Курсовая теория на тему Мизансцена как ОСНОВНОЕ выразительное средство режиссера в процессе постановки спектакля в любительском театральном коллективе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретико-методологические основы исследования мизансцены как основного
выразительного средства режиссера. 6
1.1.
Понятие и сущность мизансцены.. 6
1.2.
История становления мизансцены как основного выразительного средства режиссера. 7
1.3.
Современная практика по использованию мизансцены как основного выразительного
средства режиссера. 8
Глава
2. Анализ мизансцены как основного выразительного средства режиссера 11
2.1.
Место мизансцены в структуре выразительных средств режиссера. 11
2.2.
Типы мизансцен. 11
2.3.
Виды мизансцен. 12
Глава
3. Пути совершенствования использования мизансцены как основного выразительного
средства режиссера в процессе постановки спектакля в любительском театральном
коллективе. 15
3.1.
Особенности постановки спектакля в любительском театральном коллективе 15
3.2.
Рекомендации по использованию мизансцены как основного выразительного средства
режиссера в процессе постановки спектакля в любительском театральном коллективе. 18
3.3.
Оценка эффективности предложенных мероприятий. 21
Заключение. 22
Список
источников и литературы.. 23
Введение:
Актуальность
исследования выбранной темы обусловлена тем, что мизансцена – это одно из
главных визуальных средств создания театра, часть режиссёрского замысла,
представляющая собой расположение актёров на сцене в конкретный момент
спектакля или постановки вообще. Именно мизансцены и их оценки представляют
собой те смыслы, которыми персонаж своим лингвистическим опытом организует
хаотическую семиосферу театра в гармонический мир культурно-семиотического
пространства[1].
Мизансценирование
является одной из главных составляющих мастерства театрального режиссера.
Именно в методе построения мизансцены выявляются творческая индивидуальность,
своеобычность того или иного режиссера, принципы, свойственные разным
режиссерским школам или определенным театральным направлениям, поэтому, как
справедливо отмечает Н. В. Ростова, считать мизансцену только технологическим
понятием представляется ошибочным[2].
Мизансцена,
мастерски вылепленная, устремляется к своему наивысшему
образному выражению, за которым или последует занавес, или же переход из одной
пластической формы в другую, то есть в следующую мизансцену. Вл. И. Немирович Данченко,
говоря об освоении классической драматургии, настойчиво подчеркивал мысль: «пьесы
А. Островского или, допустим, А. Грибоедова надо играть не так, как их играли
при Островском и Грибоедове. Необходимо ощутить эпоху и быт тех далеких времен
и взглянуть на этот быт глазами современного художника. Мизансцены, характерные
для гоголевского «Ревизора», не спутаешь с мизансценами тургеневских или
чеховских постановок. Мизансцены, порожденные гоголевским темпераментом, легко
различимы даже на «рабочих» фотографиях, где сняты репетиционные моменты и
актеры работают без костюмов. Мизансцену как образное пластическое выражение
эпохи и быта надо отыскивать не в театральном музее Бахрушина. Она живет в
живописных, этнографических, исторических, фотографических, а главное кинематографических
отображениях эпохи»[3].
Целью
данной работы является анализ мизансцены как основного выразительного средства
режиссера в процессе постановки спектакля в любительском театральном
коллективе.
Для достижения данной
цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Изучить понятие и
сущность мизансцены.
2. Проанализировать
историю становления мизансцены как основного выразительного средства режиссера.
3. Исследовать
современную практику по использованию мизансцены как основного выразительного
средства режиссера.
4. Определить место
мизансцены в структуре выразительных средств режиссера в процессе постановки
спектакля в любительском театральном коллективе.
5. Изучить типы
мизансцен.
6. Исследовать виды
мизансцен.
7. Охарактеризовать
особенности постановки спектакля в любительском театральном коллективе.
8. Сформулировать
рекомендации по использованию мизансцены как основного выразительного средства
режиссера в процессе постановки спектакля в любительском театральном коллективе.
9. Оценить эффективность
предложенных мероприятий.
Объектом исследования
является мизансцена. В качестве предмета работы выступает мизансцена как
основного выразительного средства [1] Шушунова З. Р. Роль и значение
мизансцены в культурно-семиотическом пространстве театра // Вопросы
культурологии. – 2010. — №2. — С. 61-64. [2] Ростова Н. В. Мизансцена в
немом кино и отечественном театре первой трети XX столетия // Вестник
Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2010. — №1. –
С. 218-222. [3] Ростова Н. В. Мизансцена как
образное пластическое выражение исторической действительности // Вестник
Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. — №4. –
С. 231-238.
Заключение:
Мизансцена в переводе с
французского означает размещение актеров на сцене. Мизансцена представляет
собой расположение актеров на игровом пространстве в определенных сочетаниях
друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент
действия.
Назначение мизансцены – через внешние, физические
взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние
(психологические) отношения и действия.
Мизансцена — одно из важнейших средств образного
выражения режиссерской мысли и один из важнейших элементов в создании
театрализованного представления.
В непрерывном потоке сменяющих друг друга мизансцен
находит себе выражение сущность совершающегося действия.
Хорошо выстроенная
мизансцена может сгладить недостатки мастерства актера и выразить его лучше,
чем он делал это до рождения этой мизансцены.
Выстраивая представление необходимо помнить о
том, что любая смена мизансцены означает поворот мысли. Частые переходы и
перемещения исполнителя дробят мысль, стирая линию сквозного действия.
Особенно осторожно нужно
обращаться с мизансценой, тогда, когда исполнители находятся на первом плане. Ибо
здесь даже самое маленькое движение считается как смена мизансцены. Строгость,
чувство меры и вкус это те советчики, которые могут выручить режиссера в
сложившейся ситуации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
мизансцены как основного выразительного средства режиссера 1.1. Понятие и сущность мизансцены Мизансцена – это одно из главных
визуальных средств создания театра, часть режиссёрского замысла, представляющая
собой расположение актёров на сцене в конкретный момент спектакля или
постановки вообще.
Мизансцена
выполняет следующие функции:
—
раскрытие смысла происходящих событий;
—
выражение внутренних (психических) действия и отношения через внешние
(физические) действия, поступки людей;
—
выявление системы взаимоотношений действующих лиц, развитие этих отношений,
сущность каждого образа и темпо-ритм его жизни;
—
отвлечение внимание от одного человека и переход его к другому;
—
тесно связана с сверхзадачей и помогает ее установлению. Особо важное значение
в образном раскрытии сверхзадачи спектакля имеют главные, центральные
мизансцены;
—
должна раскрыть жанр спектакля/мероприятия, соответсвовать его сценической
атмосфере[1].
Таким образом, мизансцена есть язык, на
котором говорят и режиссёр и актёр. Режиссёр трактует текст, который произносят
актёры. Объяснить ему подтекст (т.е. внутреннюю мысль, внутреннее чувство
должен режиссёр). Движение актёра, рисующее другую сторону жизни человека, ищется
совместно. В результате рождается мизансцена, в которой развивается
пластическая идея спектакля. [1]
Ремез
О. Режиссёрский замысел и мизансцена. М., 1981. – С. 12.