Курсовая теория на тему Межполовые различия в способностях, их научное объяснение
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ 4
1.1. Способности как психологическая категория 4
1.2. Виды способностей 7
1.3. Уровни развития способностей 12
Вывод по 1 главе 14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В СПОСОБНОСТЯХ 15
2.1. Причины и специфика межполовых различий в способностях 15
2.2. Гендерные различия в отдельных видах способностях 21
Вывод по 2 главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Дифференциация половых признаков и различий является одной их актуальных проблем противопоставления мужского и женского пола. Многочисленные исследования посвящены проблеме зависимости принадлежности ребенка к определенному полу от наличия индивидуальных способностей. Так, половая принадлежность исследуется в контексте интеллектуальных способностей. Все большая демократизация общества обусловлена исчезновением поляризированности в индивидуальных способностях мальчиков и девочек.
Ни одна наука так глубоко не рассматривает проблемы способностей, как психология. Множество ученых внесли существенный вклад в исследование этого вопроса: С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес. Среди отечественных направлений можно выделить психофизиологическое (Э.А. Голубевой, В.М. Русалова) и деятельностный подход (А.Н.Леонтьева), теория рассмотрения способностей на основе задатков (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская).
Способности личности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения. Способности могут быть неодинаково представлены у разнополых детей одной возрастной категории. Это может быть обусловлено многими причинами: конституциональными особенностями; нейродинамическими свойствами мозга; особенностями функциональной ассиметрии больших полушарий мозга, и т.д. Качественное своеобразие индивидуальных характеристик определяет различное развитие способностей у мужского и женского пола.
Совокупность психических качеств, необходимых для эффективного осуществления определенной деятельности, составляет структуру способностей. Способности мальчиков и девочек к одной и той же деятельности могут существенно различаться благодаря индивидуальному своеобразию сочетания психических качеств. Так, динамичный характер способностей при взаимодействии комплекса психических качеств может служить источником для формирования у личности новых способностей.
Сравнительные исследования способностей мужчин и женщин рассматриваются в настоящее время в трех направлениях: психометрические исследования половых различий в познавательных способностях; возможные биологические детерминанты этих различий; описание социально-психологических механизмов, связанных с усвоением половых ролей и влияющих на дифференциацию познавательных способностей женщин и мужчин. В настоящее время в науке сложились неразрешенные противоречия между актуальностью изучения проблемы способностей и недостаточными исследованиями в области изучения межполовых различий в способностях. Социально-практическая значимость и теоретическая неразрешенность данного вопроса обусловили выбор темы исследования «Межполовые различия в способностях, их научное объяснение».
Объект исследования: способности личности.
Предмет исследования: межполовые различия в способностях.
Цель исследования: теоретически выявить и обосновать межполовые различия в способностях.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть дефиницию «способности» как психологическую категорию, охарактеризовать виды и уровни развития способностей.
3. Выявить причины межполовых различий в способностях в рамках гендерного подхода.
Методы исследования: анализ, синтез, систематизация, классификация, обобщение.
Структура исследования. Курсовая работа включает введение, две главы; заключение; список использованных источников и литературы.
Заключение:
Анализ научно-методической литературы по теме исследования позволил достигнуть цели, решить задачи. Сформулируем следующие основные выводы, полученные в ходе исследования. В психологической науке под способностями понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, отношений, действий, соответствующих требованиям определенной деятельности.
Способности — это сложнейшее многопланово образование. Способности рассматриваются в трудах ученых как индивидуально-психологические личностные особенности, содействующие успеху в деятельности и общении, и отличающие одного человека от другого (Б.М. Теплов); как формируемые и развиваемые в процессе овладения опытом предшествующих поколений (А.Н. Леонтьев); как проявления творческого применения накопленных знаний (Б.Г. Ананьев); как психологические свойства личности — условия успешного выполнения конкретных видов деятельности (Н.С. Лейтес); как связанные со структурой личности (К.К. Платонов); как результат воздействия биологического и социального в единстве (А. Роунгусс)
Отечественная и зарубежная наука представлена различными толкованиями видов и структуры способностей. В зависимости от направленности способности подразделяются на общие и специальные, теоретические и практические, учебные, межличностные и предметно-деятельностные. Способности можно классифицировать на природные (естественные), специфические (общие и специальные), теоретические, учебные, способности к общению, предметно-деятельностные и т.д. Способности классифицируются по видам психических функций: сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные; по виду деятельности — научные (математические); творческие (музыкальные, художественные), инженерные, и т.д. В соответствии с уровнем развития способности делятся на репродуктивные и творческие. Помимо биологически обусловленных, существуют социально детерминированные способности: общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные, коммуникативные, регуляторные и познавательные.
При сходстве существуют и множественные различия в размерах и структуре мозга у мужчин и женщин. Половые различия в развитии способностей связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур в разные возрастные периоды — так, половые различия в зрительно-пространственных способностях проявляются уже в начале подросткового возраста. В зависимости от функциональной специализации мозговых полушарий отмечается высокий уровень невербального мастерства и зрительно-пространственной ориентации у мужчин и развитые вербальные способности у женщин. Различия на когнитивном уровне представлены тем, что у юношей выражена склонность к абстрактному мышлению, творчеству и самостоятельности, к абстрагированию; для девушек свойственна конкретность мышления. Девочки обладают более развитым вербальным интеллектом, у мальчиков лучше развиты зрительно-пространственные способности, поэтому у мальчиков более высокий уровень развития математических и пространственных способностей, у девочек более развиты перцептивные и вербальные способности.
Таким образом, различия в способностях обусловлены межполовыми, генетическими (наследственность), средовыми и гормональными различиями мужчин и женщин. Межполовые различия в способностях зависят от уровня интеллектуального развития. Разница в способностях между мужчинами и женщинами обусловлена обучением и воспитанием, влияющим на скорость развития способностей. Физиологические и личностные особенности, общественные стереотипы также создают предпосылки для формирования способностей у мужчин и женщин.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1. Способности как психологическая категория
Одной из актуальных проблем педагогики и психологии является проблема способностей. Способности можно трактовать в качестве индивидуально-психологических личностных особенностей, способствующих успеху в деятельности и общении. Однако способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, вместе с тем они обеспечивают человеку их быстрое и эффективное усвоение, фиксацию и применение. Наибольший вклад в изучение способностей внесен
В.Н. Дружининым [11], Н.С. Лейтес [17], С.Л. Рубинштейном [26],
Б.М. Тепловым [29], и др.
Психофизиологическое отечественное направление в трактовке проблемы способностей ориентировано на исследовании взаимосвязи свойств нервной системы (задатков) и психических способностей
(Э.А. Голубев, В.М. Русалов) [13].
Представители функционально-генетического подхода (Л.С. Выготский, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин и др.) способности интерпретируют в качестве свойства функциональных систем, которые реализуют определенные психические функции, т.е. способности являются сущностными качествами психических функций [7, 11]. Деятельностное направление (А.Н. Леонтьев) направлено на исследование способностей в различных видах деятельности, акцентируя внимание на деятельностных детерминантах развития способностей [18]. В рамках личностно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн) способности представляют собой особенности, отсутствие которых исключает способность к какой-либо деятельности [26]. Это свойства, способные проявляться исключительно в процессе специально организованной деятельности. В дальнейшем А.В. Брушлинским [5] и К.А. Абульхановой-Славской [1] способности рассматривались на основании развития способов деятельности.
Значительный вклад в разработку теории способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов, определявший способности не как то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике [29]. Б.М. Теплов считал, что «способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, не сводимые к имеющемуся запасу знаний и навыков, обусловливающих быстроту их обретения» [29, С. 126]. Успешность выполнения деятельности опосредована совокупностью разных способностей, сочетание которых обеспечивается разными способами. Недостающие способности могут компенсироваться другими, высокоразвитыми в данной личности. Вместе с тем, как отмечает Б.М. Теплов, способности необходимо рассматривать не только во взаимосвязи с определенными видами деятельности, а в качестве личностных психических свойств, детерминированных индивидуальными качествами личности, что находит отражение в определении ученым способностей как индивидуально-психологических свойств личности [29].
По мнению А.Н. Леонтьева, онтогенетическое формирование способностей представляет собой процесс, в ходе которого индивид воспроизводит исторически сформировавшиеся способности и функции, таким образом, для развития способностей необходимо овладеть опытом предшествующих поколений [18]. А.Н. Леонтьев отмечает, что способности формируются и развиваются в процессе овладения опытом предшествующих поколений, под воздействием конкретных социально-исторических условий.
С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности» [26]. Как утверждает С.Л. Рубинштейн, способности представлены двумя компонентами: системой операций и способов деятельности и качеством процессов, способствующих регуляции и возможности реализации самой деятельности. В связи с этим становится возможным дать обобщенное определение способностей: это синтез свойств личности, который отвечает требованиям деятельности и обеспечивает высокий уровень достижений в ней. С точки зрения С.Л. Рубинштейна [26] и Б.М. Теплова [29] способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Взаимоотношение данных понятий заключается в наличии предпосылок в овладении знаниями и умениями, а данный процесс и служит основой для формирования способностей.