Курсовая теория на тему Модели организации прокуратуры в России и за рубежом.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Организационные и правовые основы функционирования прокуратуры в России зарубежных странах 5
1.1. Обзор подходов к классификации моделей прокуратуры 5
1.2. Правовые основы деятельности прокуратуры в России и зарубежных государствах 8
1.3. Место прокуратуры в государственном механизме России и зарубежных государств 11
Глава 2. Функциональные анализ моделей прокуратуры в государственном механизме России и зарубежных государств 15
2.1. Функции прокуратуры в Росси и в зарубежных странах 15
2.2. Роль прокуратуры в уголовном процессе России и зарубежных стран 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Введение:
Прокуратура как орган власти заслуживает пристального внимания в силу своей специфики, определяемой её функциями и положением в системе органов власти. В России статусные характеристики прокуратуры находятся в движении, которое происходит не всегда в одном направлении, последовательно, непротиворечиво. Сегодня во многом остается открытым вопрос определения основных направлений реформирования законодательства о прокуратуре и прокурорском надзоре. Остро встает вопрос о возможности использования зарубежного опыта организации прокуратуры.
Сегодня прокуратуры и сходные с ней органы можно обнаружить во многих странах мира. То, как они организованы, какие функции выполняют и какое место занимают в государственном механизме довольно специфично во всех странах, что проистекает из исторических условий, экономической и политической ситуации.
В этих условиях требуется многоплановое исследование моделей прокуратуры при учете разных сторон ее функционирования, что целесообразно делать путем сравнительного анализа международного опыта организации и деятельности прокуратуры.
Таким образом, сравнительный анализ моделей прокуратуры в России и за рубежом крайне актуален для решения вопроса о будущем российской прокуратуры.
Объект исследования составляют отношения в области организации и деятельности прокуратуры в России и в зарубежных странах.
Предмет исследования представлен существующими в мире моделями прокуратуры.
Цель работы заключается в сравнительном анализе моделей организации и деятельности прокуратуры в России и за рубежом.
Задачи работы:
1. Произвести обзор подходов к классификации моделей прокуратуры в Росси и в зарубежных странах.
2. Охарактеризовать правовые основы деятельности прокуратуры в России и зарубежных государствах.
3. Определить место прокуратуры в государственном механизме России и зарубежных государств.
4. Охарактеризовать функции прокуратуры в Росси и в зарубежных странах.
5. Определить роль прокуратуры в уголовном процессе России и зарубежных стран.
Методологической базой работы стали метод описания и сравнительно-правовой метод. В качестве основных способов сравнительно-правового исследования применялись нормативный и функциональный способы.
Структура работы определена целями и задачами исследования и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав и пяти параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Заключение:
Прокуратура, либо органы аналогичные ей по видам своей деятельности, есть практически в большей части стран мира. Если систематизировать все виды моделей прокуратуры, представленные в зарубежных странах, то можно получить несколько категорий стран с той или иной организацией, функциями и другими характеристики деятельности прокуратуры. При этом, осуществляя группировку государств по указанным моделям можно использовать функциональный и институциональный подходы.
Если полагаться на функции прокуратуры, то обнаруживаются две главных модели деятельности прокуратуры:
1) в условиях первой модели прокуратура представляется органом уголовного преследования, а прокурор выступает как обвинитель;
2) при второй модели прокуратура надзирает за законностью, а прокурор выступает лицом ее контролирующим и обеспечивающим.
По институциональному принципу выделяют четыре модели прокуратуры:
5) Страны с прокуратурой как органом в составе Минюста.
6) Страны с включением прокуратуры только в судебную власть, что сопровождается прикреплением прокурорских органов к судам, либо автономию прокуратуры в составе судебной власти.
7) Страны, в которых прокуратура является самостоятельной системой, подчиняясь парламенту или президенту.
8) Страны, в которых нет прокуратуры или органов которые на нее походят.
Такое разнообразие моделей организации и деятельности прокуратуры проистекает из национальных особенностей страны, ее исторического развития, а также правовой системы. Пожалуй, недопустимо поднимать вопрос о том, какая из моделей имеет право на существование, а какая нет. Если эффект от функционирования высок, то не важно, как она организована, к какой модели принадлежит. Результативность работы прокуратуры говорит о том, что каждая конкретная модель адаптирована под ту или иную страну, государство.
