Курсовая теория на тему Миротворческая деятельность России на постсоветском пространстве.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 8
1.1 Определение
термина «миротворчество» и правовой базы миротворческой деятельности в рамках
международного права. 8
1.2
Нормативно-правовая база миротворческой деятельности Российской Федерации. 13
ГЛАВА 2. МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ СНГ.. 19
2.1 Миротворческая
операции России в Приднестровье. 19
2.2 Миротворческая
деятельность РФ в зонах конфликта Закавказья. 23
2.3 Миротворческие
операции России на территории центральноазиатских республик. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30
Список
использованных источников и литературы.. 32
Введение:
Актуальность
исследования. Миротворческие операции являются одной
из отличительных особенностей современных международных отношений.
Миротворчество несет в себе благородную функцию урегулирования вооруженного
конфликта и заложена в основу деятельности любой системы коллективной
безопасности, начиная с уровня Организации Объединенных Наций.
В настоящее время в условиях нарастания
международной напряженности и роста числа вооруженных конфликтов проблема
миротворчества резко актуализировалась и, одновременно, усилилась ее
политическая составляющая.
Миротворчество стало использоваться в
части вмешательства во внутренние дела других государств, начиная с операций
НАТО в Югославии, или легитимизации насилия в отношении неугодного правящего
режима, как, например, в случае с Ливией в 2011 году.
Одновременно операции, действительно
направленные на предотвращение или прекращение вооруженного противостояния
неизменно встречают критику со стороны геополитических противников,
заинтересованных в эскалации конфликта.
Стали широко использоваться так называемые
гибридные войны, частью которых могут становиться миротворческие операции или
силы, задействованные в урегулировании конфликтов.
Российская Федерация является одним из
государств-центров силы современного мира, и миротворчество является составной
частью ее внешней политики. В первую очередь, миротворческие усилия России
заметны на постсоветском пространстве, которое Москва естественным образом
обозначает своей зоной влияния.
В силу своего положения как великой
державы, имеющей жизненно важные интересы на постсоветском пространстве, Россия
участвует в операциях на всем постсоветском пространстве, в Восточной Европе,
Южном Кавказе и Центральной Азии.
В этой связи изучение ее миротворчества
представляет особый исследовательский интерес, особенно в свете активного ее
участия в подобных операциях в одностороннем или многостороннем порядке.
Хронологические
рамки работы охватывают
период с 1991 года по настоящее время, что позволяет полностью охватить
эволюцию современной миротворческой деятельности Российской Федерации на
постсоветском пространстве.
Целью
работы является анализ миротворческой деятельности России на постсоветском
пространстве.
К числу задач исследования относятся следующие:
— рассмотреть определение термина «миротворчество» и правовую базу миротворческой
деятельности в рамках международного права;
— охарактеризовать нормативно-правовую
базу миротворческой деятельности Российской Федерации;
— проанализировать миротворческую операцию России в Приднестровье;
— определить миротворческую
деятельность РФ в зонах конфликта Закавказья;
— рассмотреть миротворческие операции
России на территории центральноазиатских республик.
Объектом исследования является внешняя политика России после 1991
года, предметом – миротворческая
деятельность России на постсоветском пространстве.
Методологическая
основа исследования. Методологической
соновой исследования являются принципы неореализма.
В работе
использованы сравнительный метод, который дал возможность изучить
миротворческую деятельность России в сравнении, исторический метод, который
позволил проанализировать эволюцию миротворческой деятельности РФ,
проблемно-хронологический, который дал возможность выявить развитие
миротворческой деятельности России сквозь призму ее ключевых этапов.
Источниковая
база исследования. Источниками исследования послужили источники
законодательного характера, куда
относятся основополагающие документы по внешней политике России[1], международные документы,
в том числе Устав ООН[2], Устав СНГ[3], мирного урегулирования в
Таджикистане[4].
Кроме того, следует отметить делопроизводственные источники, к
которым относятся материалы ОДКБ[5].
Степень
научной разработанности темы. Сотрудничество России со
странами Центральной Азии изучается как отечественными, так и зарубежными
исследователями. В частности, можно выделить работы И. Сафранчука, А. Кадомцева, А. Торина, Н.
Шевчук и др.[6]
В них рассматриваются те или иные аспекты деятельности России на постсоветском
пространстве. В работе В. Парамонова анализируется взаимодействие в сфере
безопасности[7].
Также, тенденции и перспективы сотрудничества анализируются аналитическими
центрами России[8].
Среди зарубежных авторов можно выделить
работу Ф. Хоффмана[9],
который подробно анализирует понятие гибридной войны применительно к внешней
политике России. Кроме того, можно отметить работы Д. Тренина[10] о меняющемся подходе
России к постсоветскому пространству, А. Кули[11] о российском влиянии на
постсоветском пространстве.
Вместе с тем, имеется некоторый недостаток
работ, комплексно рассматривающих миротворческую деятельность России.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение,
список использованных источников и литературы. [1] Концепция внешней политики
Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным
30 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа:- https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1538901/ (дата обращения:
05.03.2022); Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400. О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс]
Режим доступа:- http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения:
05.03.2022); Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 "Об утверждении Концепции
внешней политики Российской Федерации" — [Электронный ресурс]URL:
-http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=207990&fld=134&dst=100012,0&rnd=0.5815277741300706#049065107519152273
(дата обращения: 19.02.2020) [2] Устав Организации Объединенных
Наций. — [Электронный ресурс]URL: — https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 19.02.2020) [3] Устав СНГ. — [Электронный ресурс]URL:
-http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=187 (дата обращения: 19.02.2020) [4] Общее соглашение об установлении
мира и национального согласия в Таджикистане, Москва, 27 июня 1997 года —
[Электронный ресурс]URL: — https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N97/183/33/PDF/N9718333.pdf?OpenElement (дата обращения: 19.02.2020) [5] Заявление Председателя Совета
коллективной безопасности ОДКБ – Премьер-министра Республики Армения Никола
Пашиняна 6 января 2022 года — [Электронный ресурс]URL:
— https://odkb-csto.org/mirotvorcheskaya-operatsiya-odkb-v-kazakhstane-6-19-yanvarya-2022-goda/? (дата обращения: 19.02.2022) [6] Сафранчук И. Российская политика в
Центральной Азии. Стратегический контекст. — — [Электронный ресурс]URL:
— https://mgimo.ru/upload/iblock/d8b/d8be9a2679338e37315ca64bfdd064ad.pdf (дата обращения: 19.02.2020);
Кадомцев А. Большая игра в Центральной Азии – соперничество продолжается. —
[Электронный ресурс]URL: — https://interaffairs.ru/news/show/20839 (дата обращения: 19.02.2020); Торин
А. Центральная Азия и Россия: формирование общего будущего. — [Электронный
ресурс]URL: — https://interaffairs.ru/news/show/19656 (дата обращения: 19.02.2020); Шевчук
Н. Миротворчество в Приднестровье: невыученные уроки. — [Электронный
ресурс]URL: —
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mirotvorchestvo-v-pridnestrove-nevyuchennye-uroki/
(дата обращения: 19.02.2022) [7] Парамонов В. Россия и страны
Центральной Азии: двустороннее сотрудничество в сфере безопасности. —
[Электронный ресурс]URL: — https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-i-strany-tsentralnoy-azii-dvustoronnee-sotrudnichestvo-v-sfere-bezopasnosti (дата обращения: 19.02.2020) [8] Центральная Азия: борьба за новое
будущее. — Глобальный прогноз 2019–2024. — [Электронный ресурс]URL:
— https://russiancouncil.ru/2019-centralasia; Прогнозы и риски в
Центральной Азии в 2019 году. — [Электронный ресурс]URL:
— http://berlek-nkp.com/tadzhikistan/7239-prognozy-i-riski-v-centralnoy-azii-v-2019-godu.html (дата обращения: 19.02.2020)
Стратегия
России в Центральной Азии и Шанхайская организация сотрудничества. —
[Электронный ресурс]URL: —
https://mgimo.ru/files2/y04_2012/221821/imi-20.pdf; (дата обращения:
19.02.2020) Стратегия для России. Российская внешняя политика: конец 2010-х —
начало 2020-х годов. — [Электронный ресурс]URL:
— http://svop.ru/wp-content/uploads/2016/05/%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%8B_23%D0%BC%D0%B0%D1%8F_sm.pdf (дата обращения: 19.02.2020) [9] Frank G. Hoffman. Conflict in
the 21st Century: The Rise of Hybrid Wars. Potomac Institute for Policy
Studies, Arlington, Virginia.December 2007. [Электронный ресурс] Режим
доступа:- http://www.projectwhitehorse.com/pdfs/HybridWar_0108.pdf
(дата обращения: 05.11.2021) [10] Trenin D. Mapping Russia’s New
Approach to the Post-Soviet Space. [Электронный
ресурс] Режим доступа:- https://carnegiemoscow.org/commentary/86438 (дата обращения: 11.04.2022) [11] Cooley A. Whose Rules, Whose
Sphere? Russian Governance and Influence in Post-Soviet States. [Электронный ресурс] Режим
доступа:- https://carnegieendowment.org/2017/06/30/whose-rules-whose-sphere-russian-governance-and-influence-in-post-soviet-states-pub-71403 (дата обращения: 11.04.2022)
Заключение:
Миротворчество как вмешательство с целью
положить конец вооруженному конфликту отражено в нормах современного
международного права, прежде всего, в Уставе ООН и принципах осуществления
миротворческой деятельности, под которой понимаются согласие сторон конфликта,
беспристрастность миротворческих сил и неприменение вооруженной силы за
исключением случаев самообороны или в рамках специального мандата на осуществление
подобной деятельности.
Россия рассматривает миротворчество как
один из эффективных инструментов сохранения мира и предотвращения конфликтов, в
то м числе на постсоветском пространстве.
Россия располагает целостной системой
инструментов многостороннего сотрудничества на постсоветском пространстве, к
которым относятся, в первую очередь, СНГ, ОДКБ, и в некотором плане ШОС.
В Закавказье
Россия выступила в качестве ключевой миротворческой силы, способной остановить
возникающие вооруженные конфликты, крупнейшими из которых стали конфликты между
Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией, с другой, а также между
Арменией и Азербайджаном.
Россия
обеспечила прекращение боевых действий во всех случаях вооруженных конфликтов в
Закавказье, каждый раз подтверждая свою решающую роль как наиболее влиятельного
центра силы.
Россия играет ведущую роль в обеспечении
безопасности в Центральной Азии. Об этом, в частности, свидетельствуют ее
миротворческие усилия.
Важнейшим событием в этом плане стало
подписание мирного соглашения в Москве, положившего конец пятилетней
гражданской войне в Таджикистане. В январе 2022 года впервые были использованы
миротворческие силы ОДКБ для урегулирования ситуации и нормализации обстановки
в Казахстане, тем самым подтверждая особую роль Российской Федерации в
обеспечении мира и безопасности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Определение термина «миротворчество» и правовой базы
миротворческой деятельности в рамках международного права Термин миротворчество имеет разные
значения. В самом общем виде его можно определить как вмешательство с целью
положить конец вооруженному конфликту.
Конфликт представляет собой в самом
широком смысле столкновение интересов. По мере осознания противоречий
формируется противостояние и стороны конфликта.
Вслед за этим может наступить стадия
открытого конфликта, то есть открытого противостояния, в том числе
вооруженного. С точки зрения теории демократического мира, страны либеральной
демократии не доходят до этой этапа, а урегулируют конфликт на основе компромисса.
В то же время, если стороны занимают
непримиримые в отношении друг друга позиции, если они настроены разрешить
столкновение интересов вооруженным путем, рассчитывая получить больше, чем это
было бы возможным посредством компромисса, то вооруженное противостояние
кажется неизбежным[1].
В этих условиях на первый план могут выйти
миротворческие операции. Они нацелены на прекращение вооруженного конфликта,
недопущения его эскалации, создания условий для мирного урегулирования.
Примерами подобного урегулирования могут
быть операции под эгидой ООН в Кашмире в зоне конфликта между Индией и
Пакистаном после первой войны между этими странами, в Палестине в зоне
палестино-израильского конфликта, а после холодной войны – в Косово, Боснии и
Герцеговине, Сомали и других странах и регионах по всему миру.
В рамках региональных организаций можно
выделить операции Африканского союза в различных странах и регионах
Африканского континента, операции НАТО на территории бывшей Югославии, в
Северной Африке а период «Арабской весны», ОБСЕ и ОДКБ на постсоветском пространстве.
Миротворческая деятельность основана на
принципах международного права, зафиксированных, в том числе, в Уставе ООН. В
нем предусматривается принятие коллективных мер по обеспечению мира и
подавлению актов агрессии, укрепления всеобщего мира между народами и странами[2].
ООН разработаны основные принципы
осуществления миротворческой деятельности. К ним относятся согласие конфликтующих
сторон, беспристрастность миротворческих сил, неприменение силы, то есть
неучастие в вооруженном конфликте, а лишь действия по разъединению стороно и
самооборона при необходимости.
Принцип согласия сторон подразумевает согласие
всех или как минимум основных сторон вооруженного конфликта, то есть в
некоторой степени их готовности к мирному диалогу или по крайней мере взаимного
истощения. В этом случае силы ООН получают свободу действий по обеспечению мира
и осуществляют выполнение своих задач.
Если же согласия сторон не наблюдается,
что миротворческая операция может стать мишенью по меньшей мере для одной из
сторон конфликта или же стать стороной вооруженного конфликта вместо его
урегулирования, выходя за требования основного мандата.
Согласие имеет меньшее значение при
слабости или истощении сторон конфликта, если эти стороны раздроблены внутри,
не имеют сильного и единого командования или единого контроля.
Беспристрастность миротворческих сил
играет важнейшую роль в успехе миротворческого мандата. Это позволяет выполнять
нейтральную роль и более эффективно выполнять свои функции.
Миротворческая операция должна следовать
своей основной цели – предотвращению вооруженного конфликта и не должна
мириться с системным нарушением прекращения огня, но это не означает, что она
становится стороной конфликта.
Неприменение силы со стороны
миротворческого контингента, кроме как в случаях самообороны или выполнения
функций в рамках предоставленного мандата миротворческих сил.
Миротворческие операции ООН не имеют цели
принуждения к миру, однако мир является целью миссии. В исключительных случаях
миротворческие операции могут в тактических случаях использовать силу согласно
мандату.
Можно отметить, что Совет Безопасности ООН
иногда мог предоставлять соответствующие полномочия миротворческим силам, чтобы
сохранить переговорный политический процесс, защитить гражданское население,
или оказать содействие в укреплении порядка легитимной политической власти.
Можно отметить различия миротворческой
операции и операции по принуждению к миру. В этом случае согласия основных
сторон конфликта не требуется, а военная сила может широко применяться для
обеспечения мира в зоне конфликта[3].
Миротворческие операции региональных
организаций должны организовываться в
полном соответствии с принципами международного права и учитывать опыт операций
на уровне Организации Объединенных Наций или даже санкционироваться согласием
ее Совета Безопасности.
В современном мире роль миротворческих
операций резко возросла. Увеличение числа локальных конфликтов вызвано резкими
изменениями системы международных отношений, продолжающимися процессами ее
трансформации, борьбой основных центров силы за региональное или глобальное
влияние.
В этой связи можно отметить достаточно
широкое использование гуманитарной интервенции, под предлогом которой
осуществлялось вмешательство в конфликт, а также появление и широкое
использование «гибридных войн», в которые оформляется противостояние в современных
условиях.
В частности, активное ведение «гибридной
войны» против Российской Федерации актуализирует проблему использования
миротворческих функций на постсоветском пространстве.
Прежде всего, само использование понятия
«гибридной войны» подразумевает актуальную необходимость выработки совершенно новых
мер.
Как подчеркивает американский эксперт Ф.
Хоффман, который считает такие гибридные войны конфликтами будущего, важнейшими
принципами этих конфликтов с возможным использованием миротворческих сил являются
следующие[4]:
— многоуровневая и многосторонняя направленность
гибридной войны (omni-directionality), при которой для противостояния
необходимо, чтобы стороны рассматривали арену конфликта без предубеждений традиционной
стратегии или тактики, и рассматривали миротворческие силы как часть конфликта.
В этом случае миротворчество теряет эффективность и становится частью комплекса
планов с комплексным использованием как военных, так и гражданских ресурсов. Поле
боя становится размытой концепцией и охватывает все сферы деятельности, им
становятся как традиционные сферы,
такие как территория и акватория, воздушное и космическое пространство, так и политика,
экономика, культура и моральные установки;
— синхронность. Военные действия в
гибридной войне не должны исключать миротворчество как один из приемов. Стороны
конфликта должны быть готовы к тому, что будут происходить разноуровневые
сражения, одновременно на нескольких полях с использованием различных сфер
человеческой деятельности с учетом временного измерения. Стратегические
результаты не будут формироваться исключительно на полях сражений, но
посредством комплексного воздействия в определенное время, и в связи с этим
меняются и миротворческие функции;
— асимметрия, которая проявляет себя в той
или иной степени во всех современных аспектах гибридной войны, но в данном
случае она резко усиливается, выходя за традиционные рамки и оказывая
непосредственное влияние на миротворчество[5].
Таким образом, миротворчество как
вмешательство с целью положить конец вооруженному конфликту отражено в нормах
современного международного права, прежде всего, в Уставе ООН и принципах
осуществления миротворческой деятельности, под которой понимаются согласие
сторон конфликта, беспристрастность миротворческих сил и неприменение
вооруженной силы за исключением случаев самообороны или в рамках специального
мандата на осуществление подобной деятельности. [1] Запрудский Ю.Г. Конфликтный
медиаторинг // Человек и общество: Краткий энциклопедический словарь-справочник
(политология) / Под ред. Борцова Ю.С., Коротца И.Д. — Ростов н/Д., 1997. — С.
268-272. [2] Устав Организации Объединенных
Наций. — [Электронный ресурс]URL: —
https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения:
19.02.2020) [3] Коппитерс
Б., Апресян Р., Келеманс. Крайнее средство // Нравственные ограничения войны:
Проблемы и примеры / Под ред. Коппитерса Б. и
др. — М., 2002. -С. 141-146. [4] Frank G. Hoffman. Conflict in the 21st Century: The Rise of Hybrid
Wars. Potomac Institute for Policy Studies, Arlington, Virginia.December 2007.
[Электронный ресурс] Режим доступа:- http://www.projectwhitehorse.com/pdfs/HybridWar_0108.pdf
(дата обращения:
05.11.2021) [5] Frank G. Hoffman. Conflict in
the 21st Century: The Rise of Hybrid Wars. Potomac Institute for Policy
Studies, Arlington, Virginia.December 2007. [Электронный ресурс]
Режим доступа:-
http://www.projectwhitehorse.com/pdfs/HybridWar_0108.pdf (дата обращения:
05.11.2021)