Международное частное публичное право Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Международно-правовое сотрудничество государств членов ЕС и Российской Федерации в арктике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. История международно-правового сотрудничества государств членов ЕС и Российской Федерации в Арктике 6
1.1 Международно — правовой статус Арктики 6
1.2 Сотрудничество Российской Федерации с государствами членами ЕС в Арктике 11
Глава 2. Особенности правового сотрудничества государств членов ЕС и Российской Федерации в Арктике 18
2.1 Интересы Российской Федерации в освоении Арктики 18
2.2 Международно — правовое сотрудничество государств членов ЕС и Российской Федерации 34
Заключение 45
Список использованной литературы 49

 

  

Введение:

 

Одним из важнейших с геостратегической точки зрения мировых регионов является Арктика, освоение которой в последние годы приобретает крайне высокое значение.
Особое внимание к региону обусловлено его огромным ресурсным потенциалом и, в первую очередь, следует отметить значительные запасы природных энергоносителей. Кроме того, природа Арктики богата и другими полезными ископаемыми: сурьмой, платиной, никелем, медью, алмазами, бокситами и т.д. Немаловажное значение имеют рыбные и другие морские биологические ресурсы.
Следует также отметить, что Арктика играет важную роль и в глобальных экологических вопросах. Арктический регион часто называют «ключевым районом», в части глобального влияния на планетарный климат, геофизические и биологические процессы на Земле. При этом особенности окружающей среды Арктики выступают в роли своего рода индикаторов глобальных экологических воздействий, таких, как например, повышение температуры на планете.
Что касается присутствия в Арктическом регионе Российской Федерации, то его очевидными геополитическими основаниями выступают географическое положение нашей страны и историческое участие России в открытии Северного полюса, островов и морей Северного ледовитого океана и Арктики в целом.
На сегодняшний день система обеспечения защиты национальных интересов России в Арктике не имеет институционального оформления и функционирует на основе множества подсистем, которые влияют и активно взаимодействуют друг с другом. При этом в результате анализа каждой из подсистем становится очевидной недостаточная эффективность, негативно влияющая на качество обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе в целом.
Таким образом, проблемная ситуация состоит в противоречии между необходимым уровнем эффективности всей системы обеспечения защиты национальных интересов России в Арктике в целях безопасного и стабильного социально-экономического развития региона и нынешним состоянием данной системы.
Объектом исследования выступает система обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе.
Предметом исследования являются пути совершенствования системы обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе.
Цель работы заключается в поиске путей повышения эффективности функционирования системы обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе.
Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:
1. Определить степень защищённости национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе;
2. Проанализировать основные элементы системы обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе:
— изучить подсистему обеспечения защиты экономических интересов России в Арктике;
— исследовать подсистему обеспечения защиты политических интересов России в Арктике;
— проанализировать подсистему обеспечения защиты военных интересов России в Арктике;
Что касается научной разработанности темы, то в последнее время вопрос обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе исследуется достаточно активно. Необходимо отметить работы таких авторов, как А.Баранник, И.Вознюк («Арктика как важный геостратегический регион столкновения национальных интересов ведущих зарубежных стран»), О.В. Белый («Северный морской путь: проблемы и перспективы»), С.Ковалев («Освоение Арктики – экономический и геополитический аспекты»), Г.Б. Рыжов («Определение опасностей и угроз национальной безопасности Российской Федерации в Арктическом регионе») и др. При этом авторы основное внимание уделяют анализу значимости региона для Российской Федерации, определению угроз национальной безопасности страны и определению путей борьбы с ними.
Для обоснования научных результатов использованы индуктивный и дедуктивный методы, метод анализа (в частности, политический и ситуационный анализ, методы анализа документов) и синтеза, метод систематизации, сравнительный и институциональный методы, а также системный подход, прогнозирование и моделирование.
Теоретическая значимость работы состоит в выборе походов к совершенствованию системы обеспечения защиты национальных интересов, структурированных относительно наиболее важных сфер деятельности (экономической, политической, военной).
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что реализация предложенных путей совершенствования системы обеспечения защиты национальных интересов позволит повысить уровень национальной безопасности нашей страны в Арктике, а также обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства в целом.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Арктический регион играет важную роль в мировой политике, экономике, экологии и других сферах. Но для России Арктика имеет особое значение. В первую очередь следует отметить, что очевидным основанием присутствия Российской Федерации в Арктической зоне является её географическое месторасположение. Арктическая зона Российской Федерации охватывает территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф РФ. Государственная граница России на протяжении более чем 20 тысяч километров проходит по акватории северных морей. Таким образом, очевидно, что Арктическая зона Российской Федерации – это огромная часть территории нашей страны, и присутствие России в данном регионе мира является абсолютно органичным.
При этом следует отметить, что в данном, крайне важном для России регионе наша страна сталкивается с весьма многочисленными, многогранными и серьёзными угрозами, причём они присутствуют в каждой сфере деятельности: политической, экономической, социальной, военной, экологической и т.д. Некоторые угрозы представляют непосредственную угрозу жизни проживающих в Российской Арктике людей, некоторые – не столь очевидны, однако в долгосрочной перспективе не менее опасны. Следует отметить, что многие из этих угроз существуют уже многие годы, некоторые появились недавно, но год от года становятся всё серьёзней. Учитывая разнообразие, многоаспектность и серьёзность имеющихся угроз, национальные интересы России в Арктическом регионе защищены не в полной мере, и, следовательно, в процесс обеспечения их защиты необходимо вносить изменения.
К защите национальных интересов России в Арктике необходимо подходить системно, то есть процесс обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе осуществляется в рамках системы, состоящей из множества взаимосвязанных друг другом элементов. Хотя система обеспечения защиты национальных интересов России в Арктике не институционализирована, она, тем не менее, функционирует. Однако, как видно из наличия и характера угроз, эта система недостаточно эффективна.
Проведённый анализ системы обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике показывает, что неполная эффективность функционирования данной системы объясняется, в том числе, следующими причинами: в экономической сфере – недостаточным развитием внутренней инфраструктуры (транспортной, энергетической и социальной); в политической сфере  недостаточной проработанностью нормативно-правовой базы (как на международной, так и на национальном уровне); и в военной сфере  недостаточным потенциалом военного контингента Вооружённых сил Российской Федерации в регионе (в том числе недостаточной обеспеченностью арктической группировки необходимым вооружением и техникой).
Учитывая указанные причины, в качестве путей совершенствования системы обеспечения защиты национальных интересов России в Арктике можно предложить, во-первых, модернизацию и развитие всех видов инфраструктуры в Арктическом регионе, во-вторых, совершенствование правового механизма защиты интересов нашей страны в данном регионе, и в-третьих, повышение возможностей военного контингента Вооружённых сил Российской Федерации в Арктическом регионе.
Что касается, модернизации и развития инфраструктуры в Арктическом регионе, то здесь можно предложить следующие направления деятельности:
1. Транспортная инфраструктура:
 расширение сети железных дорог в Российской Артике (как в горизонтальной (запад-восток), так и в вертикальной (север-юг) плоскости);
 обновление и модернизация парка малой авиации Арктического региона;
 использование нетрадиционных летательных аппаратов для грузоперевозок в регионе;
 обновление и модернизация речного и ледокольного флота Российской Арктики;
 использование инновационных технологий при строительстве автомобильных дорог в условиях Крайнего Севера.
2. Энергетическая инфраструктура:
 использование возобновляемых источников энергии;
 совместное использование углеводородных и возобновляемых источников энергии;
 использование атомной энергии при применении современных технологий.
3. Социальная инфраструктура:
 строительство объектов социальной инфраструктуры в Российской Арктике (больниц, школ, кадетских и нахимовских учреждений и т.д.).
При этом следует отметить, что модернизация и развитие всех видов инфраструктуры необходимо проводить на основе принципа государственно-частного партнёрства, поскольку это принесёт значительные выгоды и компаниям, осуществляющим свою деятельность в Арктическом регионе (увеличение доходов, расширение масштабов деятельности), и государству (обеспечения защиты национальных интересов в регионе), и населению (повышение качества жизни).

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. История международно-правового сотрудничества государств членов ЕС и Российской Федерации в Арктике

1.1 Международно — правовой статус Арктики

В последнее время наблюдаются кардинальные изменения мировой политической, экономической и военной обстановки, причиной чему является усиление борьбы государств за энергетические, биологические и другие ресурсы. В этом контексте одним из важнейших как с экономической, так и с геостратегической точки зрения мировых регионов является Арктика — полярная область, включающая окраины материков Евразии, Северной Америки (за исключением южной части Гренландии, полуострова Лабрадор) и почти весь Северный Ледовитый океан (кроме южной и восточной частей Норвежского моря), все находящиеся в нем острова (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие северные части Атлантического и Тихого океанов, ограниченная с Юга Северным полярным кругом .
В последние годы целый ряд государств заметно активизировал усилия по наращиванию своего экономического, политического и военного присутствия в Арктическом регионе. Причем речь идёт далеко не только о приарктических странах. Подобную активность можно объяснить тем, что присутствие в Арктике воспринимается как непременное условие обеспечения глобальных стратегических интересов.
В Арктике сталкиваются интересы пяти приарктических государств — Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии, — которые имеют исключительную экономическую зону и континентальный шельф в Северном Ледовитом океане. На сегодняшний день вопрос о разграничении арктических территорий далек от окончательного урегулирования. Его важность обуславливается тем, что, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, «прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых».
20 декабря 2001 года Россия подала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку на расширение своего Арктического шельфа. Основанием данной заявки было утверждение о том, что хребет Ломоносова и поднятие Менделеева являются продолжением материка. Отклонение заявки по причине недостаточной обоснованности стало стимулом для организации полярной экспедиции «Арктика-2007», которой удалось доказать материковую природу оспариваемых территорий. Обновленная российская заявка до сих пор не рассмотрена. При этом поданная в декабре 2014 года заявка Дании на шельф к северу от Гренландии во многом пересекается с российской (хребет Ломоносова), а находящийся на рассмотрении аналогичный документ Канады содержит в себе притязания на часть поднятия Менделеева.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы