Курсовая теория на тему Мифологические образы и мотивы в поэзии О. Мандельштама
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 6
1.1. Определение
понятия «миф». 6
1.2. Анализ мифологии древних славян и Греции. 8
Глава 2. Анализ мифологических образов и мотивов в
поэзии О. Мандельштама. 14
2.1. Мифоантропонимы в поэзии О.Мандельштама. 14
2.2. Анализ
традиционных интерпретаций античных образов в мифологии и
"личных" мандельштамовских. 27
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 33
Введение:
Актуальность. Творчество Мандельштама является
лучшим подтверждением того, что изучение литературы не может быть изолировано
от жизни той или иной эпохи. Сердцевину его поэзии составляет теория
"эллинистичности" русского языка, которую он подробно излагает в
своей статье "О природе слова". Мысль поэта восходит от первоистоков
к различным фазам мирового развития. Своеобразными проводниками из прошлого в
настоящее стали античные образы, несущие роль криптограммы сложных витиеватых
мыслей и чувств автора. Мандельштам не только использует их традиционную
трактовку, но и сообщает им новую, ощутимо субъективную окраску, что превращает
стихотворение в "шараду" с загаданным словом-ключом. Широко известно
его сильное пристрастие ко всему античному, и в связи с этим весьма интересен
тот факт из его биографии, что он не закончил университета по причине провала
экзамена по греческой литературе. Подобные нонсенсы жизни Мандельштама
провоцируют более пристальное внимание к античному аспекту его лирики.
В советское время о Мандельштаме писали очень мало, давая преимущественно
негативные оценки его творчеству. В последнее время изучение этого поэта
пополнилось рядом монографий и научных статей. Но в литературоведении и критике
пока отсутствуют работы, посвященные непосредственно роли античных образов в
его творчестве. В основном это статьи об особенностях его стиховой техники и
тематики. Оценка античных образов идет в русле этих контекстов и носит весьма
хаотический характер (И.А. Гурвич, Г.П.Струве). Она встречается и в статьях,
посвященных анализу смысловых перипетий отдельных стихотворений Мандельштама
(М.Л. Гаспаров, М.Г. Ваняшова). Все вышесказанное делает наше исследование
актуальным.
Во все
времена разные народы мира верили в своих Богов.
Старославяне
не были исключением и очень часто отождествляли происходящее в своих селениях и
семьях с Богом одной из стихий, живых существ или действий. В то время Русь
была языческой и поклонялась многим богам. Впервые славяне узнали о других
верах от заморских купцов и в военных походах.
У богов, как
и людей, есть старшие боги и их помощники. Важно отметить, что у богов не было
четких разграничений в их помощи людям. Как правило, светлые боги объединялись
для того, чтобы принести людям богатство, мир и добро, темная сторона приносила
славянам войны и беды [1, С.113].
Мифология славянского народа, являющаяся
основой его культуры, состояла из древнего пантеона божеств. Все славянские
боги занимали в нем свои места и олицетворяли четыре стихии – огонь, воду,
землю и воздух. Они были наделены властью, силой, могуществом, управляли всеми
земными процессами и судьбой народов.
Античные
племена активно поклонялись им, стремясь доказать свою преданность и почтение
методами молений и жертвоприношений. Ритуалы поклонения богам передавались на
протяжении долгих веков и имели глубокие корни. Даже после Крещения Руси
славяне не забыли о своих заступниках и продолжали их боготворить, придав им
облик православных святых.
Сравнивая
мифосистему Древней Греции, нужно отметить, что там были свои Боги-прародители,
и она не менее интересна, чем славянская. Ведь многое в современном мире построено
на образцах, данных философами, учёными и поэтами древней Греции. По популярности
греческой мифологии, не все её персонажи одинаково хорошо известны [1, С.53].
Объект
исследования:
мифологические образы и мотивы в поэзии О. Мандельштама.
Предмет
исследования: анализ
мифологических образов и мотивов в поэзии О. Мандельштама.
Целью
работы является
анализ мифологических образов и мотивов в поэзии О.
Мандельштама.
Задачи:
1.
Проанализировать определение понятия «миф».
2.
Провести анализ мифологии древних славян и Греции.
3.
Выделить мифоантропонимы в поэзии О.Мандельштама.
4.
Провести анализ традиционных
интерпретаций античных образов в мифологии и "личных" мандельштамовских.
Структура
работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы.
Заключение:
В далекие
античные времена мир для человечества был полон тайн. Чтобы не быть в
одиночестве на огромной планете, славяне поклонялись богам, просили их о защите
и поддержке. Они обожествляли силы природы, зная, что они помогут им выжить в
моменты бедствий, катаклизмов или засух.
И именно
верование славян в Правь – в то, что мир создан правильно, руководило их
жизнью, поступками, формировало чувства любви, совести и благодарности. Этот
удивительный древний народ обладал великой Верой – стержнем, который придал ему
сил, уверенности, свободы и помог выстоять в самые тяжелые времена.
В старину люди верили и в обычаи, и обряды. Некоторые из них
сохранились до наших дней, в большие церковные праздники работать нежелательно,
чтобы не злить бога. Многие люди не работают даже в воскресенье. Все еще
существуют приметы, которые передаются к нам из поколения в поколения. После
принятия обряда Крещения Руси боги стали мифическими, и вся вера человека
приняло другое направление с одним Богом.
Тоже можно сказать и о
древнегреческой мифологии. Ведь религия была органической частью греческой
культуры и оказывала на нее большое влияние. Так же как и у других народов
древности, греческая религия определяла основы мировоззрения, нравственности,
формы и направление художественного творчества, его разных проявлений в
литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке.
Среди обширного творческого наследия,
оставленного нам серебряным веком, стихи Осипа Мандельштама представляются мне
самыми оригинальными. В каждой их строке скрыто множество ассоциаций —
звуковых, цветовых, литературных, исторических. Это позволяет автору нарисовать
зримый, осязаемый, то есть предельно выпуклый образ предмета, с которого
начинается длинная цепочка возникающих в воображении символов и ощущений.
«Золотистого
мёда струя из бутылки текла так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела…»,
— читая, например, эти строки, очень хорошо представляешь себе всю картину в
движении, а плавный, несколько замедленный ритм стиха не только создаёт
ощущение «тягучести» медовой струи и самого времени, но и заставляет смутно
припомнить то, о чём говорится дальше, вызывает в памяти бессмертные строки
«Одиссеи».
Античные
образы присутствуют во многих произведениях Осипа Мандельштама. Стихотворение
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» отсылает нас к античности с самой первой
строки. Короткие назывные предложения в пределах начального стиха позволяют
достаточно конкретно представить сюжет: лирический герой произведения — молодой
человек, томимый юношеской бессонницей, в глухой ночной час читает вторую песнь
«Илиады», где перечисляются все корабли, снаряжённые ахейцами для похода на
Трою.
Таким
образом, стихотворение, о котором идёт речь, в целом характерно для творчества
Осипа Мандельштама. Обозначенный вначале сюжет («Бессонница. Гомер. Тугие
паруса…») рождает множество традиционных и индивидуальных ассоциаций,
предполагает неоднозначное прочтение, что и придает стихам поэта особую
неповторимость.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты исследования
1.1. Определение понятия «миф» Прежде чем рассматривать
различные теории мифа, необходимо уяснить этимологическое значение данного
слова. Слово «миф» — греческого происхождения и означает «слово, речь,
сказание». В греческом языке было ещё несколько слов с подобным значением,
однако иная их форма говорит о том, что по смысловому содержанию они не совпадали.
Между ними была очень
тонкая разница, из которой можно уловить специфику мифа. В связи с этим
вопросом приведём цитату из работы известного отечественного филолога-классика
А.А. Тахо-Годи, в которой чётко обозначены специфические черты мифа [2, с.32].
««Миф» по-гречески
означает не что иное, как «слово». Поэтому и древнегреческие мифы можно назвать
«словом» о богах и героях.
Но дело в том, что
древние греки были очень чуткими к тончайшим оттенкам языка и представление о
слове выражалось в их лексике особенным образом/ Греки
различали «слово» как «миф» и «слово» как «эпос» и «слово» как «логос» [3,
с.21].
Миф, эпос и логос имели
свои сферы употребления, хотя границы эти, некогда довольно чёткие, с течением
времени стали не столь очевидными и доступны объяснению только при специальном
анализе.
Кроме того, надо иметь в виду, что каждое из
этих трёх слов имело множество оттенков (в слове «эпос» их около шестидесяти),
среди которых намечался ведущий, основной, тот, который отграничивал данное
слово от другого и создавал его неповторимость ». Изучение первичного,
устойчивого смысла этих слов с учётом их этимологии приводит к следующим
выводам.
«Миф», оказывается, выражает обобщённо —
смысловую наполненность слова в его целостности. Сходную мысль высказывают и
другие учёные. В.М. Пивоев отмечает, что изучение первичного смысла и
этимологии слова приводит к выводу о том, что миф — это «…расплывчатое
понятие, насыщенное интуитивным содержанием», а Ф.Х. Кессиди подчёркивает, что
миф — «особый вид мироощущения, специфическое, образное, чувственное, синкретическое представление о явлениях
природы и общественной жизни, самая древняя форма общественного
сознания» [1, с.76].
Впечатление, которое
производит на нас мифология, связано, несомненно, с огромной ценностью заключённых
в ней идей, с её богатым культурным наследием, которое оказывало и оказывает
постоянное воздействие на человека и общество. Понятие “мифология”, в отличие
от “мифа”, более определено и имеет два основных значения. Во-первых, под
мифологией понимается совокупность мифов, составляющих мифологическую традицию
того или иного народа [3, с.87].
Во-вторых, мифологией
называют науку, исследующую миф как явление человеческой культуры и его влияние
на разные стороны жизнедеятельности человека и общества в целом на разных
этапах развития.
До сих пор не обнаружено
ни одного, хотя бы самого примитивного племени людей, у которого не было бы
своей мифологии.
Мифы возникают в любом
человеческом коллективе, будь то общество на ранней стадии развития [4, с.87].
Невозможно точно определить, когда сложились древнейшие мифы, поскольку
время их возникновения уходит в дописьменную эпоху истории человечества.Исследователи
сходятся во мнении