Начальное образование детей с нарушением слуха Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Методы работы с учебником на уроках ознакомления с окружающим миром

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Место учебного предмета в школьной программе 5

1.1 Учебно-методический комплект «Ознакомление с окружающим миром» авторов Т. С. Зыковой, М. А. Зыковой 5

1.2 Особенности построения учебников 9

Глава 2. Специфика обучения детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования 21

2.1 Овладение содержанием учебной дисциплины «Ознакомление с окружающим миром» глухими и слабослышащими детьми при инклюзивном обучении 21

2.2 Примерное содержание учебного курса «Ознакомление с окружающим миром» в 1 дополнительном классе по УМК «Ознакомление с окружающим миром» авторов Т. С. Зыковой, М. А. Зыковой 30

Заключение 34

Список используемой литературы 36

  

Введение:

 

В педагогической литературе умения детей школьного возраста делятся на предметные, осваиваемые и применяемые при изучении определённых предметов, и общеучебные, формирующиеся в процессе освоения разных предметов и применяемые в различных видах учебной деятельности и областях повседневной жизни.

В общей педагогике и психологии доказано, что овладение общеучебными (универсальными) умениями обеспечивает достижение положительных результатов в познавательной деятельности, открывает возможности свободной ориентации в разных предметных областях, в организации самой деятельности, в умении самостоятельно учиться (Ю.К. Бабанский, В.Г. Бурменская, С.Г. Воровщиков, Н.И. Запорожец, Е.Н. Кабанова, О.А. Карабанова, И.Ю. Кулагина, Т.А. Лошкарева, Л.А. Николаева, Н.Н., Поспелов, Д.В. Татьянченко, А.В.Усова, Л.Ф. Фридман, Г.В. Цукерман и др.).

В сурдопедагогике проблема формирования общеучебных умений у глухих школьников была поставлена в исследованиях С.А. Зыкова и решалась им, его последователями и учениками на основе введения специального учебного предмета — предметно-практической деятельности (Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерович и др.).

Т.С. Зыковой специально исследовались условия формирования умения планировать свою практическую и речевую деятельность в процессе предметно-практического обучения, а также коммуникативные умения, обеспечивающие полноценное взаимодействие глухого ребёнка с учителем и одноклассниками в ходе коллективной практической деятельности. Были предложены, обоснованы и экспериментально проверены групповые формы учебной деятельности — работа с маленьким учителем, работа парами, работа командами (бригадами), и их комбинации, применяемые на разных уроках и эффективные для формирования способности к взаимодействию в разных видах совместной практической деятельности.

Цель курсовой работы – изучить методы работы с учебником на уроках окружающего мира на примере УМК «Ознакомление с окружающим миром» авторов Т. С. Зыковой, М. А. Зыковой.

Объект исследования – урок «Окружающего мира» в начальной школе.

Предмет исследования – УМК «Ознакомление с окружающим миром» авторов Т. С. Зыковой, М. А. Зыковой.

Цель нашего исследования раскрывается в системе задач:

1. Выяснить роль учебников в образовательном процессе.

2. Рассмотреть особенности содержания учебника и методику ознакомления с ним учащихся.

3. Привести пример рабочей программы, используя различные виды работ с учебником.

Методы исследования:

— анализ литературы;

— изучение «продуктов» деятельности слабослышащих младших школьников.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования подтверждают и дополняют сложившееся в сурдопедагогике представление о вторичной природе трудностей познавательной, учебной, коммуникативной деятельности слабослышащих школьников младших классов и возможностях их успешного преодоления за счёт создания специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности детей.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для повышения квалификации сурдопедагогов, работающих в образовательных организациях для слабослышащих и позднооглохших детей.

Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, заключение и список используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

Цели: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

Формировать представления о временах года. Расширять кругозор детей.

Воспитывать наблюдательность. Формировать, обогащать и закреплять словарный запас детей.

Учить понимать инструкцию к поручению, выполнять поручение и давать отчет о выполненном действии.

Учить отвечать на вопросы.

Составлять предложения и рассказы по сюжетным картинкам и личным наблюдениям. развитие речи, мышления, воображения школьников.

Формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге.

Воспитывать позитивное эмоционально-ценностного отношения к природе, пробуждение познавательного интереса к окружающему миру.

