Курсовая теория на тему Моделирование в описательной речи детей с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 5
1.2. Особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР 9
ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ 14
2.1. Использование наглядных моделей в процессе обучения дошкольников описательной речи 14
2.2. Моделирование с детьми с ОНР 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.
Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка. Такое положение подтверждает в своих трудах Л.С. Выготский, отмечая, что становление личности имеет непосредственную связь с овладением речью, в процессе чего изменение взаимоотношений с окружающими перестраивает отношение ребенка к людям и самому.
При этом в последнее время многие дошкольные учреждения переходят к применению нетрадиционных методов работы с детьми среднего дошкольного возраста. Среди таких методов, которые позволяют достигать эффективных результатов в развитии описательной речи, можно назвать наглядное моделирование, представляющее собой совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания словесной информации.
Степень изученности темы. Проблемой развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Вопросы формирования описательной речи, в частности составление описательных рассказов, изучались Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым и др. Такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др. в своих исследованиях говорят о том, что в среднем дошкольном возрасте у ребенка происходит развитие осмысленного восприятия, что позволяет им понимать произведение и развивать тем самым описательную речь.
Целью исследования является теоретическое изучение особенностей использования моделирования при развитии описательной речи детей с общим недоразвитием речи.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности развития описательной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Охарактеризовать особенности использования наглядных моделей в процессе обучения дошкольников описательной речи.
4. Исследовать особенности моделирования при работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс развития описательной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Предметом выступает метод моделирования как средство развития описательной речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Структура курсовой работы определяется ее целью и задачами, и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
На сегодняшний день, теория и практика дошкольной коррекционной педагогики и психологии широко изучает проблему создания психолого-педагогических условий для развития связной речи дошкольников. Такой интерес к проблеме связной речи объясняется тем, что практические работки дошкольных организаций сталкиваются с трудностями, которые можно определить как недостаточная изученность условий и сложность онтогенеза языковой способности детей среднего дошкольного возраста.
Помимо того, было определено, что связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая характеризуется последовательностью систематического развернутого изложения мысли. А развитие связной речи выступает как важное условие успешности обучения детей в школе.
Поэтому владение хорошо развитой связной речью позволяет детям далее успешно осваивать школьную программу, последовательно и полно излагать свои сужения, приводя аргументы и соблюдая логичность высказывания.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей дошкольного возраста является использование наглядных моделей, который представляет собой нетрадиционный метод работы с детьми. Данный метод основан на создании определенных образов в сознании ребенка с помощью специальных наглядных моделей.
Таким образом, важно отметить, что связная речь имеет весьма важное значение для развития ребенка и процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития речи занималось множество педагогов и психологов.
Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Теория и практика логопедии понимает под общим недоразвитием речи такую форму речевой патологии, в которой происходит нарушение формирования каждого компонента речевой системы, среди которых – словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.
В группе детей с ОНР объединяются разные нозологические формы речевых нарушений – дизартрия, алалия, ринолалия, афазия, в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным выше компонентам [5].
Важно заметить, что независимо от различной природы дефектов, дети с ОНР имеют типичные проявления, которые указывают на системное нарушение речевой деятельности, заключающееся в позднем появлении экспрессивной речи, резко ограниченном словарном запасе, выраженном аграмматизме, дефектах произношения и фонемообразования, специфических нарушениях слоговой системы и не развитости связной речи [16].
Среди причин появления стойкой речевой и психологической патологии у детей выделяются в первую очередь те, которые имели место в период внутриутробного развития, во время родов либо в первые годы жизни ребенка. По наблюдениям исследователей данного вопроса, выделяются следующие причины:
• наследственные факторы, куда включается умственная отсталость, психические заболевания, резкое нарушение обмена веществ или гормональные расстройства у родителей;
• осложнения беременности, среди которых вирусные заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группе, частые угрозы выкидыша, какие-либо ушибы живота, продолжительные стрессы или вредные привычки матери;
• особенности родов, когда они могут быть стремительными или затяжными, разного рода осложнения акушерского вмешательства, которые привели к травмам мозга, асфиксии плода;
• послеродовые факторы в период до двух лет. Это могут быть менингиты и менингоэнцефалиты, дизентерия, пневмония или другие заболевания, которые ослабляют организм ребенка;
• влияние среды общения, в том числе длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, двуязычие в семье, социально-бытовая запущенность или неправильное воспитание [18].
Важно так же то, что не каждый из вышеприведенных факторов становится определяющим для возникновения патологии развития. Но нарушения дизонтогенетические, которые приводят к недоразвитию определенных структур и физиологических систем организма, а так же энцефалопатические, приводящие к поражению зон центральной нервной системы, не остаются бесследными для ребенка [15]. Помимо этого, перинатальные факторы гораздо травматичнее постнатальных, так как действуют на менее сформированные клетки мозга. Часто в практике происходит комбинирование нескольких вредностей, вызывающих не только речевые, но и психолого-педагогические отклонения в развитии[21].
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития [11].
Всем детям с ОНР характерно, что появление первых слов происходит позднее, чем у детей с нормой, зачастую это случается к 3-4 годам, а иногда и к 5 году жизни ребенка.