Курсовая теория на тему модели судебного конституционного контроля
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретический анализ понятия конституционного судебного контроля Российской Федерации 6
1.1 Конституционный контроль в России: история развития и возникновения 6
1.2 Понятие конституционного надзора (контроля) 9
2. Особенности реализации конституционного судебного контроля 12
2.1 Функции, формы и принципы конституционного судебного контроля 12
2.2 Судебный конституционный контроль: виды и модели 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25
Введение:
Актуальность темы исследования подтверждается тем, что конституционный контроль в современном мире является главным фактором стабильности и гарантией прогресса в развитии государства и общества.
Соответственно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и используется на всей территории Российской Федерации. Законы и другие правовые акты, принятые в Российской Федерации, не обязаны противоречить Конституции Российской Федерации. Специальное значение приобретает вопрос реализации указанных конституционных положений в контексте актуальности обеспечения единства правового верховенства и пространства права в России, ставшей предметом пристального внимания со стороны общества и государства .
В современной России прослеживается несовершенство системы государственного управления, в первую очередь структур, которые призваны предоставить единство правового пространства. Одним из центральных вопросов государственно-правового развития является правовая защита Конституции. Этот вопрос как никогда актуален для России в свете проводимых реформ, которые охватывают все в отсутствие исключения самые важные сферы общественной жизни.
Правовая защита Конституции не может быть реальной и даже более эффективной в отсутствие определенного механизма. На сегодняшний день общепризнано, что Конституционный пересмотр является одним из в наибольшей степени эффективных средств правовой защиты Конституции.
В России принята конституционная модель, которые предусматривает формирование на федеральном уровне особого судебного органа конституционного контроля — Конституционного Суда Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации также создаются специальные судебные органы — конституционные (уставные) суды субъектов Федерации.
Хотя Конституционный Суд Российской Федерации является ведущим органом конституционного контроля в России, иные государственные органы также обладают полномочиями в сфере конституционного контроля, что обусловлено необходимостью придания конституционному контролю всеобъемлющего системного характера.
Правовая охрана Конституции в Российской Федерации включает в себя не только лишь защиту федеральной Конституции, но и защиту конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. В России как федеративном государстве совершение конституционного контроля в субъектах Российской Федерации имеет очень большое значение. Невзирая на то, что специальный судебный контроль на федеральном уровне действует в России полностью уже свыше десяти лет, конституционный контроль в субъектах Российской Федерации продолжает развиваться. Хотелось бы отметить отсутствие в Тульской области Уставного суда.
В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что Конституционный пересмотр еще не является в полном объеме системным и комплексным, а единство правового пространства не всегда обеспечивается своевременно и эффективно.
Степень научной разработанности темы опирается на изучение исследований подобных ученых как: Н. С. Бондарь, В. А. Виноградов, Е. И Козлова, Я.В Афисов, Т. В. Герасименко, И. С. Манкевич, Р. А. Самойлова, Т. А. Яковлева и др.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в области конституционного контроля в Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является правовое регулирование конституционного судебного контроля в Российской Федерации.
Целью исследования курсовой работы является изучение проблем системно-федеративного и функционального аспектов конституционного контроля в Российской Федерации.
В зависимости от целевого назначения курсовой работы, выделяются следующие задачи:
1. изучить конституционный контроль в России: история развития и возникновения;
2. выявить понятие конституционного надзора (контроля);
3. рассмотреть функции, формы и принципы конституционного судебного контроля;
4. проанализировать судебный конституционный контроль: виды и модели.
Методологической основой курсовой работы являются разные общенаучные и особые научные методы: системный, историко-правовой, структурно-функциональный, формально-правовой, относительно-правовой, синтез и анализ, логический и иные методы познания.
Практическая и научная значимость исследования состоит во всестороннем и детальном изучении особенностей модели судебного конституционного контроля и потенциального применения полученных данных для последующего изучения темы исследования.
Структура определяется научными целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, которые, в свою очередь, подразделены на параграфы, заключения и списка примененной литературы.
Заключение:
Рассмотрение Конституционным Судом Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов, как правило, связано с оценкой конституционности других нормативных правовых актов, на которых, в свою очередь, они основаны. В соответствии с этим появилась необходимость пересмотра законодательства о компетенции Конституционного Суда Российской Федерации для формального закрепления за ним права на проверку федеральных законов, которые нормативны правовых актов Президента Российской Федерации
Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Федерации в части соответствия не только лишь Конституции Российской Федерации, но и другим нормативным актам, имеющим очень большую юридическую силу в их конституционном толковании.
Конституционный надзор находится в центре всей системы верховенства права. Это связано, в первую очередь, с тем специальным местом, которое, в свою очередь, Конституция занимает в обществе; являясь ее основным политическим, правовым документом, Конституция устанавливает самые важные аспекты социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет главные права, обязанности и свободы граждан. Ее действие распространяется на всю систему общественных отношений, она составляет правовую основу всего законодательства, является ядром всей правовой системы.
Деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан, нормативных актов обязана четко соответствовать Конституции. В отсутствие этого не представляется возможным правовое государство. Но подобная ситуация может быть достигнута только лишь во время наличия эффективной системы конституционного контроля, обеспечивающей точное, последовательное выполнение Конституции, усиливающей ее роль как главного закона страны и выступающей основным гарантом защиты конституционных прав и свобод граждан. В итоге, от ее эффективности зависит деятельность в сфере контроля за законностью в целом.
Необходимость пересмотра Конституции диктуется самой реальностью. Мировой опыт, как и опыт нашей страны, говорит о том, что часто принимаются акты, не определенные законам. Возникают спорные ситуации в области применения Конституции и существующего законодательства. Решение подобных проблем входит в компетенцию органов конституционного контроля, которые, в свою очередь, обязаны обеспечивать правильную реализацию конституционных принципов и исключать любую подмену верховенства права.
Конституционный контроль, под которым, в свою очередь, понимается деятельность по выявлению, проверке, установлению, оценке и устранению несоответствия разных актов Конституции законам, носит неоднородный характер и представляет из себя совокупность его разных вариантов, значительно отличающихся друг от друга. Разнообразие видов конституционного контроля связано, в первую очередь, с очень большим числом полномочий, которые осуществляемы органами конституционного контроля, а кроме того с разнообразием форм организации и функционирования этих органов.
Конституционный надзор включает:
— надзор, совершаемый государственными органами, также и внутриведомственный надзор;
— Конституционный и другие виды судебного контроля;
— прокурорский надзор;
— общественный контроль.
В условиях становления свободного гражданского общества, реальной демократии, создания правового государства, одной из значительных черт которого, в свою очередь, является верховенство права, Конституции и закона, конституционная юстиция все значительно больше становится частью государственно-правовой системы России и ее субъектов.
Специфическим институтом обеспечения и защиты действия принципа верховенства Конституции является конституционный контроль, который, в свою очередь, совершается органами конституционного правосудия.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретический анализ понятия конституционного судебного контроля Российской Федерации
1.1 Конституционный контроль в России: история развития и возникновения
Говоря об установлении Конституционного судебного контроля в современной России, нельзя не отметить, что в нем усматриваются главные черты европейской модели конституционного контроля, хотя она имеет свою специфику, связанную со сложностями перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству.
Главные этапы становления института конституционного судебного контроля в России заключаются в следующем:
1) возникновение представлений о Конституционном судебном контроле в России (XIX-начало XX века);
2) совершение конституционного судебного контроля Центральным Исполнительным Комитетом СССР (ЦИК СССР) при вспомогательной роли Верховного Суда СССР (конец 1920 — х-начало 1930-х гг.);
3) совершение конституционного судебного контроля Президиумом Верховного Совета СССР (конец 1930-х-начало 1980-х гг.);
4) совершение конституционного судебного контроля высшими органами государственной власти: Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР и Комитетом конституционного надзора СССР (1988-1991 гг.);
5) обеспечение верховенства Конституции и ее правовой защиты самостоятельным и независимым органом судебного конституционного контроля — Конституционным Судом Российской Федерации (с 1991 года) .
Практическое совершение конституционного судебного контроля начинается в первые годы советской власти. В это время конституционный контроль совершался Всероссийским Съездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК), который, в свою очередь, имел право отменить почти какой угодно акт, если он противоречил Конституции РСФСР. На практике отмена конституционных актов совершалась Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного комитета. Департамент законодательных предположений осуществил предварительные выводы о конституционности того либо другого правового акта.
В связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик в 1922 году и необходимостью обеспечения соответствия республиканского законодательства общесоюзным нормам функции конституционного контроля передаются центральному исполнительному комитету СССР, а между его сессиями — Президиуму Центрального Исполнительного комитета СССР. Вспомогательную роль в совершении конституционного контроля стал играть Верховный суд, созданный в 1923 году при Центральном Исполнительном комитете Союза Советских Социалистических Республик .
К середине 1930-х годов, когда в Советском Союзе в полном объеме сформировывается и стабилизируется командно-административная система, потенциальное несоответствие, как актов союзных республик, так и ведомственных нормативных правовых актов общесоюзному законодательству могло быть только технической ошибкой, а не проявлением политической воли. В случае появления подобной правовой ошибки она могла быть устранена в отсутствие формального привлечения государственных органов через систему партийной иерархии. В связи с этим принятая в 1936 году Конституция СССР не предусматривала создания специальных органов конституционного контроля, так как функции конституционного контроля могли совершаться регулярно существующим высшим органом государственной власти — Президиумом Верховного Совета СССР и Прокуратурой СССР.
Во второй половине 1980-х гг. начинается масштабный кризис всей системы государственной власти в нашей стране. Осознание необходимости преобразований в обществе ведет к значительным преобразованиям Конституции СССР, Конституции автономных и союзных республик. Значительные преобразования были внесены в ст. 6 Конституции СССР, поправки в ст. 104 Конституции СССР, что привело к совершенствованию высших органов государственной власти-образованию Съезда народных депутатов СССР и реформе Верховного Совета СССР.