Курсовая теория на тему Мировой опыт тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Теоретико-правовые основы тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства 6
1.1 История развития тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства 6
1.2 Значение тарифного регулирования для развития современной мировой торговли 11
2 Анализ мирового опыта тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства 14
2.1 Специфика мирового опыта тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства 14
2.2 Проблема и перспективы тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Введение:
В международной практике в условиях рыночной экономики механизм государственного регулирования – это процесс определения мер централизованной организации государственной власти и управления в сфере предпринимательской деятельности различных отраслей, в том числе внешнеэкономической деятельности. Основная цель государственного регулирования – устранение проблем в рамках системы свободной конкуренции. Внешнеторговая деятельность – система мер законодательно-исполнительного контролирующего характера. Осуществляется уполномоченными на то органами государственной власти и направлена на достижение намеченных целей в области внешней торговли. Одной из основных функции государства является обеспечение нормального функционирования экономики страны.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности важно для рыночной экономики в формировании международных отношений.
Объектом исследования в курсовой работе является система тарифного регулирования.
Предметом исследования выступает законодательство, регулирующее тарифную политику.
Целью курсовой работы является исследование значения и особенностей мирового опыта тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства.
Исходя из цели, были поставлены задачи исследования:
— изучить историю развития тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства;
— раскрыть значение тарифного регулирования для развития современной мировой торговли;
— рассмотреть специфику мирового опыта тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства;
— выявить проблемы и перспективы тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства.
Степень разработанности проблемы. Вопрос тарифного регулирования является очень актуальным, и по этой причине нашёл обширное отражение в трудах российских и зарубежных специалистов. На сегодняшний день, написано огромное количество трудов по этой тематике. Зарождение и раннее развитие тарифного регулирования в России описали в своих трудах А.Я. Капустин, Д.В. Волков. Становление и развитие таможенного регулирования на современном этапе, в рамках функционирования ЕАЭС определили предметом своих научных исследований: О.В. Грачёв, В.А. Шамахов, Ю.А. Кожанков, Р.С. Гринберг, В.А. Евсюков, А.Н. Козырин, И.Б. Новокшонов, С.В. Халипов, С.А. Хапилин и другие.
Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов, прежде всего, используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных-формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой работы составили международные правовые акты, Конституция РФ , ТК ЕАЭС , федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Эмпирической основой курсовой работы являются правовые акты российского и зарубежного законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы тарифного регулирования в международной торговле.
Структурно курсовой работа состоит из введения, двух глав, включающие четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучены теоретико-правовые основы тарифного регулирования в международной торговле.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ мирового опыта тарифного регулирования.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Исследование и обоснование исторических этапов тарифного регулирования внешней торговли позволяют утверждать, что тарифное регулирование постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности факторов, которые условно можно разделить: постоянные и переменные; циклические и нециклические; стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его и т. д. Данные факторы могут взаимодополняться: постоянные факторы могут носить циклический и нециклический характер; переменные факторы могут как стимулировать развитие рынка, так и сдерживать его. Таким образом, использование тарифного регулирования на практике представляет собой закономерный процесс, который выражает индустриальное развитие экономики, мирового рынка и характеризуется процессами интернационализации, экономической
Характерными чертами современного таможенного протекцианизма являются сохранение высокого уровня таможенной защиты отраслей, заинтересованных в этом, и снижение пошлин на те товары, которые входят составными частями в производимую продукцию.
Тарифное регулирование содействует целям и задачам внешнеэкономической деятельности, обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов, является одним из рычагов государственного регулирования в международной торговле. Они позволяют государству ограничить доступ иностранных товаров на внутренний рынок и обеспечить доход поступлений в бюджет государства.
Мировая практика применения таможенных тарифов свидетельствует, что при этом степень вмешательства государства во внешнеторговые связи расширяется, меры тарифного, а наряду с ними нетарифного регулирования ужесточаются. Вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как следствие, усиливается защита внутреннего рынка.
К основным проблемам, существующим в сфере таможенно-тарифной политики, относят вопросы перехода на единую систему деклараций и стандартов таможенного администрирования и контроля, разработки единых стандартов ввоза и вывоза товаров и грузов, налаживания единого режима контроля и учета, а также вопросы оценки реальных рисков для внутренних производителей.
Тарифная политика государства должна быть направлена:
1. на обеспечение необходимого уровня доходов государственного бюджета;
2. создание равных условий для конкуренции отечественных и зарубежных товаропроизводителей:
3. обеспечение определенных мер зашиты по отношению к национальным предприятиям, проводящим переоснащение производства, с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.
В условиях глобализации мировой торговли и усиления интеграционных процессов между странами нужно регулярное совершенствование таможенного тарифа. Поэтому, модернизация проблем тарифного регулирования ВТО в современных условиях нужно для преодоления кризисных проявлений в экономике различных стран и поддержка экономической безопасности государств.
Фрагмент текста работы:
1.1 История развития тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства
Предлагается рассмотреть этапы становления тарифного регулирования, критерием для определения которых служит развитие международной торговли .
1- й этап (до XV в.) — этап первобытнообщинного строя и годы развивающегося феодализма. Особенности: формирование товарного рынка, разовый характер сделки, преференциальный режим между колониями и метрополиями, обеспечивающий благоприятные торговые отношения. В ряде случаев устанавливается беспошлинный вывоз сырья из колонии в метрополию и установление пошлин в другие страны; в случае импорта — беспошлинный ввоз в колонию из метрополии, товарные потоки из других государств — с использованием импортных пошлин. Возникает необходимость регулирования торговли. Торговцы и промышленники искали покровительства у влиятельных князей, предлагая «таможенную охрану границ». Можно отметить также период, отделяющий античность от раннего средневековья, характеризующийся кризисом Римской империи (завоевание варварами, великое переселение народов, время глубоких экономических преобразований). Первоначальная цель таможенного тарифа — получение дохода и защита от иноземцев. Впервые ученые упоминают о необходимости защиты рынков (меркантилизм). В Европе появляются первые идеи данной школы в виде попытки теоретического обоснования системы экономической политики.
2- й этап (XVI-XVII вв.) — этап формирования (становления) мирового рынка (мануфактурная стадия). Особенности: первоначальное накопление капитала; великие географические открытия; регулярный характер сделок; торговые документы (новоторговый устав), включающие вопросы тарифного регулирования и вопросы организации таможенного обложения. Цели таможенного тарифа — сугубо фискальные, впоследствии защитные (покровительственные). Как следствие, возникшая система протекционизма способствовала развитию промышленности. Политика протекционизма требовала защиты промышленности от конкуренции (французский тариф Кольбера, австрийская монархия, германские государства). Европейские государства применяют защитные меры (барьеры), целью которых является поощрение экспорта готовых изделий, с запретом вывоза сырья; поощрение транзитной торговли; навигационные акты, позволившие в XVII в. снизить торговое могущество Голландии.
3- й этап (XVIII-XIX вв.) — этап развития мирового рынка. Особенности: становление рыночной экономики в Западной Европе; преобладание традиционных систем экономики в остальных странах; развитие международной торговли; высокий уровень таможенного тарифа содействует в западноевропейских странах созданию национальной промышленности; устранены внутренние таможенные тарифы; обострение конкурентной борьбы; формирование первых таможенных союзов; распространены экспортные таможенные тарифы. Использование таможенного тарифа ставило покровительственные (протекционистские) цели, которые наиболее распространились в данный период, эпоху промышленного капитализма, который характеризуется мировым кризисом, получившим название «глубокая продолжительная депрессия 1830-1840 гг.».
4- й этап (к. XIX в. — н. XX в) — этап интернационализации. Особенности: развитие крупной машинной индустрии и, как следствие, объединение национальных рынков в единый мировой рынок; завершается экономический и территориальный раздел мира, что приводит к развитию международной интернационализации рынков, миграции капитала; таможенный тариф имеет агрессивный характер. Торговля носит регулярный характер; усиливается конкуренция; увеличивается частота сделок и объемы международной торговли; инструментами регулирования торговли являются как тарифные, так и нетарифные методы регулирования, что позволяет утверждать о развитии и становлении международной торговли и необходимости ее регулирования. Таможенный тариф используют в борьбе монополии за рынки сбыта, сферы приложения капитала. Помимо повышения ставок, таможенный тариф подвергся большой детализации (инициатором были США), т. е. из простого он превратился в сложный таможенный тариф. Появляется понятие «аграрный протекционизм», возникший во время мирового аграрного кризиса конца XIX в., и, как следствие, усиливаются меры внешней торговли по защите рынка различных государств (таможенный тариф Бисмарка в Германии, американские тарифы Мак-Кинлея и Ундервуда). Мировой кризис определяет тенденции развития таможенного тарифа того времени. А именно: высокий уровень таможенного тарифа на аграрную продукцию; непосредственное ограничение и запрет ввоза продукции; государственная монополия на продажу сельскохозяйственных товаров. При исчислении размера таможенного тарифа за основу бралась максимальная разница в издержках производства товара внутри страны и в конкурирующих странах. Полученная разница с известной таможенной надбавкой являлась исходной цифрой для таможенного обложения. К. Маркс и Ф. Энгельс определяют протекционизм как «наступательный», который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли, а наиболее развитые, высокомонополи- зированные.
5- й этап (1914 г. — 1950 г.) — этап институализации. Особенности: диспропорции в развитии некоторых отраслей мирового хозяйства, неравномерность экономического развития стран, что приводит к мировому кризису перепроизводства; унификация структуры таможенного тарифа; преобладают специфические ставки таможенной пошлины (до 70 %), т. к. основной объем мировой торговли приходился на сырье и сельхозпродукцию. Наряду с процессами интернационализации производства и капитала мировой рынок характеризуется также экономической автаркией национальных экономик, т. е. самообеспеченностью и замкнутостью. Цель таможенного тарифа — сверх- протекционистская: усиливается борьба за рынки сбыта, уровень таможенного тарифа на многие товары доводится до запретительного, вводятся дополнительные сборы и платежи. В период мирового кризиса особенно усиливаются ограничения ввоза. А именно: принудительное использование отечественного сырья вместо импортного; принудительное применение импортных продуктов в смеси с продуктами внутреннего производства (например, импортный бензин в смеси со спиртом или бензолом внутреннего производства; смесь пшеницы при помоле с пшеницей внутреннего производства и т. д.). Значительно усиливаются санкции при несоблюдении таможенных правил при ввозе товаров и т. д. Монополистические группы при помощи высоких ввозных пошлин в странах с монополизированными рынками стремятся удержать высокие монопольные цены. Широко используется система возврата государством своим промышленникам ввозной пошлины на сырье и полуфабрикаты при последующем экспорте выработанных из этих полуфабрикатов готовых к употреблению товаров .
6- й этап (1950-1990 гг.) — этап либерализации. Особенности: высокая степень интернационализации и транснационализации мирового рынка; ликвидация колониальной системы; расширение и углубление МЭО; формирование открытой экономики; либерализация внешнеторговой деятельности. Торговая политика становится более эластичной. Уровень таможенного тарифа снижается на отдельные виды товаров, происходит отказ от традиционных методов воздействия на страны (таможенные блокады, таможенные войны, таможенные дискриминации и т.д.). Снижается уровень таможенного тарифа на промышленные товары, отражая объективный процесс снижения роли тарифа как средства торговой политики, что было связано с развитием ТНК, интернационализации производства, развитием МРТ, увеличением экпорта капитала. В отдельных случаях (США и СССР) торговая политика носит дискриминационный характер. Одновременно происходит обострение противоречий в условиях кризиса, охватившего экономику всех капиталистических стран, вызвавшее ужесточение торговой политики, а именно применение протекционистских и сверхпротекционистских мер в конкурентной борьбе на мировом рынке.
7- й этап (90-е г. — XXI в.) — этап глобализации. Особенности: углубление процессов интер- и транснационализации, регионализации, глобализации; множественность факторов глобализации; активная либерализация норм и правил, регламентирующих торговые отношения между странами; невозможность чисто рыночного саморегулирования мирового рынка — все это предопределяет особую роль в регулировании внешней торговли государств. С одной стороны, особе значение приобретают усилия стран в процессе либерализации торговли (преодоление, ослабление, ликвидация ограничений), с другой стороны — осуществление последовательных мер по координации и унификации мер внешнеторгового воздействия. Многостороннее регулирование приобретает «коллективный» характер в условиях интеграции .
Таким образом, исследование и обоснование исторических этапов тарифного регулирования внешней торговли позволяют утверждать, что тарифное регулирование постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности факторов, которые условно можно разделить: постоянные и переменные; циклические и нециклические; стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его и т. д. Данные факторы могут взаимодополняться: постоянные факторы могут носить циклический и нециклический характер; переменные факторы могут как стимулировать развитие рынка, так и сдерживать его. Таким образом, использование тарифного регулирования на практике представляет собой закономерный процесс, который выражает индустриальное развитие экономики, мирового рынка и характеризуется процессами интернационализации, экономической интеграции и воздействием такого явления, как мировой кризис.