Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая теория на тему Межличностные отношения у детей подросткового возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Общая характеристика межличностных отношений 4
1.1. Возникновение межличностных отношений 4
1.2. Сущность, виды и особенности межличностных отношений 6
2. Особенности межличностного взаимодействия в подростковом возрасте 8
2.1. Общая характеристика подросткового возраста 8
2.2. Межличностное взаимодействие подростков 10
2.3. Психологическая характеристика межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте у детей с ОВЗ 11
3. Организация и методы исследования для изучения взаимоотношений в подростковом коллективе 15
Заключение 24
Список литературы 28

  

Введение:

 

Подростковый период — самый ответственный период, потому что здесь формируются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям и обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение становится ведущей деятельностью подростка. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Коммуникация играет очень важную роль в формировании и развитии самосознания, и правильный образ «я» развивается у ребенка только тогда, когда окружающие его люди искренне заинтересованы в этом.
Положение ребенка в системе межличностных отношений, сложившихся в коллективе, определяется рядом факторов, общих для подросткового возраста. Группа подростков с неблагоприятным положением в системе межличностных отношений имеет сходные характеристики: трудности в общении со сверстниками, невнимательность, раздражительность, грубость, изоляция, их отличают жадность и высокомерие, одержимость и разгильдяйство. Общение подростка во многом определяется изменчивостью его настроения.
Каждый подросток воспринимает межличностные отношения со сверстниками как очень важный фактор развития его личности. Плохая ситуация в системе межличностных отношений влияет на психологический комфорт подростка, его самооценку и вызывает беспокойство и дискомфорт. Эта ситуация влияет на негативное развитие личности в целом и на формирование самосознания, в частности, на формирование Я-концепции.
В подростковом возрасте формируются основные черты характера, раскрываются личность ребенка и основные формы межличностного поведения. Задача развития навыков межличностного общения становится для подростка наиболее значимой и актуальной, поскольку подростковый возраст является наиболее чувствительным периодом для развития навыков межличностного общения.
Для подростка наиболее актуальным является групповое межличностное взаимодействие, общение в компании сверстников. Степень «включения» в группу определяет как стиль межличностного взаимодействия, так и направленность развития личности. Общими причинами трудностей коммуникации могут быть индивидуальные психологические особенности общения, в том числе интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека, а также проблемы со здоровьем, в частности, нарушения опорно-двигательного аппарата.
Объектом исследования является развитие межличностных отношений подростков.
Предмет исследования — межличностные отношения подростков.
Целью работы является теоретическое обоснование особенностей межличностных отношений у подростков с ОВЗ.
Научно-исследовательские цели:
1. Определить сущность, виды и особенности межличностных отношений.
2. Рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в подростковом возрасте.
3. Дать общую характеристику подросткового возраста.
4. Охарактеризовать психологические особенности межличностных отношений у подростков с ОВЗ.
5. Изучить организацию и методы изучения межличностных отношений в подростковом коллективе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Межличностные отношения детей и подростков как субъективно переживаемые связи, установленные между ними в ходе совместной деятельности и общения, представляют собой систему выполненных ролей, установок, ориентации, ожиданий, благодаря которой дети и подростки учатся воспринимать и оценивать друг друга. Поэтому необходимо позаботиться не только о том, чтобы включить подростка с ограниченными возможностями в систему межличностных отношений, но и обеспечить его собственную внутреннюю деятельность. Важно направить его на разработку безопасных анализаторов, разработку сигнальных стимулов, которые могут заменить утраченные, на развитие познавательных потребностей, формирование позитивной мотивации и отношения к образовательной, трудовой, общественно полезной деятельности, коммуникации и межличностное взаимодействие с другими.
Следует также помнить, что задача взрослых в том, чтобы помочь детям установить нормальные межличностные отношения, состоит в том, чтобы целенаправленно создать ситуацию развития, в которой их социальное благополучие будет постоянно окрашиваться эмоционально позитивным опытом, так что их хорошее настроение доминирует, что является необходим для эффективного психического и личностного развития подростка.
Основным условием возникновения межличностных отношений является совместная деятельность. Детей объединяют не только прямые симпатии друг к другу, но и отношения, связанные с выполнением определенных заданий. По мере развития структурные компоненты межличностных отношений становятся более заметными, включая функциональные ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-семантические отношения, которые постепенно начинают играть роль регуляторов в отношениях с людьми.
Функционально-ролевые отношения проявляются в различных видах деятельности (трудовой, образовательный, игровой, продуктивный и т. Д.) И разворачиваются по мере того, как ребёнок изучает нормы и методы действий в группе под непосредственным контролем и контролем взрослого или самостоятельно в неформальные группы.
Эмоционально-оценочные отношения позволяют понять: соответствует ли поведение детей в группе социальным нормам, какие эмоции это вызывает, что им нравится или не нравится в их сверстниках. Основной функцией эмоционально-оценочных отношений в подростковой группе является осуществление коррекции поведения сверстников в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности.
Личностно-смысловые отношения — это отношения в группе, в которой мотив одного подростка приобретает личное значение для других сверстников, значение — «для меня». В то же время участники совместной деятельности начинают воспринимать интересы и ценности этого ребёнка как свои собственные, за которые они, принимая различные социальные роли, действуют.
То есть, участвуя в различных видах деятельности и выполняя соответствующие роли, дети и подростки не только узнают о мире взрослых, но, прежде всего, учатся взаимодействовать с людьми, осваивая тем самым нормы человеческих отношений.
Важнейшим фактором формирования личности подростка, включённого в межличностные отношения, является посредничество в деятельности, которое играет стимулирующую роль в коллективе. Основными посредническими факторами межличностных отношений являются:
— форма организации совместной деятельности. Чем выше степень совместимости деятельности детей в группе, тем заметнее взаимоотношения взаимной координации и сотрудничества;
— мотивация к совместной деятельности детей, действующая в форме негативной или позитивной мотивации, стимулирующего наказания или вознаграждения членов группы за успехи и неудачи совместной деятельности;
— значимые характеристики совместной деятельности, то есть ради чего, во имя каких ценностей она имеет место.
Иногда подростки старшего возраста воспринимают коллектив как средство достижения определенных индивидуальных целей. Поэтому нужно учить детей отношениям милосердия, отношениям соперничества, эмоционально-волевым отношениям, эстетическим отношениям, когнитивным отношениям. Пояснить, что отношения между людьми не развиваются спонтанно, но подчиняются определенным механизмам: бумерангу, механизму гармонии, эмпатии, стандарту, дефициту, эмоциональному эхо, помощи, упорядочению, познавательному интересу, красоте, вкладу, адаптации, катализ.
Включение подростка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в межличностные отношения в группе предоставляет ему реальные условия для удовлетворения потребности быть личностью и способности стать личностью. Важнейшим механизмом реализации этих потребностей является процесс самоутверждения, когда ребёнок приобретает определенный статус в группе. Этот механизм начинает функционировать с самого начала установления контактов с другими детьми, и для того, чтобы подросток утвердился в новой группе, ему нужно начинать все сначала, поскольку приобретённый статус признается только членами группы. , в которой он развивался, в другой группе статус этого ребёнка может быть совершенно другим.
Самоутверждение подростка с особенностями развития в группе детей может пройти в одних случаях благополучно, в других — со значительными осложнениями. Причины этого разные. Они могут иметь как объективный, так и субъективный характер. Субъективный фактор включает индивидуальные характеристики, которые проявляются в чертах характера, темпераменте, степени тяжести и серьёзности дефекта развития и т. Д. К объективным факторам относятся возрастные характеристики, уровень развития группы, в которую входит ребёнок, система межличностных отношений, сложившиеся в нем отношения, воспитание членов группы и т. д.
В процессе самоутверждения эти факторы могут положительно или отрицательно влиять на формирование определенных личностных качеств у подростка. Если мы хотим, чтобы ребёнок в группе стремился к взаимодействию с ним других членов группы, то возникают реальные возможности для формирования таких личностных качеств, как самооценка, уверенность в себе, идентичность с другими детьми.
В попытке утвердиться в группе подросток становится более активным. Чтобы установить контакт с детьми, ему часто приходится сдерживать свои желания, перестраивать своё поведение. Таким образом, дети не только приобретают навыки общения и учатся взаимодействовать друг с другом, но и в то же время формируют те личные качества, которые им необходимы в других условиях жизни.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Общая характеристика межличностных отношений
1.1. Возникновение межличностных отношений

Термин «межличностный» несет понимание того, что отношения между человеком и другим человеком взаимно ориентированы. Межличностные отношения — это система отношений и ожиданий членов определенной группы относительно друг друга, обусловленная организацией совместной деятельности и основанная на общих представлениях о ценностях и социальных нормах.
Межличностные отношения играют большую роль в обществе. Без них немыслим процесс образования, развития, формирования личности, межличностного общения, а также обслуживания, управления, творчества и других видов деятельности во всех областях, где обмен, передача и усвоение информации немыслимы. Они играют важную роль в овладении людьми общечеловеческими и культурными ценностями, социальным опытом. В межличностных отношениях реализуется эта специфическая форма взаимодействия между людьми, взаимного обмена настроениями, взглядами, идеями, интересами, идеями и т. Д. В них конкретный человек овладевает «фондом духовного богатства», созданным другими людьми, благодаря чему преодолеваются ограничения его личного опыта; через общение он вносит вклад в этот «фонд» того, что он сам создал. Именно это определяет важность межличностных отношений в жизни человека.
Зависимость людей на протяжении всей жизни ставит проблему человеческих отношений в самую суть человеческого существования. Людям крайне необходимо наладить длительные тесные отношения с другими людьми, гарантируя положительный опыт и результаты.
Эта потребность, благодаря биологическим и социальным факторам, способствует выживанию человека.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы