Курсовая теория на тему Моделирование как средство развития связной речи старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы изучения связной монологической речи дошкольников 2
1.1. Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста 2
1.2. Моделирование как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста 17
Выводы по 1 главе 27
Список используемой литературы 29
Заключение:
Анализ научных исследований относительно особенностей развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста показал наличие потенциальных возможностей по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Овладение родным языком рассматривается в современном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Речь – это особая форма деятельности ребенка, особый результат его усилий в освоении жизненного пространства. Исследуя способы речевого общения той среды, которая его окружает, ребенок воспринимает и принимает их как единственно правильные и неизменные. Вариативность возникает на выходе ребенка из семейного окружения в другую среду, когда появляется потребность в общении с другими детьми, взрослыми, что и становится началом приобретения жизненного опыта.
На основе анализа литературы по теме исследования позволят сделать вывод, что развитие связной речи должно происходить от плановой и систематической работы над пересказом литературного произведения к обучению самостоятельному рассказу (А.М. Бородич, М.А. Леушина, Е.И. Тихеева). Содержание детских рассказов необходимо обогащать на основе наблюдения в окружающей среде, надо учить детей находить точные слова, правильно строить предложения, соединять их в логической последовательности в связный рассказ (А.И. Билан, Н.В. Гавриш, Н.П. Орланова), при обучении рассказу следует проводить подготовительную, пропедевтическую работу (Н.Ф. Виноградова, Л. Ворошнина, Э.П. Короткова, H.П. Орланова).
Учитывая все изложенное в данной главе можем сделать вывод, что использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности – источник развития умственных способностей и творчества, речи в старшем дошкольном детстве.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения связной монологической речи дошкольников
1.1. Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Проблему развития связной речи детей исследовали ученые разных стран: русские (А. Бородич, Н. Виноградова, Л. Ворошнина, В. Гербовая, Е. Короткова, Н. Смольникова, А. Ушакова, Е. Тихеева и др.), украинские (А. Билан, А. Богуш, Н. Гавриш, В. Захарченко, А. Зрожевский, С. Ласунова, Н. Малиновская, Л. Михайлова А. Лещенко, А. Омельяненко, Н. Орланова, Т. Постоян, Г. Чулкова и др.), молдавские (М. Лаврик), белорусские (Н. Старжинская), прибалтийские (Р.П. Боша и др.), вьетнамские (Ле Тхи Ань Туэт).
Были изучены особенности становления и развития связной речи детей (Г. Леушина, Л. Шадрина, Л. Михайлова), определено место лексической работы в формировании связных высказываний, в том числе и монологических (А. Смага), обучение детей рассказыванию средствами природы (Н. Виноградова, Н. Орланова), по серии сюжетных картин (А. Богуш, Н. Гавриш, М. Глухенькая, Е. Тихеева, А. Соловьева, Е. Радина, А. Смирнова), средствами пейзажных картин, фольклора, народных игр и игрушек (С. Ласунова, Н. Луцан, А. Соцкая), средствами произведений живописи (Л. Зданевич, А. Соцкая), в речевой-игровой деятельности (А. Богуш, Н. Луцан).
Связная речь старших дошкольников является мощным резервом их умственного развития. Именно с этих позиций важны вопросы генезиса речи, фазовой структуры речевого акта, этапов развития речевого действия как процесса, формирование механизмов речи, роль мотивации в построении самостоятельного высказывания (Л. Выготский, С. Рубинштейн, А. Лурия, C. Соколов, А. Леонтьев, И. Зимняя, А. Маркова и др.).
Несомненный интерес в понимании необходимости формирования представлений о структуре связного высказывания составляют идеи М.М. Бахтина [Бахтин 1986]. Ученый писал, что использование языка осуществляется в форме высказываний, которые характеризуются «не только своим содержанием (тематическим) и языковым стилем, то есть отбором словарных, фразеологизмов и грамматических средств языка, но прежде всего своим композиционным построением» [Бахтин 1986, с. 250]. Любое высказывание как единица речевого общения обладает структурными особенностями с совершенно четкими границами Бахтин 1986, с.263]. Ученый считал, что мы учимся воплощать свою речь в жанровые формы и, слушая чужое высказывание, угадываем его жанр, объем и определенное композиционное построение, предполагаем концовку, то есть «с самого начала мы имеем ощущение речевого целого» [Бахтин 1986, с. 271]. Именно такие представления нужно сформировать у детей старшего дошкольного возраста в процессе становления их речи. Развитие монологической связной речи поможет развить у ребенка способность строить высказывания, как единое целое, во взаимосвязи его структурных элементов.
Взгляды исследователей на лингвистику текста во многом определили подходы к изучению проблемы развития связной монологической речи у старших дошкольников и разработки методики ее развития.
За А.Р. Лурия, формирование речевого высказывания у ребенка проходит в несколько этапов: от появления изолированных слов, изолированных самостоятельных фраз к составлению развернутого высказывания [Лурия 1998]. Ученый отмечал, что внутренняя речь ребенка формируется значительно позже, чем ее внешняя речь. По его мнению, переход к связной монологической речи невозможен, если внутренняя речь будет недостаточно сформированной. Это связано с тем, что после того, как произойдет процесс сокращения, свертывания внешней речи и превращение ее во внутреннюю, становится доступным обратный процесс – развертывание внутренней речи во внешнюю – связное речевое высказывание с характерным для него «смысловым единством» [Лурия 1998].
В свою очередь, А.М. Леушина отмечала, что речь старших дошкольников в значительной степени теряет черты ситуативности и становится более понятной слушателю. То есть речь становится контекстной, речью, которая содержит предпосылки для понимания ее содержания. Сознательное стремление сделать свою речь понятной для слушателей растет у старших дошкольников. Старший дошкольник начинает сам объяснять непонятные слова в своей речи. В этом возрасте речь ребенка обогащается различными синтаксическими формами, появляются различные придаточные предложения и предложения с однородными членами [Леушина 1978].