Линия УМК «Ознакомление с окружающим миром 0-2 классы. (I вид)». Методические рекомендации созданы к завершённой линии учебников «Ознакомление с окружающим миром» для подготовительного, 1 и 2 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов (авторы Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова). Методические рекомендации освещают вопросы организации, планирования и проведения уроков по ознакомлению с окружающим миром в подготовительном, 1 и 2 классах школ для детей с нарушением слуха в рамках традиционных подходов в специальном обучении и с учётом требований к формированию у каждого ученика универсальных учебных действий и жизненной компетенции в условиях обновления системы образования [20].

В учебном пособии освещены наиболее сложные и актуальные проблемы речевого и общего развития глухих детей на специальных уроках предметно-практического обучения (лепка, аппликация, моделирование и др.). Представлена методика формирования речевой деятельности и развития мышления в условиях коллективной предметно-практической деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Место учебного предмета в школьной программе

1.1 Учебно-методический комплект «Ознакомление с окружающим миром» авторов Т. С. Зыковой, М. А. Зыковой

Учебный курс ознакомления с окружающим миром под тем или иным названием присутствует во всех видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Цель данного учебного предмета едина – формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. У каждого ребенка, в том числе и у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеется жизненный опыт, практические умения, те или иные представления об обществе, природе, человеке. Первоочередная задача школы – помочь ребенку разобраться в имеющихся у него знаниях об окружающем мире, систематизировать их, установить элементарные причинно-следственные зависимости. Эти задачи решаются при работе по учебникам «Ознакомление с окружающим миром» (линия учебников для 1 дополнительного, 1 и 2 классов). В учебниках предлагается тот материал, который доступен, актуален для детей 6–9 лет, отвечает их интересам и задачам обучения, соответствует возможностям детей с особыми образовательными потребностями. Это базовый уровень, который необходим для последующего обучения детей разных категорий. Содержание предмета служит пропедевтикой к усвоению знаний по общеобразовательным предметам естествоведческого и обществоведческого циклов [21].

Ограниченное, а иногда и искаженное представление детей об окружающем мире, обществе требует проведения специальных занятий, восполняющих пробелы в развитии школьников, в уточнении сведений, в пополнении, расширении понятий и представлений. Специфичность задач предмета отражается в его содержании, которое раскрывается в трех направлениях – практическое знакомство с ближайшим окружением, жизнью и трудом людей; наблюдения за жизнью природы; элементарные правила поведения в обществе и окружающей среде. Учебники предусматривают организацию восприятия школьниками единой картины мира, осознание детьми происходящих в жизни событий и явлений.

В учебниках «Ознакомление с окружающим миром» реализуются идеи, достаточно полно разработанные в отношении глухих детей и оправдавшие себя применительно к обучению детей других категорий: обучение языку в процессе формирования речевого общения, связь обучения с различными видами деятельности, целенаправленное формирование умственных действий, формирование общеучебных умений и др. Учитывая специфику учебного предмета, авторы рекомендуют осуществлять ознакомление школьников с окружающим миром в условиях различных видов наглядно-практической деятельности, руководимой учителем (экскурсии, наблюдения, занятия игровой и предметно-практической деятельностью) [17]. Школьники учатся получать знания в активной познавательной деятельности, искать нужную информацию и отвечать на поставленные вопросы с использованием справочного материала (картинок, готовых вариантов ответов и др.), из разговора с учителем и товарищами с привлечением собственного опыта. Система упражнений направлена не только на получение предметных знаний, но и на воспитание у школьников умения и желания учиться, контролировать и оценивать свои знания и умения [17].

Материал учебников призван помочь учителю организовать активную деятельность детей независимо от характера их основного нарушения. Учитель управляет учебными действиями учеников, дозирует меру помощи им и объем изучаемого материала с учетом специфических особенностей восприятия, памяти, внимания, а также уровня работоспособности определенной категории школьников в течение 35–40 минут. Учитывая особенности класса, уровень подготовки учащихся, учитель может перераспределить время освоения тех или иных тем, изменить количество экскурсий, игр, традиционных уроков и т. д. Творчески работающие учителя увидят в учебниках серьезную опору в обеспечении учебного процесса, помощь в поисках новых подходов к раскрытию программных тем, часто общих для всех видов школ.

Учебники «Ознакомление с окружающим миром» для 1 дополнительного, 1 и 2 классов реализуют те же принципы, направления работы, принятые методы обучения и т. д., которые характеризуют систему обучения школьников с нарушением слуха (рис.1 и рис.2)

Рисунок 1 – Учебник «Ознакомление с окружающим миром» авторов Т.С. Зыковой и М.А. Зыковой 1 класс

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы