Курсовая теория на тему М.И.Глинка, его методы и принципы вокального исполнительства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. М.И. ГЛИНКА – ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Причины возникновения национальной вокальной школы в России. Доглинкинский период 6
1.2. Эволюция педагогической вокальной деятельности М.И.Глинки 11
1.3. Принципы и методы вокальной педагогики 13
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИНЦИПОВ ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ГЛИНКИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ВОКАЛЬНОГО ПИСЬМА 22
2.1. Оперное и камерно-вокальное творчество М.И.Глинки 22
2.2. Сравнительная характеристика принципов вокальной педагогики Глинки и особенностей его вокального письма 27
ВЫВОДЫ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
ХІХ век, особенно его первая половина, был насыщенным периодом в музыкальной жизни России. Это время напряженной борьбы эстетических направлений, арена, на которой столкнулись западноевропейская культурная экспансия, доживая последние мгновения своей славы, и постепенно зреющий национальный стиль. Возникают новые жанры – как в литературе, так и в музыке. Особенно стоит отметить бурный расцвет камерно-вокальных жанров. Главными тружениками на данной почве явились вначале три мастера вокальной музыки – А. Алябьев, А. Варламов и А. Гурилев, а затем и основоположник национальной классической школы, создатель первой национальной оперы Михаил Иванович Глинка.
Вместе с тем, композитор прославился не только благодаря этим направлениям. Обладая сам прекрасным голосом, Глинка достаточно много отдал сил на создание и развитие педагогической вокальной школы. Он сам дирижировал прекрасной певческой капеллой, слава о которой распространилась еще в период своего существования далеко за пределы России. Композитор предавал огромное значение профессионализму своих подопечных, непрерывно работал с исполнителями, искал новые голоса, даже организовал экспедицию на Украину, где заметил прекрасные вокальные данные будущего украинского композитора С. С. Гулака-Артемовского. Именно он стал первым и одним из лучших исполнителей партии Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила».
Творчество М.И.Глинки явилось новым, а точнее – классическим этапом развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут:
«На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок. Берегите его! Он цветок нежный и цветет раз в столетие» (В.Одоевский).
Композиторский стиль Михаила Ивановича Глинки базируется, в первую очередь, на сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств, а также на классических формах. C другой же стороны, за основу своего творчества композитор взял мелодию как носителя обобщенного смыслообраза (декламация и интерес к конкретным деталям не особо привлекал Глинку, скорее это будет в последствии чертой творчества А.Даргомыжского и М.Мусоргского)
Жизни и творчеству Михаила Ивановича Глинки посвящено достаточно много различной литературы – как научной, исследовательской, так и популярной. Кроме того, достаточно широко освящена тема исследований русских вокальных жанров и школ пения. Важный вклад в проблему исследования черт национальной певческой школы внесли труды: Б,Асафьева, Т.Ливановой, Ш.Бражникова, Ю.Келдыша, А.Гозенпуда, А.Доливо, О.Левашевой, А.Кандинского, С.Скребкова и других отечественных музыковедов. В их ряду фундаментальное исследование Л.Дмитриева, а также работы Ю, Барсова, в которых убедительно раскрывается перспектива становления русской школы пения. Однако крайне мало внимания в работах музыковедов отводится именно его педагогическим принципам. Этим и обусловлены выбор и актуальность данной темы.
Цель исследования состоит в раскрытии и обобщении вокальной педагогики и исполнительства М. Глинки.
Объектом исследования является творческая и педагогическая деятельность М. Глинки, а предметом – его вокальная педагогика и исполнительство.
Задачи, вытекающие из цели темы:
— обозначить причины возникновения национальной вокальной школы в России в доглинкинский период
— проследить эволюцию педагогической вокальной деятельности М.И.Глинки
— выявить принципы и методы вокальной педагогики
— охарактеризовать оперное и камерно-вокальное творчество М.И.Глинки
— провести сравнительную характеристику принципов вокальной педагогики Глинки и особенностей его вокального письма
Структура работы. Курсовая работа состоит из Введения, два раздела, Выводы и Список литературы (в количестве 33 источника). Общий объем работы 32 страниц
Заключение:
В вокальном искусстве национальная специфика находит значительно более яркое выражение, нежели в других видах музыкального творчества, ибо она связана с фонетическими особенностями языка, с необходимостью выразительного донесения речевого текста в музыке.
Вокальная методика в значительной степени отстает в своем развитии от аналогичных музыкальных методик (к примеру, скрипичной и фортепианной). Это обусловлено не столько меньшим вниманием к психико-физиологической стороне процесса на протяжении многих лет, отсутствием крупных теоретических обобщений в этой области последних лет, но и тем, что пение – глубоко скрытый, интимный процесс, где инструмент находится внутри исполнителя, и исполнитель является сам инструментом, целиком включенным в исполнительскую деятельность»
Прогрессивность и своеобразие принципов и методов вокальной педагогики М.И.Глинки заключалась не только в естественности и постепенности концентрического развития голоса и индивидуализации метода обучения, но и в том, что он приучал певца развивать интонационный слух, вырабатывать чистую интонацию и навыки правильного певческого дыхания.
Ярко выраженная реалистическая направленность вокально-эстетических взглядов Глинки выступает и в отношении его к оперному и вокальному искусству вообще и в частности к особенностям певческого тембра, к использованию певцами различных внешних эффектов, к осмыслению текста, распеванию слов, фразировке, легкости исполнения и др.
В результате долгого анализа, изучения, самостоятельного прорабатывания различны вокальных приемов Глинка выработал ряд певческих упражнений, направленных на развитие музыкального слуха, ритмической четкости, дикции, точной интонации, ровности звучания всех нот диапазона и тембра.
Его педагогическая деятельность не менее важна для музыкантов, чем его композиторское творчество. Они помогают уже не одному поколению исполнителей научиться грамотно и профессионально петь, доносить композиторскую мысль до слушателей и наслаждаться прекрасной музыкой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. М.И. ГЛИНКА — ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Причины возникновения национальной вокальной школы в России. Доглинкинский период
Процесс формирования русской национальной композиторской школы начался в XVIII веке, однако до Глинки национальное искусство развевалось крайне медленно и слабо. Даже в ХІХ веке на русской сцене господствовали иностранцы. Если же писали сочинения русские композиторы, то в них слишком отчетливо слышался итальянский стиль.
Первые попытки создания национальной оперы появились в последней трети XVIII века. Среди отечественных композиторов особого внимания заслуживают М. М. Соколовский с бытовой комедией «Мельник – колдун, обманщик и сват» и Фомин с бытовой оперой песенного склада «Ямщики на подставе»
Как известно, русская музыкальная культура основана на песне. Широкие напевные мелодии ложились в основу многих инструментальных сочинений на протяжении нескольких веков. В ХІХ веке в городской среде все еще продолжала бытовать народная песня. Существовало большое количество фольклористов, которые ходили по деревням, слушали народные песни, записывали их, делали обработки, записывали и создавали песенные сборники. Такими собирателями были Д. Кашин («Русские песни»), И. Рупин («Народные русские песни») и другие.
Огромное влияние на развитие вокального искусства, в этот период, оказала поэзия. Мелодичное русское слово манило многих композиторов и стимулировало на создание вокальных сочинений. Особенно пользовались популярностью стихи А. С. Пушкина. На них создавали романсы А. Жилин, Н. Титов, М. Виельгорский, М. Яковлев [33].
Между тем, своей вершины этого периода вокальное искусство достигло в творчестве трех самых известных композиторов доглинкинского времени – А. Алябьева, А. Варламова и А. Гурилева.