Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему М.Монтессори и её система развития и воспитания ребенка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 5

1.1. Предпосылки к развитию методики М.Монтессори. 5

1.2. Цели, 
ценности  и особенности в
педагогике М. Монтессори. 9

Глава 2. Положительные и отрицательные черты системы
Монтессори. 22

2.1. Преимущества 
системы Монтессори. 22

2.2. Минусы системы Монтессори. 27

Заключение. 29

Список литературы. 31

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Основная цель современного обучения заключена в создании наиболее
благоприятных условий для развития личности ребенка. Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира.
В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе
использования последних достижений психологии, информатики и теории управления
познавательной деятельностью. Сейчас чётко обозначился переход на
гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном
процессе сохраняются противоречия между фронтальными
формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности
каждого ребенка; необходимостью
дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения;
преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и
деятельностным характером учения. Одним из важных направлений решения названных
проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.
А это развитие должно обеспечиваться
образовательным процессом, основной функцией которого является организация
единого пространства познания и индивидуального развития.

Основной целью для
педагога является развитие общеучебных навыков и общих способностей, а также
создание условий для проявления, раскрытия интересов, склонностей, природных
задатков ребенка.

Все это отражает
актуальность проблемы развития личности для современного построения учебного
процесса.

Педагогической наукой
доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление
её практикой обучения.

Учебно-воспитательный
процесс – это целостная система организации усвоения материала учебного
предмета.

Система образования,
исходя из принципов целостности обучения и воспитания, обеспечивает: усвоение
основного учебного материала; углубление и развитие знаний по отдельным
вопросам; развитие интереса учеников к предмету. Современные аспекты
образования во многом пересекаются с системой обучения М.Монтессори.

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых
женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори
всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача
психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и
переживала, что ими никто не занимается. Она создала свою систему обучения и
воспитания, которую используют и до настоящего времени, поэтому данная тема
актуальна.

Цель
исследования состоит в теоретическом изучении  системы развития и воспитания ребенка
М.Монтессори.

Объект — система развития и воспитания
М.Монтессори.

Предмет исследования — особенности системы
М.Монтессори.

Задачи:

1. Охарактеризовать предпосылки к развитию методики
М.Монтессори.

2. Выделить цели, 
ценности  и особенности в
педагогике М. Монтессори.

3. Охарактеризовать преимущества  системы Монтессори.

4. Выделить минусы системы Монтессори.

Методы
исследования основаны на использовании методологии
системного подхода, конкретизированы совокупностью общенаучных методов: анализ,
синтез, сравнение, группировка и пр.

Структура
курсовой работы базируется на задачах и логике
исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

М.Монтессори сначала
разработала методику обучения детей с отклонениями в умственном развитии. Основной
упор в Монтессори-педагогике делается на организованную среду: например, в
детских садиках по системе Монтессори одно помещение полностью занято
специальными дидактическими материалами. Монтессори-педагог — воспитатель или
учитель — определяет индивидуальные периоды развития каждого ребенка и
предлагает ему наиболее подходящие занятия. Дети объединяются в группы не по
возрасту, а по степени усвоения материала. Учебный день начинается с выбора
ребенком занятия на весь день, а заканчивается тем, что ребята рассказывают,
что им сегодня удалось узнать нового.

Вальдорфская педагогика
основана на теории немецкого философа Рудольфа Штайнера и, как правило,
представляет единую систему "детский сад — школа". До 7 лет
предпочтение отдается физическому развитию, а воспитание основано на подражании
и примере — дети играют, рисуют, поют до тех пор, пока не возникнет вопрос о
чем-либо. Особенности этой системы таковы:

• Есть перечень
предметов и примерное количество часов.

• Продолжительность
уроков 1,5-2 часа.

• Учебников нет, а
тетради большого формата и нелинованные.

• Отметок нет, но по
заявлению родителей они могут быть выставлены при окончании школы.

Общее для всех
альтернативных систем — образование основано на интересах ребенка, учебный
процесс ориентируется на индивидуальный ход развития каждого ученика. Однако
получение систематических, базовых знаний в различных областях (которые дает
традиционная школа) весьма проблематично.

Методика
Монтессори создана около века назад и в современных реалиях существуют
альтернативы. Эффект новизны возник из-за того, что в Россию зарубежная
педагогическая идея проникла лишь в 90-х годах, когда произошла тотальная
перестройка дошкольного и школьного образования.

Методик,
конкурирующих по популярности с педагогикой Монтессори, существует несколько
десятков. Среди них и работы отечественных авторов (Л.С. Выготский, В.Ф.
Шаталов, И.Л. Волков, Е.И. Ильин, С.И. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили и другие), и
труды зарубежных корифеев (Ж. Пиаже, Г. Доман, А. Маслоу, Ж. Махсо, С. Лупан,
Б. Скиннер и другие). Каждый ученый вкладывает в разработку собственный опыт,
знания и обоснование собственного педагогического подхода. И в итоге каждый
по-своему прав.

Ученые
постоянно спорят, нужно ли детям раннее развитие, интеллектуальная терапия и
усиление функции сенсорики. С одной стороны, педагоги рады видеть результаты,
опережающие возрастную норму, а с другой – психологи предпочитают не обгонять
время и позволить каждому элементу детской психики дозреть и окрепнуть перед
следующим этапом.

Педагогика
Монтессори – повсеместно применимый вариант работы с детьми, одна из многих
достойных внимания педагогических систем.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические аспекты исследования

1.1.
Предпосылки к развитию методики М.Монтессори Педагогическая мысль
развивалась в странах Европы в результате сложного взаимодействия двух разных
традиций. Находясь в противостоянии, эти традиции иногда могли переплетаться,
оказывая влияние друг на друга. Одна из них воплощается в так называемом «традиционном»
подходе. Для такого подхода характерно преобладание ценностей надличностного
порядка, которые должны лечь в основу строительства государства и общества.
Согласно ему, школа воспитывает гражданина, который сознательно ставит свои
интересы на службу коллективу, а потому ученику, ребенку приходится оставить за
ее пределами свои пожелания, капризы, привычки, то есть все индивидуальное, что
есть в его личности, и подчиниться общим требованиям.

Данный подход в
значительно меньшей степени склонен обращаться к индивидуальности ученика и
вообще игнорирует проблему соотношения школьной и внешкольной жизни ребёнка.
Для его сторонников характерно убеждение, что все знания, необходимые для жизни
в обществе, ученик должен обрести в школе, а на долю семьи и иного окружения
ребёнка остаются лишь навыки межличностного общения.

Ребенку нужно
внимательно прислушиваться к тому, что преподают ему учителя, которые, со своей
стороны, видят свою задачу в том, чтобы передать ребенку определенные знания,
навыки и умения. Желания самого ребёнка в расчёт не принимаются.

Решительным
сторонником указанных педагогических воззрений выступал Г.В.Ф. Гегель. «Скорее
следует, — писал он в «Энциклопедия философских наук», — считать пустой,
бессодержательной болтовней то утверждение, что учитель должен заботливо
сообразовываться с индивидуальностью каждого из своих учеников… На это у него
нет и времени. Своеобразие детей терпимо в кругу семьи; но с момента вступления

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы