Курсовая теория Гуманитарные науки История

Курсовая теория на тему Мифы обских угров,как исторический источник

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА 7
1.1. ЭТНОГЕНЕЗ ХАНТЫ И МАНСИ 7
1.2. КОСМОГОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА 12
2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК 19
2.1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНИ И СМЕРТИ 19
2.2. ДУАЛИМ В МИФОЛОГИИ ОБСКИХ УГРОВ 21
2.3. СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 27
2.4. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КНЯЖЕСТВАМИ И СОСЕДЯМИ, ЭПОХА ВОЙН 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

 

  

Введение:

 

Слово «миф» в наши дни имеет двойственное значение, с одной сторо-ны, мифом обозначают вымысел и иллюзию, с другой — священную тради-цию и первородное откровение. Существует большое количество определе-ний такого емкого понятия. Обратимся к определению значения «миф», из-ложенному всемирно известным исследователем мифологии Мирча Элиаде, так как оно кажется одновременно широким в научном смысле и, при этом, доступным простому обывателю. Миф, согласно этой интерпретации, изла-гает сакральную историю, повествует о событиях, происходящих в «начале всех начал». Миф — это рассказ о некоем творении. Он повествует, каким об-разом, благодаря деяниям сверхъестественных существ, реальность достиг-ла своего воплощения. Именно в результате действий сверхъестественных существ человек стал таким, каков он есть (то есть смертным, разделенным на мужской и женский пол, организованным в общество и вынужденный ра-ботать, чтобы жить) .
Таким образом, миф, по своей сути, – это одна из форм истории. В этом его основное отличие от таких форм фольклора как сказки, легенды. Миф призван удовлетворить присущую человеку потребность в собственной идентификации и ответить на вопросы о происхождении мира, жизни на зем-ле, отношения человека к природе и прочие. Ответы на эти и другие подоб-ные вопросы зависят от множества причин, и прежде всего от состояния об-щества и находящейся в его распоряжении информации. В традиционном обществе все социальные институты, как и значимые действия людей, всегда освящены мифом. В жизненно важных ситуациях, таких, как начало войны, основание нового селения, заключение брака, поведение людей как бы сво-дится к повторению действий предков, вернее сказать, к имитации этих дей-ствий. Люди в подобных случаях как бы возвращаются, прерывая естествен-ное течение жизни, к тому «как было» и «как делалось» в мифическом нача-ле. Именно для достижения соответствия действий людей некой изначально установленной модели, освященной мифом, служат многочисленные ритуалы и церемонии.
Для истории ханты и манси в течение долгого времени, начиная с эпохи средневековья, была характерна известная замедленность социально-экономического развития. Из-за этого многие компоненты традиционной культуры этих народов содержат больше элементов архаики, чем культура остальных финно-угорских народов, живущих в восточно-европейской зоне. Поэтому традиционная культура ханты и манси может служить надежной основой для исследователей с целью историко-этнографической реконструк-ции.
Актуальность выбранной темы обусловлена, также тем, что в свете происходящих в мире и в России процессов глобализации видится необхо-димым сохранить традиции, язык и образ жизни традиционных культур. Необходимость создания здоровых условий для существования и развития народов российского Севера диктует повышенный интерес к жизни этих народов сегодня.
Проблема происхождения народов ханты и манси, как и других наро-дов финно-угорского происхождения, очень сложна. Ученые до сих пор спо-рят и выдвигают различные, порой прямо противоположные гипотезы. Про-блема усугубляется тем, что у обских угров отсутствовала собственная пись-менность. Единственными письменными источниками, содержащими сведе-ния об истории этих народов, являются записи путешественников и их даль-них соседей. Таким образом, изучение истории народов ханты и манси воз-можно, как правило, по косвенным источникам. Источники, служащие помо-гающие ученым изучать историю ханты и манси – это данные лингвистики, археологии и этнографии. Особый пласт среди источников занимает мифо-логия этих двух угорских народов.
Исходя из того, что хантыйский и мансийский языки относятся к фин-но-угорской группе уральской языковой семьи, очевидно, что некогда суще-ствовала общность людей, говоривших на общем праязыке. Правда, было это давно, предполагается в VI — IV тысячелетиях до нашей эры. Территори-ально эту прародину разные исследователи находят то в Азии, то в Европе. Европейские ученые (в основном венгерского и финнского происхождения) помещают ее, как правило, в Северо-Восточной Европе, не очень далеко от Урала. Либо же располагают между Балтийским морем и все тем же Уралом. В России до наших дней популярна оспариваемая и уточняемая теория ар-хеолога и этнографа В.Н. Чернецова, проводившего свои исследования в 1940-х годах. Согласно мнению ученого, история уральской расы (к ней же относятся ханты и манси) возводится к западносибирскому неолиту. Эта тео-рия на сегодняшний день является одной из самых подтвержденных так же и лингвистическими исследованиями.
Как бы то ни было, бесспорным является тот факт (подтверждаемый абсолютным большинством ученых), что Уральский хребет являлся геогра-фической осью, вокруг которой формировались финно-угоры. В подтвер-ждение этой мысли можно привести данные мифологии. Так, например, в мифах обских угров Урал считается «поясом бога», сотворившего мир и бросившего свой пояс на землю.
Поскольку данная работа обращена к мифологии ханты и манси, сле-дует указать, что впервые верования ханты и манси были описаны во время миссионерской поездки, совершенной после указа Петра I от 1710 года о крещении остяков. Г.И. Новицкий, принявший участие в работе миссии, в 1715 году составил «Краткое описание о народе остяцком», ставшее первой русской книгой по этнографии. С тех составлен огромный корпус фольклор-ных записей. Среди исследователей выделяются финский религиевед К.Ф. Карьялайнен, отечественный этнограф и археолог В.Н. Чернецов, а также фольклорист Н.В. Лукина, этнографы И.Н. Гемуев, А.М. Сагалаев и многие другие.
Из историков, посвятившим свои труды изучению фольклора ханты и манси, следует выделить В.Я. Петрухина, известного как специалиста по ис-тории, археологии и исторической антропологии России в средние века, проблемам начальной этнокультурной истории Руси, этнографии народов Северной и Восточной Европы. При написании работы использовались три работы указанного автора .
Большое значение для написания работы также имели статьи А.А. Бу-рыкина – известного отечественного историка и филолога, специалиста в об-ласти сравнительного языкознания , а также отечественного историка и эт-нографа, специалиста по этнокультурной истории народов Северо-Западной Сибири И.Н. Гемуева .
Заслуживают особого внимания труды П. Вереша, венгерского истори-ка, исследователя угорских народов, выступающего с собственной теорией происхождения угоро-финнов .
Целью работы является выявление информативных возможностей ми-фов обских угров как исторического источника.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
выделить характерные черты мифов как исторический источник
выделить характерные черты мифов
выделить характерные черты мифов обских угров.
Объект исследования – мифы ханты и манси как исторический источ-ник. Предмет исследования — литература, посвященная изучению мифологии этих народов.
Появление в последние годы новых исследований по мифологии обско-угорских народов и ввод в оборот новых теоретических изысканий опреде-ляют новизну выбранной темы.
Хронологические рамки исследования довольно широки – от начала миграции предков современных обско-угорских народов с Южно-Уральских степей (приблизительно II – I тысячелетие до нашей эры) до наших дней.
Структура работы построена в соответствии с поставленной целью и предполагает решение обозначенных задач. Исследование включает семь па-раграфов, разделенных по тематическому принципу, введение и заключение. Для раскрытия темы, а именно понимания мифов обских угров в качестве ис-торических источников, необходимо раскрыть исторические аспекты про-блемы, а именно проследить исторический процесс складывания общности обских угров, так как эти процессы нашли свое значительное отражение в мифологии народов. Эту задачу выполняет первый параграф. Далее иссле-дование сосредоточивает свое внимание на отдельных, наиболее существен-ных, мифологических сюжетах ханты и манси, выявляя историческую значи-мость этих преданий. В итоге автор предпринимает попытку систематизиро-вать полученные в ходе исследования данные, показать характерные особен-ности ханты-мансийской мифологической традиции, проследить ее историче-скую важность для проведения исследований жизнедеятельности указанных народов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Приведенная в работе информация позволяет сделать следующие вы-воды.
Современные ханты и манси являются народами финно-угорской груп-пы уральской языковой семьи. Формирование этих народов – сложный и длительный этап. Этносы эти сложились, главным образом, путем смешения двух компонентов – древнеугорского, пришедшего с Южного Урала, и або-ригенного Западно-Сибирского. Данные факты подтверждают фольклорные источники, а именно мифы ханты и манси, складывающиеся на протяжении многих веков и отражающие все наиболее важные процессы, происходящие с предками современных обско-угорских народов.
Двойственная структура пронизывает все жизненное пространство хан-ты и манси и находит отражение в мифологии народов. Одним из наиболее изученных и интересных в данном контексте является факт разделения обще-ства как ханты, так и манси на две фратрии. Запреты, связанные с нарушени-ем предписаний в брачном поведении и источники их происхождения по-дробно описаны в мифах.
Многочисленные мифы обских угров о сотворении земли, иерархиче-ской системе богов и их помощников либо противников (духов и прочих су-ществ) сводятся к существованию довольно развитого пантеона богов, с чет-кой системой социальной дифференциации и устройства жизненного про-странства. Данный пласт мифологии позволяет понять какая картина обще-ственного устройства была идеалом в представлении обских угров на том этапе, когда они еще не стали частью крупного государства.
О том, на каком этапе социально-экономического развития находились народы ханты и манси к моменту присоединения территорий, занимаемых ими, к Российскому государству, свидетельствуют также данные мифологии. Здесь мы видим начало социально-экономического расслоение обско-угорского общества, зачатки предгосударственных образований. Войны, ко-торые вели между собой города-крепости обских угров, а также кровавые столкновения с соседними народами, свидетельствовали также о том, что в свете социально-экономического развития, во-первых, в общественном устройстве этих народов появилось отдельная группа – воины. Во-вторых, войны велись не из-за женщин или оленей, как это происходило в более ран-ние времена, а из-за территорий, которые нужны были людям для повыше-ния их производительности (ловли пушных зверей) и роста материального благосостояния, соответственно.
Таким образом, в виду того, что по истории ханты и манси практиче-ски не сохранилось письменных исторических источников, мифология этих народов играем важнейшую роль в деле исторической реконструкции их жизни. Совместно с изучением археологических, лингвистических и этногра-фических данных, мифология ханты и манси является, несомненно, важным механизмом в изучении истории народов.
Современные глобальные процессы, в которые оказались вовлечены народы Российского Севера, в том числе ханты и манси, изменили их тради-ционные взгляды и устои, однако не растворили и не уничтожили их. Тради-ционные верования этих народов продолжают влиять на жизнь людей и ре-гламентировать ее, несмотря на все современные тенденции.
В традиционной жизни обских угров, сохраняются многие архаичные элементы, в том числе обрядовые ритуалы. Пускай с течением времени они претерпели изменения и стали играть не столько практическую, сколько чи-сто формальную роль, для изучения истории этих народов они также важны в наши дни, как и несколько веков назад.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА
1.1. ЭТНОГЕНЕЗ ХАНТЫ И МАНСИ
Процессы этногенеза ханты и манси интересуют нас в рамках данного исследования постольку, поскольку без понимания происхождения этих народов, их корней невозможно понимание их мифологического наследия. Предания о появлении того либо иного народа, в контексте мифологии, речь может идти о появлении человечества в целом, занимают главную позицию, поскольку являются определяющими, точкой отсчета всех и всего. Данный аспект характерен и для мировых и региональных религий.
Тема этногенеза обских угров является на сегодняшний день весьма дискутируемой в научных кругах историков, археологов, этнографов, язы-коведов и прочих ученых темой. В соответствии с наиболее распространен-ной и доказанной в наши дни теорией, в древности угры населяли южные склоны Урала и степи Северо-Западного Казахстана. Их основными заняти-ями были земледелие и скотоводство, в частности, распространено было ко-неводство.
На рубеже II и I тысячелетий до нашей эры началось размежевание угорской общности. Происходящие процессы (исследователи называют сре-ди них изменение климата, интенсивное заболачивание лесостепной террито-рии Зауралья и нашествие кочевников с юга) вызвали миграционные процес-сы, в результате чего одна группа финно-угров (предки будущих венгров) стала продвигаться на юг. Другая часть начала движение на север. Путь этот, предполагается, занял более тысячи лет. К середине I тысячелетия угры про-никли в Приуралье, достигли в Европе верховий Северной Двины и Печоры, а в Азии – устья Оби .
Постепенно продвигаясь на север, угры сталкивались с обитавшими здесь племенами, тоже уральской языковой семьи (предки самодийских народов, к которым относятся современные ненцы, энцы, нганасаны, сельку-пы). В процессе взаимодействия происходила культурная интеграция, имели место языковые взаимовлияния, брачные контакты. Исследователи отмечают, что угорские племена, продвигаясь на север, ассимилировали аборигенов, сохранили свой язык. Таким вот образом на территориях Северного Урала, Среднего и Нижнего Приобья, в процессе ассимиляции угорскими племена-ми самодийских аборигенов и культурной интеграции формировались народы ханты и манси.
Угры в то время знали бронзолитейное дело, имело распространение коневодство и изобразительное искусство. Эти данные подтверждаются как археологическими исследованиями, так и сохранившимися свидетельствами в мифологии народов.
Мифы обских угров также предоставляют ценный материал, который дает основания предполагать, что до описываемых глобальных миграцион-ных процессов, происходивших в рассматриваемые древнейшие времена, финно-угорская общность имела контакты с древними иранцами. Причем, согласно имеющимся исследованиям, финно-угоры оказали этнокультурное влияние на своих соседей иранцев, передав им, помимо прочего, мифогены дуалистической картины мира .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы