Курсовая теория на тему Методы воспитания детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие и классификация методов воспитания 5
1.1. Понятие методов воспитания в отечественных и зарубежных исследованиях 5
1.2. Классификация методов воспитания 11
1.3. Характеристика отдельных методов организации деятельности поведения 17
Глава 2 Теоретические аспекты воспитания детей дошкольного возраста 23
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 23
2.2. Возможности и особенности применения методов воспитания в дошкольном возрасте 28
Глава 3. Эмпирические исследования эффективности различных методов воспитания для современных дошкольников 34
Заключение 40
Список литературы 42
Введение:
Воспитание ребенка дошкольного возраста – это преимущественно задача родителей. От того, какой они пример подают, как общаются с до-школьником, сколько внимания ему уделяют – будет зависеть его успех в школе и способность к получению знаний.
Дошкольный период включает в себя возраст от 3 до 7 лет. Этот пе-риод жизни очень важен для дальнейшего развития ребенка. В этом воз-расте происходит формирование черт характера и привычек, активное приобретение необходимых навыков и их закрепление, ребенок учится учиться, закладываются основы его здорового образа жизни.
Метод воспитания можно рассматривать как способ действия, в дан-ном случае взрослого, для достижения определенной цели воспитания. На современном этапе разработано множество различных классификаций ме-тодов воспитания детей. На сегодняшний день специалисты в области пе-дагогики и психологии говорят примерно о пятистах методах воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования – методы воспитания.
Предмет исследования – методы воспитания детей дошкольного воз-раста.
Цель исследования: изучение методов воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Понятие методов воспитания в отечественных и зарубежных ис-следованиях;
2. Классифицировать методы воспитания ;
3. Охарактеризовать отдельные методы организации деятельности поведения;
4. Дать психолого-педагогическую характеристику детей дошколь-ного возраста;
5. Определить возможности и особенности применения методов вос-питания в дошкольном возрасте;
6. Проанализировать эмпирические исследования эффективности различных методов воспитания для современных дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении методов воспитания детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования – результаты работы могут быть полезны и интересны студентам различных педагогических вузов в реа-лизации их идей на практике.
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формиро-вание выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение ис-точников литературы по теме исследования.
Структура исследования: Работа состоит из введения, трех глав, за-ключения, списка литературы.
Заключение:
Методы воспитания – важные и очень сложные компоненты воспита-тельного процесса, которыми педагог обязан владеть профессионально.
Личность развивается только в процессе разнообразной деятельно-сти. Значит, для формирования этой характеристики личности, как миро-воззрение и социальная направленность, необходимо включить ее в позна-вательную и разнообразную социальную деятельность. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируются патриотизм, любовь к труду и другие качества.
Основными методами воспитания являются следующие:
а) убеждение,
б) положительный пример,
в) упражнение (приучение),
г) одобрение,
д) осуждение,
е) требование,
ж) контроль поведения,
з) переключение на другую деятельность.
Правила выбора методов обусловлены целью и задачами воспита-ния, возрастными, индивидуальными и личностными особенностями школьников:
— гуманизм отношений учителя к ученикам;
— системный подход к выбору методов воспитания: каждый метод до-полняет, развивает, корректирует или уточняет другой;
Выбор методов должен быть подготовлен и предполагать реальные условия и средства для его осуществления.
Дошкольный возраст – уникальный этап в развитии ребенка, т. к. яв-ляется возрастом первоначального становления личности ребенка. Он ка-чественно отличающийся от последующих жизненных периодов, что про-является в особенностях биогенеза и социогенеза, способах познания и мышления, в деятельности и отношении ребенка с предметным и социаль-ным миром, в самосознании. Воспитание обеспечивает гармонию взаимо-действия ребенка с окружающим миром, закладывая на этом этапе куль-турный фундамент личностного развития, а так же создает у растущего человека ощущение психологического комфорта и физического здоровья.
Воспитание и обучение детей в дошкольном возрасте — достаточно сложный и ответственный процесс. На этом этапе развития формируется личность ребенка, что приводит к последующему становлению его харак-тера, привычек и способностей.
Методика воспитания включает в себя четыре категории воспитания:
• формирование личности — установление установок, суждений и оценка возникающих ситуаций;
• организация действий — общение, взаимоотношения, приобре-тение опыта;
• самооценка поведения, самоконтроль и анализ своих действий;
• мотивация и побуждение к деятельности.
Для эффективной подготовки ребенка к новому этапу его жизни ис-пользуются различные методы и формы воспитания. Поощрение, убежде-ние, наказание и упражнение — основные способы воздействия на разум, чувства и волю ребенка с целью развития необходимых положительных качеств.
Несмотря на общее изменение арсенала используемых методов вос-питания, межпоколенческие практики передачи родительского опыта остаются достаточно сильными. Если человек в детстве испытал на себе тот или иной метод воспитания, он с большей вероятностью будет использо-вать его по отношению к своим детям. Эти родительские практики, усвоен-ные в детстве, не только реализуются в собственном родительском поведе-нии, но и формируют представления о воспитании в целом. Даже те, у кого еще нет детей, чаще выбирают и одобряют именно те методы, которыми воспитывали их самих.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и классификация методов воспитания
1.1. Понятие методов воспитания в отечественных и зарубежных исследованиях
В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этих по-нятий. В одном из ранее изданных учебников: «Под методом воспитания понимается средство, с помощью которого воспитатель вооружает детей, подростков и молодежь твердыми нравственными убеждениями, мораль-ными привычками, навыками и т.д.».
Методы воспитания – важные и очень сложные компоненты воспита-тельного процесса, которыми педагог обязан владеть профессионально. Как и многие понятия в педагогике, метод воспитания формулируется по-разному. Приведем несколько примеров (это мнение ученых, авторов учебников педагогики, изданных в разное время).
Г.И. Щукина: «Методы воспитания – это способы, с помощью кото-рых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на созна-ние, поведение воспитанников, на формирование у них необходимых ка-честв, на обогащение их опыта полезной деятельностью и многообразных отношений» [7].
Ю.К. Бабанский: «Метод воспитания – это обобщенный способ взаи-мосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого по реализации це-лей, задач, содержания целенаправленного формирования всесторонне развитой личности» [13].
И.Ф. Харламов: «Под методами воспитания следует понимать сово-купность специфических способов и приемов воспитательной работы, ко-торые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования» [14].
В.А. Сластенин: «Под методами осуществления целостного педаго-гического процесса следует понимать способы профессионального взаи-модействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач» (В.А. Сластенин объединяет в понятии «целостный педагогический процесс» образование и воспитание) [16].
Некоторые различия этих формулировок не мешают понять главные, сущностные характеристики методов: это способы взаимодействия воспи-тателя и воспитанников, направленные на реализацию целей и задач вос-питания. Обращенность методов воспитания непосредственно к личности воспитанника очень точно выразил А.С. Макаренко, назвав их «инстру-ментами прикосновения к личности».
Поиск метода у воспитателя происходит и в связи с содержанием де-ятельности воспитанников: игра потребует одних методов, разговор по душам — других, приобщение к общественно значимому труду — третьих.
Личность развивается только в процессе разнообразной деятельно-сти. Значит, для формирования этой характеристики личности, как миро-воззрение и социальная направленность, необходимо включить ее в позна-вательную и разнообразную социальную деятельность. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируются патриотизм, любовь к труду и другие качества. Все это, естественно, требует от учителя хорошего владения способами и методами организации учебно-познавательной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в понятие методов восприятия.
Однако для формирования личностных отношений очень важно, чтобы учитель, организуя деятельность учащихся, умело использовал та-кие методы и приемы воспитания, которые стимулировали бы их стремле-ние (потребности) к личностному развитию. Способствовали бы формиро-ванию их сознания (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию поведения волевой сферы, и которые в совокупности создают предпосылки для развития определенных качеств личности. С целью поддержания дис-циплины необходимо объяснить учащимся нормы и правила поведения и убедить их в необходимости их соблюдения.
С этой же целью используются положительные примеры дисципли-нированности и выполнения своих обязанностей. Все это способствует и влияет на развитие потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений учащихся.
Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинирован-ности играет одобрение положительных поступков учащихся тактичное осуждение нарушений норм и правил поведения. Понятную корректиру-ющую роль выполняют также требования педагогического контроля за поведением учащихся и переключения их на другие виды деятельности.
Это наиболее важные методы и приемы воспитательной работы, ко-торые используются в процессе формирования установок (личностных ка-честв) учащихся и которые выступают как методы воспитания. С этой точ-ки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность кон-кретных методов и приемов воспитательной работы, которые используют-ся в процессе организации разнообразной деятельности учащихся. Для развития их потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершен-ствования, для формирования, личностных свойств и качеств.
Основными методами воспитания являются следующие [15]:
а) убеждение,
б) положительный пример,
в) упражнение (приучение),
г) одобрение,
д) осуждение,
е) требование,
ж) контроль поведения,
з) переключение на другую деятельность.
Средства воспитания следует отличать от методов воспитания. Сред-ства воспитания — это те конкретные мероприятия или формы воспитатель-ной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), деятельности учащихся (занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинофильмы, картины и т.д.), которые используются при реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется через такие средства воспитания, как разъясни-тельные беседы на уроках и во внеурочное время о политике, морали, ис-кусстве и т.д., собрания, диспуты и т.д. Средством метода воспитания яв-ляется организация трудовой, патриотической и художественно-эстетической деятельности учащихся и т.д.
Иногда разъяснительные беседы и различные собрания в трудах не строго научного характера называют методами воспитания, допуская не-которую путаницу понятий. Но большой ошибки здесь нет. Любая разъяс-нительная беседа или собрание, являясь конкретными средствами реализа-ции метода убеждения, выступают как частные формы его осуществления и в этом смысле играют роль методов воспитания.
Необходимо отметить еще один момент. Поскольку воспитание про-исходит в системе учебной и внеклассной работы, то перечисленные выше методы воспитания используются как в учебном процессе, так и в системе внеклассной работы.
Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащих-ся и преодоление методов авторитаризма. Долгое время в педагогике не было четко очерченной системы методов воспитания. Но со временем ста-ли складываться определенные методологические подходы к осуществле-нию воспитательного процесса.
Некоторые педагоги считали, что дети рождаются с так называемой дикой резвостью, которую в процессе воспитания следует подавлять силой авторитета учителя и различными мерами педагогического воздействия. Такой идеи, в частности, придерживался немецкий педагог Иоганн Гер-барт, с именем которого обычно связывают развитие авторитарных мето-дов воспитания. В принципе он понимал положительное значение таких методов воспитания, которые способствовали развитию сознания детей и основывались на доброжелательных отношениях между ними и педагога-ми, но считал целесообразным использовать эти методы на более позднем этапе воспитательной работы. В раннем возрасте он рекомендовал исполь-зовать различные замечания, наставления внушения, упреки, меры пори-цания и наказания, в том числе физические, запись проступков в кондуит, специально предназначенный для этого журнал.