Курсовая теория на тему Мистика и мистицизм в России XIX века.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МИСТИЧЕСКИХ
ТЕНДЕНЦИЙ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX ВЕКА.. 5
1.1 Развитие мистицизма в русской духовной культуре. 5
1.2. Основные мистические тенденции в русской философской
мысли XIX века 11
1.3. Характерные черты
и направления мистицизма в России XIX века. 14
Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
МИСТИЦИЗМА В РОССИИ XIX ВЕКА.. 19
2.1 Теософия. 19
2.2 Спиритизм. 22
2.3 Масонство. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
XIX
век в России ознаменовался многими
потрясениями и реформами. Политические и социокультурные процессы во все
времена влияли на духовное мироощущение людей, их чаяния и интересы. Данные
процессы неизменно влекут за собой духовные исканиями, и XIX век стал
благодатной почвой для подобных исканий. Увлечение мистицизмом и мистикой среди
членов общества в этот период вызывает живой интерес как у исследователей
прошлого, так и у современных ученых. Так как и в наше неспокойное время
подобные веяния имеют место.
Актуальность данной проблемы обуславливается
массовым увлечением мистицизмом в наше время, и необходимостью понимания
подобных процессов в историческом контексте.
Объектом данного исследования является
мистика и мистицизм в России XIX века.
Предмет исследования: российская
общественность XIX века.
Целью исследования автор ставит изучение
мистицизма в России XIX века.
Для
выполнения данной цели были последовательно поставлены следующие задачи:
1. проанализировать развитие мистицизма в русской духовной
культуре;
2. охарактеризовать основные тенденции в мистическом мышлении
XIX века;
3. выделить характерные черты и направления мистицизма в России
XIX века;
4. изучить и проанализировать основные направления мистицизма в
России XIX века.
Методологическая
база курсовой работы основана на психолого-философской парадигме, синтезе
различных исследовательских приемов с преобладанием аналитического и
сравнительно-исторического методов.
В
работе использованы труды таких авторов, как: Е.Ф. Писарева, Е. Н Блаватская,
С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и других.
Курсовая
работа состоит из введения; первой главы: "Формирование мистических
тенденций в русской культуре XIX века", которая, состоит из трех
параграфов, первый: "Развитие мистицизма в русской духовной
культуре", второй: "Основные мистические тенденции в русской
философской мысли XIX века", третий: "Характерные черты и направления
мистицизма в России XIX века"; второй главы: "Основные направления
мистицизма в России XIX века", которая состоит из трех параграфов, первый:
"Теософия", второй: "Спиритизм", третий
"Масонство"; заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Россия
XIX века переживала время духовных исканий и разнонаправленных социальных
процессов, во многом изменивших облик страны и ее общественности. В такие
времена серьезных социальных изменений, всегда появляются духовные искания и
открывается место для развития мистицизма. Мистицизм в России того времени во
многом носил черты православия. Мистики искали единения с Богом и свой духовный
путь. В это время возрождались традиции исихазма, на основании древних
верований и архетипов появлялись новые мистические течения, и видные деятели.
Именно в России зародилось теософское общество, последователи которого
существуют по всему миру и в наши дни.
В
данной работе был проведен обзор основных направлений мистической мысли XIX
века в России и изучил истоки формирования интереса к мистическим традициям и обычаям в
сознании русского человека того времени. При помощи методов анализа и синтеза автор:
● проанализировал развитие мистицизма в русской духовной культуре;
● охарактеризовал основные тенденции в мистическом мышлении
XIX века;
● выделил характерные черты и направления мистицизма в России
XIX века;
● изучить и проанализировал такие направления мистицизма в
России XIX века, как теософия, спиритизм и масонство.
Цель
работы — изучение мистицизма в России XIX века, была выполнена в максимально
возможном для данного формата научного исследования объеме.
Предмет
работы был рассмотрен с точки зрения разных авторов в контексте особой
исторической парадигмы эпохи.
Таким
образом, мистицизм в русской духовной культуре XIX — начала XX века во всех
своих видах — мировоззренческий, теоретический и культурологический — сыграл
важную роль, в значительной степени определяя собой то, что сегодня принято
называть своеобразием «русского духовного возрождения», «серебряного века»
русской художественной культуры и религиозно-философской мысли.
Мистическим веяниям были подвержены как простые люди, так
и высокопоставленные чиновники. Даже сам Император был замечен в подобных
увлечениях. Мистицизм был не просто частью светской жизни, он был популярен. В
погоне за неизведанным часто совершались видные социокультурные события,
менявшие привычное мироустройство.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МИСТИЧЕСКИХ
ТЕНДЕНЦИЙ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX ВЕКА
1.1 Развитие мистицизма в русской
духовной культуре
Духовная культура в России большинством
исследователей неизбежно интерпретируется, как православная. Развитие
философской мысли в России существовало неотрывно от общемировой тенденции, но
в то же время носило свои характерные черты, так выделяют условные этапы ее
развития: этап от Крещения Руси до XVIII
столетия, этап Просвещения, этап формирования уникальной национальной философии
с середины XIX столетия, и философию XX века. Каждый этап являлся носителем
гносеологических вопросов, которые неизбежно несли в себе увлечение вопросами
мистического. Причем мистика была интересна не только как отдельный вид
познания, но и в синергии с иными формами общественной мысли[1].
Прежде,
чем говорить о развитии мистицизма в русской духовной культуре, необходимо
уточнить, что мы понимаем под термином "мистика" в широком и узком
смысле этого слова. Мистика (от греч. mуstikos — таинственный) в широком смысле
есть понятие более общее и более расплывчатое, чем понятие религии[2].
Для уточнения этого понятия в узком
смысле, обратимся к теоретику и последователю марксизма, философу, видному деятелю российского и международного
социалистического движения Г. В. Плеханову. Он считает главным в мистике "веру в
возможность непосредственного единения человека с божеством и вообще с
духами". Он подчеркивает, что материалистическая философия, и только она
одна, представляет собой полную противоположность философии мистицизма.
Корни
мистического познания зарождались в России еще во времена славянских племен и
праславянских взглядов. Шаманизм, и традиции этносов Центрально-Азиатского
региона также повлияли на становление мистицизма в духовной культуре. Все боги,
разрозненного и мифологичного славянского пантеона носили в себе дуальные черты
и были наделены как "светлыми" так и "темными" качествами и
сторонами. Так суть "божественного" в веровании древних славян стала
носить характер дуалистичности. Обращаясь к истории русской философии, ее
первому периоду, философы русского зарубежья связывают становление мистической
традиции прежде всего с православием, с идеей просветления и обóжения,
отражающей стремление к возвышению. В процессе развития русской философии
обнаруживалась и рационалистическая, и мистическая тенденция[3].
Изучая
историю России, мы замечаем, что до XVIII века, основной характер мистических
движений в лоне русского православия определился известными традициями
восточно-православной церкви, в первую очередь, мистического движения исихазма,
получившего своеобразное развитие в монастырской жизни. Центральный мистический
элемент исихазма в русском монашестве трансформировался в сторону
нравственно-практической и воспитательной деятельности[4].
Нравственно-аскетический характер русских исихастов определил и общую
направленность первых ростков философского знания на Руси. Стоит отметить что
распространением на Руси исихазм обязан святым Феодосии и Антонию Печерским,
хотя, безусловно сами истоки этого движения лежат в IV-XII веках, и начало свое
оно взяло в египетской и палестинской монашеских школах. «Исихастские споры» архиепископа Фессалоникийского, христианского мистика, византийского богослова и философа Григория Паламы и православного святого, преподобного Григория Синаита в XIV в.,
взбудоражившие православный мир, провозгласили новый этап в становлении и
развитии исихазма и неоисихазма.
Воссоединение
с Богом, приход с к святости, и ощущению божественности человека – от основные цели исихазма.
Сокращение разрыва между материальным и духовным, между Богом и человеком,
между Творцом и творением – это итог мистических исканий исихастов. Своеобразная синергия
духа и тела. Г. Палама пишет, что абсолютно любой может стать избранником Бога,
и почувствовать благотворный дар Духа его, путем творческих изысканий. Данный
постулат является основополагающим отличием исихазма от практик суфийских
мистиков и «учения о «друзьях Аллаха», которых Бог сам выбирает и при этом не
требует от них духовных подвигов…», а также отличается он «и от учения
Августина об избранности некоторых людей Богом и обусловленности этого избрания[5]».
Крупным элементом исихазма являлся аскетизм, укрощение плотских желаний во
благо духовного облика.
Русское юродство о Христе, как неортодоксальная
крайне аскетическая традиция социального и религиозного критицизма в русской
культуре, отличаясь подчеркнутой стихийностью и антиинтеллектуализмом,
остановилось на «ругании миру» и «глумлении» над ним. Оно не смогло
сформировать то, что можно было бы определить как особый мистический «путь»,
ведущий к «запредельному». Русские ереси и «мистическое сектантство» также
остановилось на идее предельного аскетизма, будуч [1] Афанасьев
А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, М., 1865-1869. Т.З. [2] Кравченко
В.В. Вестники русского мистицизма. М.: Издатцентр, 2010, 59 с. [3] Розанов В.В.
В темных религиозных лучах. М.: Республика, 2019 [4] Веснин С.
Афон 1849. Письма святогорца [Электронный ресурс]. URL: http://www.isihazm.ru/?id=1804
(дата обращения: 10.03.2021) [5] Жиртуева Н.С. Православный исихазм в контексте
компаративного анализа философско-мистических традиций мира. // Вопросы
философии №3. — 2017. — с. 52-63