Можно выделить общие черты, характерные для прокуратуры большинства стран. Так, статус и основные полномочия органов прокуратуры зачастую закреплены в Конституции. Деятельность прокуратуры строится на принципе независимости от любой внешней власти. Прокуратура во всех странах призвана защищать интересы государства и общества. Одной из главных ее функций является уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде.
В функциональном плане прокуратура в зарубежных странах действует по трем направлениям:
4) Осуществляет уголовное преследование преступников;
5) Поддерживает обвинение в суде от лица государства;
6) Производит надзор за соблюдением законов на стадии предварительного расследования, а также законностью в местах лишения свободы.
По сравнению с этим, российская модель прокуратуры специфична выполнением правозащитных функций. Более того, российская прокуратура обладает особым статусом, проявляющимся в её самостоятельности, нахождении за пределами трех ветвей власти. Это делает российскую модель прокуратуры уникальной без аналогов в мире.
Компетенция прокуратуры в рассмотренных нами странах во многом носит схожим характером, однако, обладает некоторыми особенностями. Так, различия есть в пределах участия прокурора в уголовном деле, в особенностях взаимодействия с органами власти и др.
На наш взгляд, идеальной модели устройства прокуратуры нет, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Мы придерживаемся мнения большинства ученых, считающих, что не стоит спешить с копированием той или иной прокурорской системы, даже если в ведущих странах мира мы находим определенную организационную схожесть прокурорских моделей.
Фрагмент текста работы:
Прокуратура, либо органы аналогичные ей по видам своей деятельности, есть практически в большей части стран мира. Но именуется он по-разному. По сути, сам термин «прокуратура» можно встретить не часто. Его называют нередко «публичным министерством», в Германии именуют «служба государственного поверенного», а в зарубежных странах, которые имеют англосаксонскую правовую систему, данный институт носит название «атторнейская служба».
Одни только лишь наименования уже свидетельствуют о большом разбросе подходов стран к организации прокуратуры. Если систематизировать все виды моделей прокуратуры, представленные в зарубежных странах, то можно получить несколько групп государств с той или иной организацией, функциями и другими характеристики деятельности прокуратуры. При этом, осуществляя группировку государств по указанным моделям можно использовать различные критерии. Так, О.В. Воронин смог выделить два подхода при осуществлении типологии моделей прокуратуры, назвав их функциональным и институциональным. В соответствии с первым из них, при выделении типов моделей прокуратуры в расчет берется превалирующая функция. Условия второго подхода предполагают учет места прокуратуры в механизме государственной власти.
Если полагаться на функции прокуратуры, то обнаруживаются две главных модели деятельности прокуратуры:
1) в условиях первой модели прокуратура представляется органом уголовного преследования, а прокурор выступает как обвинитель;
2) при второй модели прокуратура надзирает за законностью, а прокурор выступает лицом ее контролирующим и обеспечивающим.
Е.Л. Никитин выделяет следующие исторические модели прокуратуры в соответствии с их функциями:
надзорная;
обвинительная;
смешанная надзорно-обвинительная;
смешанная обвинительно-надзорная.
Перейдем к рассмотрению второго подхода типологии моделей прокуратуры. В ходе исследования актов зарубежного законодательства о прокуратуре и ее месте в системе государственных органов выявляется, что можно выделить несколько моделей организации прокуратуры, определяющая роль ее в системе разделения властей, принадлежность к какой-либо из ветвей власти.
Авторы при выделении вариантов не единодушны во мнении об их количестве. Так, например, А.А. Мячина выделяет в общей сложности пять указанных моделей:
1) Прокуратура подведомственна министерству юстиции как элемент системы этого ведомства (как в Японии);
2) Прокуратура находится в составе судебной власти, является частью судейского корпуса, прикреплена к судам (как в Испании);
3) Прокуратура является самостоятельной системой, претендуя на роль четвертой власти в стране (как в России);
4) Прокуратура находится в составе исполнительной власти (как в США);
5) Прокуратуры как органы власти совсем нет (как в Великобритании).
Большинство авторов выделяет четыре модели прокуратуры по институциональному принципу. Так, например Я.Г. Кейсиди указывает модели, аналогичные тем, что были представлены выше: