающей
предметно-пространственной среды соответствующей деятельности моделирования;
учет возрастных, индивидуальных особенностей детей;

 — выявление детских интересов и желаний;
создание в группе благоприятного эмоционального настроя, чтобы каждому ученику
было комфортно; поощрения детей, создание условий для ситуаций успеха,
вовлечение малоактивных детей, стимуляция детской активности;

— сотрудничество детей и
взрослых, активное вовлечение родителей в реализацию деятельности
моделирования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Особенности моделирования и содержание начального
курса математики и обучение решению текстовых задач в начальной школе
средствами моделирования

1.1 Процесс обучения решению
текстовых задач, виды текстовых задач

Следует отметить, что в
настоящее время текстовым задачам отводится ведущая роль в начальном курсе
математики. Если в Государственном образовательном стандарте 2004 года в
содержании изучаемой дисциплины было только указано: «Решение текстовых задач
арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие
модели)». То в ФГОС НОО, введенном в 2011 году, выделяется отдельный раздел
«Текстовые задачи», в ходе изучения которого должны быть сформированы как общее
умение решать текстовые задачи, так и умение решать задачи отдельных видов.
Особое внимание уделяется оценке умения учащихся осознанно работать с условием
задачи. В итоговых работах впервые предлагаются комплексные задания повышенной
сложности, требующие от ученика умения интегрировать знания из различных
разделов программы для решения поставленной задачи.

Таблица 1. Содержание
раздела «Текстовые задачи» ФГОС НОО

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы