История России 20 -21 в Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему М.М. Сперанский о власти и правлении

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление Введение. 3
Раздел 1. Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского. 7
Раздел 2. Взгляды М. М. Сперанского о государстве и их отражение в политических реформах. 13
Раздел 3. М. М. Сперанский и систематизация российского законодательства  23
Заключение. 27
Список источников и литературы.. 29

  

Введение:

 

Актуальность темы. Изучение
личности М. М. Сперанского и его законотворчества является актуальным в
настоящее время в связи с современной тенденцией к переосмыслению исторического
прошлого России и поиску путей преодоления застоя в экономическом развитии и
отсталости некоторых государственно-правовых институтов настоящего. На поприще
государственного деятеля М.М. Сперанский показал себя талантливым
преобразователем и реформатором. И независимо от того, были ли в конечном итоге
претворены в жизнь его реформы, прогрессивные взгляды и идеи этой личности
можно применить в процессе преобразований современности.

Реформы и
преобразовательные идеи М.М. Сперанского остаются актуальными и современными до
нашего времени. В современной России до сих пор проводятся те или иные
административные реформы, остро стоят вопросы повышения грамотности и
остаточных знаний населения, вопрос четкой и слаженной работы
административно-государственного аппарата, вопрос коррупции, а также
систематизации законодательства и разработки правового поля в отдельных
новейших отраслях современной общественно-экономической системы.

С историко-правовой точки
зрения значительный интерес представляет анализ исторических причин и условий
реформирования системы центрального государственного управления страной в
условиях внешней угрозы, а также той роли, которую сыграла личность
реформатора, которому приходилось действовать в столь сложный для страны
период.

Объектом исследования является политико-правовое учение М. М. Сперанского
через призму его практической деятельности в данном направлении.

Предметом являются политико-правовые взгляды М. М. Сперанского,
воплощение их в проектах государственных преобразований.

Хронологические рамки исследования охватывают периоды государственной
деятельности М. М. Сперанского с 1802 по 1833 гг. так как именно в эти годы М.
М. Сперанский разрабатывал свои проекты и пытался их реализовать.

Методология
исследования построена на основе научности и историзма. Главными в исследовании
явились: метод историзма, анализа и синтеза, периодизации, сравнительного
анализа, логический, то есть традиционные методы исторической науки. Также
использовались следующие подходы: генетический (изучение
последовательности событий), ментальный (изучение взглядов и представлений),
антропологический (изучение человека в истории).

Цель исследования: рассмотреть
взгляды М.М.
Сперанского о власти и правлении и его деятельность в данной сфере.

Задачи
исследования:


рассмотреть политико-правовые взгляды М. М. Сперанского;

– рассмотреть взгляды М.
М. Сперанского о государстве и их отражение в
политических реформах;


рассмотреть деятельность М. М. Сперанского по систематизации российского
законодательства.

Краткая характеристика
литературы. В работе были использованы научные труды таких исследователей, как
В.А. Быков, А.А. Копанев, которые рассмотрели в своей работе экономическую
деятельность М.М. Сперанского, при этом сравнив ее с современной,
рассматривается налоговая реформа М.М. Сперанского 1810 года, проводятся
исторические параллели с налоговой политикой России в конце ХХ – начале ХХI
веков. В «Плане финансов» М.М. Сперанским были сформулированы концептуальные
принципы налогообложения, являющиеся по своей сути гуманистическими. В.О. Вагина,
М.О. Харченко изучили вопрос учреждения министерств Сперанским, проанализировав
ходи и результаты реформы, создание министерской системы управления, начатое
министерской реформой 1802 года. В основе «Общего учреждения министерств» –
опыт деятельности центральных органов власти в России и Франции. Л. М. Дамешек изучил
сибирские реформы, проведенные М. М. Сперанским в 1822 г., рассматривается
вопрос о природе и зарождении имперского регионализма, его реформаторских
возможностях, действиях и результатах, эволюции форм государственного
управления Азиатской Россией и устройстве структур власти в восточных регионах
империи.

Э.Н. Дармилова, И.А. Джазаева,
Б.М. Джемакулова рассмотрели реформу органов центрального управления Российской
Империи, проведенную М.М. Сперанским в первой половине XIX в., сделан анализ
реформы в сфере государственного управления, которая заключалась в учреждении
императором Александром I Комитета министров и наделении его властными
функциями по управлению различными сферами деятельности государства. В статье
отражены предпосылки к его созданию, непосредственно сам процесс создания, а так
же проанализированы его полномочия, состав, регламент работы, и, определено его
место в структуре государственных органов власти в России в первой половине XIX
века.

С.В. Кодан охарактеризовал
место и роль Свода законов Российской империи в развитии юридической техники и
систематизации законодательства в России в XIX – начале ХХ века, представлен обзор основных этапов формирования системы
законодательства в России в период с его появления до начала XX в. Рассматривая
генезис системы законодательства, автор выделяет стадии придания узаконениям
системности и формирования их системы, отражает деятельность государства по
совершенствованию и систематизации узаконений. Предложена периодизация
становления системы законодательства в России. Эту же тему изучал С.А.
Налимов, изучив Свод законов Российской империи как акт систематизации
законодательства; также М.В. Сидорчук рассмотрел тему по систематизации
законодательства России в 1826-1832 гг., когда именно М.М. Сперанский работал
по кодификации законов.

Характеристика источника.
За источники были взяты следующие работы М.М. Сперанского: «План
государственного преобразования (Введение к Уложению государственных законов
1809 г.)», «Пермское письмо к императору Александру I». Данные источники
показывают направление деятельности М. М. Сперанского, его идеи и взгляды
политико-правового характера. В них собрано
несколько работ Сперанского, разбросанных в разных изданиях. Задача работы –
дать доступное пособие для изучения одного из самых любопытных документов нашей
истории – «Плана всеобщего государственного образования» Сперанского,
изложенного в его «Введении к уложению государственных законов», «Пермское
письмо», исповедь и жалоба, есть необходимое дополнение к «Плану». «Записка»
1803 года содержит уже основные мысли «Плана» и служит образчиком эволюции политических
взглядов Сперанского.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

М. М. Сперанский осознавал неизбежность, и даже необходимость,
ограничения самодержавия и решения крестьянского вопроса, однако в его проекте
по существу не предлагается ни то, ни другое. Тем не менее, несмотря на
очевидную умеренность проектов М.М. Сперанского, их внешне почти консервативный
характер и еще большую умеренность практических результатов реформаторских
замыслов Александра I, ими определялась либеральная модель будущего развития
страны. Эта модель предполагала продолжение политики европеизации,
распространение ее на новые сферы, прежде почти не затронутые: формы
государственных учреждений, законодательство, социальные отношения. Проекты М.
М. Сперанского отличались смелостью и конкретностью, разрабатывались с учетом
задач, стоявших перед страной.

Не все планы М.М. Сперанского по трансформации Российской империи в
конституционную монархию были реализованы. Российское государство и общество
начала XIX века, хотя объективно и требовало перемен, но не было к ним готово.
Тем не менее, очень важно, что идеи М.М. Сперанского, претворенные в жизнь,
были эффективны. И в сфере государственного управления, и в сфере
законодательства он оставил после себя не просто упорядоченную, но работающую
систему, которая действовала еще долгие годы спустя, а его идеи послужили
предпосылками для дальнейших преобразований государственной власти.

В России теория разделения властей впервые воплощается М.М. Сперанским,
который мечтал о создании конституционной монархии, но при сохранении традиций
и обычаев России. М.М. Сперанскому удалось построить по одной схеме план
управления на всех административных уровнях. Ответственность за
подведомственную территорию возлагалась на главу администрации, который действовал
совместно с совещательным органом. Наряду с этим удалось разграничить
компетенцию разных чиновничьих учреждений и отделить судебную сферу от
финансовой и от управленческой. И один из основных источников чиновного
произвола и взяточничества – путаница и дублирование функций разных ведомств –
был ликвидирован.

Вступление в юридическую силу Свода гражданских законов способствовало в
условиях абсолютной монархии и крепостного права осмыслению правовых институтов
и разделов права преимущественно в историко-сравнительных,
сравнительно-правовых и догматических исследованиях. В целом, коренные законы,
устанавливали общие черты формы правления, ее территориальную организацию,
определяли порядок деятельности императора в основных сферах реализации верховной
власти. Что можно считать предпосылками формирования конституционных основ
страны, в этой связи Основные государственные законы российской империи 1832
года являются логическим завершением многолетней работы, по систематизации
законодательства, имеющее важное политическое и идеологическое значение в
укреплении легальных основ организации государственной власти в России,
легитимации ее в обществе.

При этом роль М. М. Сперанского была огромной, учитывая то, что именно он
являлся основным деятелем, который провел кодификацию законов. М.М. Сперанским
было составлено «Полное собрание законов Российской империи», «Свод законов
Российской империи» в 15 томах. Он также привел в порядок специальные и местные
законы.

Работы М. М. Сперанского служат важнейшим источником по истории
российского законодательства и государства, его идеи были усвоены передовыми
умами и нашли свое воплощение. Бесценны для истории нашего государства его
труды и сегодня. «План государственного преобразования России» показал
дальновидность реформатора и отличную осведомленность в вопросах, касающихся
усовершенствования российской системы власти.

 

Фрагмент текста работы:

 

Раздел 1. Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского История рубежа XVIII и начала XIX вв. сохранила для нас поистине
выдающиеся имена государственников, радеющих за благо и дело России таких как Н.
М. Карамзин, А. Д. Боровков, П. Д. Киселев и др. Однако имя М. М. Сперанского
истории права государства российского по достоинству занимает особое место.
Являясь талантливым теоретиком права, разработчиком далеко идущих политических
планов, политик-практик и талантливый администратор он для наших дней актуален
своим творчеством в области права.

Первый научный труд М. М. Сперанского «Памятная записка об основном
законодательстве вообще» написан в 1801-1802 годы. Этот политический трактат
весьма критически оценивает политический строй Российской империи как
деспотический. Основная мысль автора заключается в том, что исключительно при
деспотизме все социальные слои населения равноправны лишь в том, что не имеют
прав. Сперанский подводит читателя к выводу о том, что «фактически в России нет
свободных людей, кроме нищих и философов»[1].

В указанном трактате М. М. Сперанский излагает идею
конституционной монархии как гарантии законному народному представительству. В
финальных частях своего научного труда автор обращается к теме крепостного
права. Резкого отрицательного отношения к крепостному праву однозначно им не
высказано, но намечаются пути его постепенной ликвидации путем предоставления
права свободного перехода крестьян от одного помещения к другому. Представляется,
что в данном контексте, относительно идеи конституционной монархии, М.М.
Сперанский, по своим взглядам и политической концепции [1] Дамешек Л. М. Сибирские реформы М. М. Сперанского 1822 г.: опыт
административного регулирования интересов и региона, Иркутстк, Изд-во ИГУ,
2017, стр. 49.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы