Курсовая теория на тему Мировые (участковые) суды в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты деятельности мировых судов в РФ 6
1.1 История становления института мировых судов 6
1.2 Место мирового суда в судебной системе России 11
Глава 2. Практические основы деятельности мировых судов в РФ 16
2.1 Эффективность работы мирового суда 16
2.2 Актуальные проблемы организации и деятельности мировых судов в России 20
Заключение 26
Список использованных источников 28
Введение:
Мировая юстиция стала одной из важнейших составляющих судебной системы, ответственной за формирование и укрепление основ гражданского общества, правовой культуры нашего государства, от которой во многом зависит защита конституционных прав и свобод российских граждан, отстаивание их законных интересов, став неотъемлемой частью мировой юстиции в России. Образование института мировых судей началось еще в XIX веке. В Российской Федерации мировые судьи начали свою работу в начале XXI века, хотя данный институт известен ещё дореволюционной России. Название (мировые судьи) уходят к древнерусским корням: мирской, мир, мирить, то есть народный, близкий к миру. Одной из первых попыток принял Петр I.
В настоящее время роль мировой юстиции трудно переоценить. Правосудная деятельность данного судебного органа становится все более и более востребованной в современном гражданском обществе. Цели и задачи, которые ставятся перед мировыми судьями, предопределяют значимость и важность данного судебного органа в Российской Федерации. С каждым годом увеличивается количество рассматриваемых дел мировыми судьями. По данным Судебного Департамента мировые судьи ежегодно рассматривают в два раза больше гражданских дел, чем все остальные судебные инстанции вместе взятые. Те споры, с которыми граждане встречаются ежедневно, и которые не могут быть урегулированы в добровольном порядке, как раз и разрешаются мировыми судьями. Также необходимо отметить, что процесс осуществления правосудия мировой юстицией направлен на то, чтобы стороны до рассмотрения дела заключили мировое соглашение. Так как это сэкономит не только время судьи, но и освободит от лишних финансовых затрат и моральных переживаний граждан, являющихся сторонами процесса.
За годы плодотворной работы институт мировой юстиции в полной мере доказал свою состоятельность. Мировые суды значительно разгрузили федеральные суды, взяв на себя большое количество уголовных, гражданских, административных дел, показывая при этом высокое качество отправления правосудия.
Но несмотря на огромное количество положительных аспектов деятельности данного судебного органа, мировая юстиция по-прежнему имеет большое количество проблем. Такие проблемы необходимо разрешать оперативно, но с глубоким и подробным исследованием всех нюансов и привлечением большого количества ученых-правоведов. Решение существующих проблем позволит усовершенствовать деятельность и организацию мировых судей, упростить порядок рассмотрения и исполнения дел, а также повысит авторитет судебной власти в целом. Поэтому актуальность вышеописанных положений, определяет тему данной научной работы.
Первой очень важной проблемой, на которую обращали внимание в своих научных трудах многие юристы, является огромная и постоянно растущая нагрузка на мировых судей. Следующая не менее значимая проблема касается правового статуса мирового судьи. Далее хотелось бы обратить внимание на проблему, связанную с работниками судебного аппарата. Данная проблема очень актуальна и основывается на нескольких аспектах. Мировая юстиция, как орган по осуществлению правосудия, с каждым годом будет все более востребованной и необходимой для граждан Российской Федерации. Решение всех существующих проблем как раз и является прямым процессом развития и совершенствования данного института. Поэтому необходимо как можно больше работ, посвящать исследованию, изучению и прогнозированию проблем, стоящих перед мировой юстицией на современно этапе развития общества, государства и судебной системы.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации система мировой юстиции остается беспрецедентным звеном судебной системы, которая относятся к судам общей юрисдикции субъектов РФ. В России существовали и ранее мировые судьи, но историческое развитие государства повлияло на отечественную судебную систему и реализации мировыми судьями своих полномочий . Мировые судьи стали важнейшей и неотъемлемой частью российской системы правосудия, являясь не только структурой, максимально доступной для населения, но и способной обеспечить быстрое восстановление нарушенной справедливости.
Объектом исследования является мировой суд, как часть мировой юстиции, а его предметом – особенности положения мирового суда в современной России.
Цель исследования – выявить проблемы в деятельности мировых судов в РФ и рассмотреть возможные пути их решения.
Задачи исследования:
— изучить историю становления института мировых судов;
— рассмотреть место мирового суда в судебной системе России;
— рассмотреть эффективность работы мирового суда;
— проанализировать актуальные проблемы организации и деятельности мировых судов в России.
Заключение:
Соединенное Королевство считается родиной такого полноценного института мирового правосудия. В четырнадцатом веке в стране впервые образовалась новая должность — шериф. Предпосылками для этого были: необходимость контроля за окраинами поселений, враждебные классовые настроения среди населения по отношению к крестьянскому расслоению. Эти факторы становятся основой для создания справедливости в мире, разрешения споров и создания спокойной обстановки. Вскоре после этого судебная система была дополнена магистратами из других государств.
Существование определенных социально-экономических, идеологических, политических сложностей привело к нормотворческой деятельности, которая была направлена на закрепление положения должностей мировых судей.
Предпосылки выражались в следующем:
существовала необходимость упразнить крепостное право;
кризис правосудия, необходимо было отделить судебную власть от административной;
плотными взаимоотношениями между европейскими странами.
Вышеуказанные аспекты были толчком для появления и закрепления правовых догм, законодательных актов, направленных на регулирование деятельности судебных органов.
Компетенция мирового судьи определена статьей 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Это единственная наиболее измененная часть этого закона. Многочисленные поправки в данную статью отражают попытки изменить количество дел, рассматриваемых мировым судьей, и демонстрирует непрекращающуюся борьбу за баланс между мировыми и районные судами. Каждый раз, когда компетенция мировых судов была ограничена, это означало, что эти дела будут рассматриваться в судах первой инстанции. Конечно, иерархический характер системы означает, что районные суды выступают в качестве апелляционных судов для дел, рассмотренных мировыми судами, поэтому окружные суды никогда не смогут полностью отказаться от этих дел. Учитывая, что обжалованию подлежит лишь небольшой процент решений мировых судов, реальность такова, что распределение ответственности за рассмотрение дел в мировых судах эффективно освобождает окружные суды от ответственности по многим делам.
В соответствии с российским законодательством дела обычно делятся на три категории: административные, уголовные и гражданские. Статья 3 Закона о мировых судьях включала 9 категорий дел, подлежащих рассмотрению в исключительной компетенции мировых судов, однако в действующей редакции закона 3 пункта статьи утратили силу. Итого к компетенции мирового судьи в настоящее время отнесено 6 категорий дел. В статье 3 Закона о мировых судьях только один пункт относится к административным делам (пункт 9), которые касаются государственного органа (например, налоговой службы) без уголовного преследования.
Возрождение института мировых судей, безусловно, оценивается позитивно. Но это привело к определенным вопросам, которые необходимо решать в ходе реализации общей судебной реформы. Существующие законы лишь отчасти наметили принципы организации и деятельности мировых судов. Градус накала обсуждений среди правового сообщества говорит об актуальности поднятой проблемы, которая, несомненно, станет предметом исследования многих трудов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДОВ В РФ
1.1 История становления института мировых судов
Соединенное Королевство считается родиной такого полноценного института мирового правосудия. В четырнадцатом веке в стране впервые образовалась новая должность — шериф. Предпосылками для этого были: необходимость контроля за окраинами поселений, враждебные классовые настроения среди населения по отношению к крестьянскому расслоению. Эти факторы становятся основой для создания справедливости в мире, разрешения споров и создания спокойной обстановки. Вскоре после этого система правосудия была дополнена шерифами из других государств. В 1790 году во Франции начали работать магистраты. В Соединенных Штатах комиссионеры аналогичны шерифам. Они существуют с 1793 года. до 1967 г.
1864 год стал годом основания Института шерифов Российской империи. Это благодаря судебным реформам Александра II. В некоторых частях огромной Российской империи суды не функционировали и были полностью упразднены в 1889 г. Мировая справедливость не восстанавливалась до 1917 года .
Анализ генезиса института мировых судей позволяет выделить несколько этапов :
Рисунок 1 – Этапы генезиса института мировых судей
20 ноября 1864 г. были созданы четыре Судебных устава. Они вводились в действие постепенно. Первые мировые учреждения были открыты в Москве и Санкт-Петербурге 17 мая 1866 г. Позднее, в 1875 — 1877 гг. в губерниях Западного края, а также в начале 1880 — х. гг. в Северо-Западном и Юго-Западном крае, также были открыты мировые суды. Окончательно этот процесс завершился к 1899 г. .
Существование определенных социально-экономических, идеологических, политических сложностей привело к нормотворческой деятельности, которая была направлена на закрепление положения должностей мировых судей.
Предпосылки выражались в следующем:
существовала необходимость упразнить крепостное право;
кризис правосудия, необходимо было отделить судебную власть от административной;
плотными взаимоотношениями между европейскими странами.
Вышеуказанные аспекты были толчком для появления и закрепления правовых догм, законодательных актов, направленных на регулирование деятельности судебных органов.
1862-1864гг. знаменовались рядом судебных реформ. Именно на этот период времени приходится рождение мировых судей в нашей стране.
Определяя модель судебной ветви власти, отечественные законодательные органы выбрали ориентир. Этим ориентиром были организация и структура судебных органов Франции и Англии. Система правосудия нашего государства имела определенную структуру. Она состояла из мировой и общей юстиции, при этом каждая была суверенной в осуществлении своей деятельности. Российское законодательство позаимствовало из французского положения кассационной инстанции. Но важно отметить, что судебная система нашего государства имела свои характерные особенности .
Законодатель в лице мировых судей пытался создать судебный орган который характеризовался бы доступностью, оперативностью и единоличностью рассмотрения дел. Главной целью этих судов является примирение сторон.
Важнейшим достижением судебной реформы 1864 г. стало появление мирового правосудия. Благодаря мировым судьям можно отстранить обычные суды от большого количества дел, особенно мелких уголовных и гражданских дел, приблизить суды к обществу.
Мировой суд пользовался успехом у населения и просуществовал до 1917 года, в течение которого он продолжал меняться и адаптироваться .
Мировые судьи были выборными органами. Правом избираться на должность мирового судьи обладали представители любого классового общества. Но факту на данные должности избирались состоятельные люди. Избиравшиеся, на должность мировых судей граждане не имели юридического образования. Более всего предпочтение отдавалось морально-нравственным качествам. Не могли претендовать на должность судьи лица, которые привлекались в ответственности за противоправные деяния. Мировыми судьями обеспечивалась своевременность и оперативность рассмотрения дел, вынесения решений. Деятельность мировых судей осуществлялась единолично, протоколы судебных заседаний вел сам судья .
Историческая обусловленность возрождения в конце XX века в России мировой юстиции была во многом необходимостью решения назревших в обществе проблем при осуществлении правосудия.