Курсовая теория на тему Межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы исследования межличностных отношений младших школьников 3
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с умственной отсталостью 3
1.2 Особенности межличностных отношений младших школьников 3
Глава 2 Специфика общения младших школьников как компонента межличностных отношений 3
2.1 Общение как компонент межличностных отношений 3
2.2 Особенности общения младших школьников с умственной отсталостью 3
Глава 3. Исследование межличностных отношений младших школьников с умственной отсталостью. 3
3.1. Цель задачи, и методы проведения диагностики. 3
3.2. Анализ результатов исследования межличностных отношений детей с нарушением интеллекта 3
Заключение 3
Список литературы 3
Введение:
Личность человека уже в течение достаточно продолжительного времени представляет собой интерес для исследователей в области психологии. Вопрос структуры и функционирования личности до сих пор не решен окончательно. Кроме того, возникает вопрос развития личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, ведь наличие патологии сказывается, как правило, негативным образом на развитии различных компонентов личности ребенка.
Ученые отмечают, что большое значение в процессе становления личности имеет общение. Именно в общении человек осваивает определенные нормы и ценности, воспитывает в себе те или иные черты характера в соответствии со своими склонностями, способы реагирования на происходящие события, позицию в обществе.
В связи с этим большой интерес представляют особенности общения, особенно межличностного, лиц с различными вариантами патологий, в частности, лиц с умственной отсталостью. Снижение интеллектуальных возможностей негативным образом сказывается на процессе его общения с окружающими людьми, что, в свою очередь, вызывает нарушения в процессе формирования речи, социализации, становлении всех познавательных процессов. Таким образом, исследователи указывают на то, что, воздействуя на способности ребенка с умственной отсталостью к общению, возможно продуктивно корректировать формирование и всех остальных сфер личности и психической деятельности ребенка.
Период начала обучения в школе в этом плане достаточно интересен. Это связано с тем, что именно на данном этапе происходит значительное преобразование социальной ситуации развития ребенка, формирование новых видов деятельности. Ребенок оказывается в новом для себя социальном статусе, что становится источником необходимости развития новых форм и расширения возможностей общения.
Методологической базой исследования явились работы: Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, И.Л. Белопольской, Г.В. Бурменской, В,И. Гарбузова, А.И. Захарова, В.П. Кащенко, В.В. Ковалева, А.Р. Лурия, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, О.Н. Никольской, М.С. Певзнер, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Л.М Шипициной и др.
Цель исследования: выявить трудности межличностного общения младших школьников с умственной отсталостью.
Объект исследования: межличностное общение младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности межличностного общения младших школьников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить представления отечественных и зарубежных психологов о феномене личности;
2. Проанализировать значение межличностного общения в формировании личности;
3. Охарактеризовать особенности личности младших школьников с умственной отсталостью;
4. Проанализировать специфику межличностного общения младших школьников с умственной отсталостью.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных данных.
Заключение:
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Личность и факторы ее развития являются предметом исследования практически во всех направлениях психологической науки. Исследователи расходятся в своих определениях данного феномена. Однако в общем виде личность – это человек, имеющий определенный комплекс психологических характеристик, которые являются фундаментом для его поступков, имеющих значения.
Общение имеет важное значение в развитии личности человека, так как именно в общении ребенок осваивает номы и шаблоны поведения в социуме, умение взаимодействовать с людьми, кроме того, в общении развивается речь ребенка, качества его характера.
Умственная отсталость представляет собой системное нарушение, которое затрагивает процесс формирование всех аспектов личности и психики ребенка: у него отмечаются нарушения во всех сферах (личность, поведение, эмоционально-волевая сфера, социализация, речь, и др.).
Процесс общения младших школьников с умственной отсталостью также имеет определенные особенности. Исследователи отмечают, что данную категорию детей необходимо воспитывать в коллективе и целенаправленно формировать у них умение общаться, тогда как у нормально развивающихся детей данный процесс происходит спонтанно.
Развитие навыков общения становится фактором и необходимым условием продуктивного формирования личности и социализации таких детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования межличностных отношений младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с умственной отсталостью
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выражение всех психологических характеристик личности обладает определенными особенностями.
Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) – состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь описывается патологией способностей, формирующихся на этапе созревания и обеспечивающих общий уровень умственной деятельности. Адаптивное поведение умственно отсталых лиц страдает в любом случае, однако в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение при легкой степени выраженности может не иметь явного характера [7]. Умственная отсталость выражается в существенном уменьшении уровня общего умственного развития, выражающегося в недостаточности активного поведения. Особенно ярко данные закономерности проявляются в младшем школьном возрасте. У младших школьников с умственной отсталостью отмечается низкий уровень развития произвольности психических процессов, они проявляют тенденцию к противоположным, лишенным нюансов эмоциям, которые поверхностны, нестабильны, подвержены быстрым, резким преобразованиям. Некоторые возникающие у младших школьников эмоции неадекватны вызвавшим их внешним стимулам. Это указывает на низкий уровень контроля ими над собственными эмоциональными выражениями [2]. Недостаточность произвольного поведения умственно отсталого младшего школьника со временем обретает более низкую выраженность, возрастает самостоятельность. Осуществляя определенную деятельность, данные дети действуют на основе более близких мотивов. Соответственно, действия, которые ориентированы на создание ими определенного продукта, реализуются ими с большим интересом и успехом, чем познавательные задания. Характерной чертой данного этапа выступает недостаток эмоционально позитивных взаимодействий и контактов с другими людьми, эмоциональная дезадаптированность в условиях школьного обучения. В школе ребенок подвергается оценке с позиции умственного, социального и физического потенциала, поэтому именно этот период становится источником впечатлений, которые провоцируют интенсивное формирование самооценки ребенка [10]. Самооценка умственно отсталых детей развивается под воздействием оценки окружающих, собственной деятельности и своей оценки ее итогов. Повышенная самооценка у таких детей обусловлена низким уровнем развития умственной деятельности, выражением эмоционального фона, общей незрелости личности. Она также может иметь значение пвсевдокомпенсаторной структуры, сформировавшейся, как реакция на низкую оценку окружающих. Нестабильность самооценки становится причиной того, что оценочная ситуация осуществляет на нее негативное воздействие [15]. Для умственно отсталых младших школьников типичными являются безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, слабая мотивация. Данные личностные характеристики выражаются в учебной и трудовой деятельности. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью даже не пытаются справиться с неудачами и препятствиями, если они появляются. Во многих случаях они действуют на основании собственных внезапно появившихся желаний, не имея силы воли, чтобы противодействовать им.