Курсовая теория Экономические науки Микроэкономика

Курсовая теория на тему Модели олигополии и их проявление в современной экономике России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОПОЛИЙ, И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Сущность и причины возникновения олигополий 5
1.2. Модели олигополий 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЛИГОПОЛЬНОГО РЫНКА НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ
В РОССИИ 13
2.1. Сравнительный анализ реализации конкурентной борьбы участников
рынка (на примере ExxonMobil и PetroChina) 13
2.2. Особенности конкуренции в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

  

Введение:

 

Олигополистический рынок характеризуется взаимным соперничеством небольшого числа фирм в отрасли, в которой объем рыночного предложения обеспечивается несколькими крупными фирмами. Доминирующие на рынке фирмы охватывают довольно большую часть национального рынка, с одной стороны ограниченную монополией, а с другой – монополистической конкуренцией. В конце ХХ века Россия начала переходить к рыночной экономике и к рыночному хозяйственному механизму. В современное время достаточно сложно найти страну, в которой выполняются все условия чистой конкуренции.
Нынешним бизнесменам заниматься предпринимательством позволяет постоянный контроль со стороны государственных органов. В наше время самыми распространенными рыночными структурами являются олигополия и монополия. Однако монополии лишь в немногих отраслях экономики сохранились в чистом виде. В современной экономике одной из самых распространенных структур рынка является олигополия. Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Почти все технически сложные отрасли промышленности, такие как: электроника, металлургия, химия, автомобилестроение, судостроение, самолетостроение и другие; имеют именно такую структуру рынка – олигополию.
Допущения, на которых базируется вычленение олигополии как особого типа строения рынка, немногочисленны и более реалистичны по сравнению с допущениями, лежащими в основе моделей совершенной конкуренции и монополии. Если в модели совершенной конкуренции однородность продукции является одним из важнейших допущений, а неоднородность продукции является определяющим допущением в модели монополистической конкуренции, то в случае олигополии продукция может быть, как однородной, так и неоднородной. В первом случае говорят о классической, или однородной олигополии, во втором – о неоднородной, или дифференцированной, олигополии. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, но если в действительности отрасль выпускает дифференцированную продукцию, то можно в аналитических целях рассматривать это множество субститутов как однородный агрегированный продукт.
Олигополия характеризуется немногочисленностью продавцов, которым противостоит множество мелких покупателей, покупатели в свою очередь являются ценополучателями, каждый из них убежден, что его поведение не влияет на рыночные цены. С другой стороны, сами олигополисты являются «ценоискателями», каждый из них понимает, что его поведение оказывает ощутимое влияние на цены, которые могут получить за свою продукцию соперники. Возможности входа в отрасль (на рынок) варьируют в широких пределах, от полностью блокированного входа, как в модели монополии, до совершенно свободного, как в модели совершенной конкуренции. Возможность регулировать вход, равно как и необходимость учитывать при принятии решений возможную реакцию соперников, формирует стратегическое поведение олигополистов. Учитывая структуру экономики, в которую наиболее весомый вклад вносят крупные предприятия, изучение олигополии очень важно и актуально.
Цель курсовой работы: раскрыть сущность понятия олигополии, рассмотреть модели олигополии и их проявление в современной экономике России и изучить стратегии поведения олигополиста на рынке.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы олигополий, и их проявления в современной экономике;
2. Провести анализ олигопольного рынка нефтепереработки в Российской Федерации.
Объектом курсовой работы является такая экономическая категория как олигополия.
Предметом курсовой работы являются существующие модели олигополий.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Образование олигополий связано непосредственно с механизмом рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет с рынка слабые предприятия путем либо их банкротства, либо поглощения и слияния с более сильными конкурентами, что ведет к существенному сокращению рыночных агентов.
В литературе советского периода традиционное определение конкуренции давалось с негативным оттенком, подчеркивающим непримиримое агрессивное поведение соперников. В частности, она определялась как, свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров.
Олигополистическая конкуренция в России характеризуется высоким уровнем концентрации, которая необходима и оправдана в отраслях с крупномасштабными технологиями. Многие отрасли имеют небольшое число предприятий.
Экономическое содержание конкуренции состоит в том, что ни один поставщик, ни группа поставщиков не имеют власть над условиями сбыта, и каждый из них заинтересован в снижении издержек, улучшении качества, обновлении продукции и технологий. За конкуренцией стоит свобода индивидуальной предпринимательской деятельности, т.е. безусловная общественная ценность.
Однако, если поставщиков слишком много для данного объема спроса, они будут сбивать цены до уровня ниже издержек. Такая конкуренция разрушительна для ее участников. Поэтому задача антимонопольной политики состоит в поддержании экономически социально приемлемого уровня концентрации рынков, чтобы конкуренция дисциплинировала предприятия и обеспечивала эффективное использование ресурсов.
Оценивая значение олигополистических структур, необходимо отметить неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. В последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность), благодаря их огромным финансовым ресурсам, а также заметному влиянию в политических и экономических кругах общества. Негативный аспект олигополий определяется прежде всего их движением в сторону монополии путем заключения тайных соглашений, что сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.
Несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, а также небольшими исследовательско-конструкторскими предприятиями, осуществляющими инновационную деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники нередко обладают только крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры. Это позволяет говорить о взаимодополняемости этих, казалось бы, разнородных экономических структур.
Олигополия отличается от других рыночных структур не количеством агентов, а типом их поведения, основной элемент которого – учет возможной реакции конкурентов на свои действия. Олигополист должен считаться не только с реакцией покупателей, но и с противодействием своих конкурентов. Жестокая ценовая конкуренция среди олигополистов приводит к тому, что продавцы изменяют свое поведение на рынке и стремятся путем соглашения о ценах координировать свои действия, чтобы избежать разорительной ценовой борьбы. В этом случае конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуальной продукции.
 

Фрагмент текста работы:

 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОПОЛИЙ, И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Сущность и причины возникновения олигополий

Слово «олигополия» было сформировано на греческой основе, а в европейскую лексику его ввел известный английский философ, общественный деятель, писатель-гуманист, юрист Томас Мор, который в течение трёх лет занимал пост лорд-канцлера Англии. Наиболее известен произведением «Утопия», в нём философ привёл пример вымышленного островного государства, на котором изложил своё видение идеальной общественно-политической системы. Ныне это слово используется экономистами как термин, обозначающий определенный тип строения рынка, или ситуацию на рынке, когда несколько крупных конкурирующих предприятий-продавцов противостоят массе относительно мелких покупателей, и на каждого продавца приходится существенная часть общего предложения, представленного в виде однородной продукции или близких субститутов, при этом появление новых продавцов на рынке затруднено или невозможно. Однако, есть экономисты, которые определяют олигополию, не как «рынок немногих», как это делал Томас Мор, а как «конкуренцию немногих». Данным определением они подчеркивают основную особенность этого типа строения рынка. Внушительно большой размер предприятий-олигополистов – это прямое следствие их немногочисленности, в то время как, относительно маленький размер совершенно конкурентных предприятий является следствием их множественности.
На рынках монополии и совершенной конкуренции все виды соперничества между продавцами полностью отсутствуют. В отличие от монополистической конкуренции в условиях олигополии существуют различные барьеры на вхождение в рынок новых фирм. Ясно, что монополист не имеет реальных соперников на своем рынке, так как спрос на его продукцию представляет в то же время и весь отраслевой спрос. Правда, потенциальные соперники у фирмы-монополиста могут быть, но он может укрыться от угрозы вторжения их на рынок за барьером на вход, естественным, легальным или искусственно выстроенным им самим.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы