Курсовая теория на тему Методы познавательного развития развития детей от года до 3 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения основ
познавательного развития у детей раннего возраста. 6
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Понятие
раннего возраста в психолого-педагогической литературе. 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ОТ ГОДА ДО 3 ЛЕТ. 24
2.1 Содержание и методы педагогической работы с детьми
раннего возраста. 24
2.2 Предметный мир
как средство развития познавательного интереса у. 29
детей раннего возраста. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Актуальность изучения проблем
познавательного развития и воспитания детей раннего возраста обусловлена
изменением ориентиров государственной политики и социально-экономической
ситуации в стране в сторону демографического развития и повышения
образовательного потенциала общества и семьи. Анализ демографической, социальной и
образовательной ситуации показывает, что в настоящий момент мы находимся не
просто на следующем этапе модернизации системы образования, а на этапе ее
развития.
Об этом свидетельствует выход в свет
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» от 17.10.13 г, который вступил в силу с 1 января 2014 года (далее
Стандарт). Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и
с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В этой статье мы обратимся к вопросам
познавательного развития детей раннего возраста. Это связано с тем, что в
последние годы в отечественной и зарубежной науке наблюдается рост интереса к
проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной деятельности у
детей первых трех лет жизни.
Применительно к системе дошкольного
образования это означает не только увеличение контингента детей раннего
возраста, расширение сети дошкольных учреждений и создание новых
организационных форм работы с детьми, но и сближение семейного и социального
воспитания. , подготовка кадров для юных коллективов на основе сочетания лучших
традиций классической и народной педагогики раннего детства с современными
технологиями и разработками в этой области.
Согласно Стандарту, когнитивное
развитие — одно из пяти образовательных направлений программы дошкольного
образования, которое предполагает развитие у детей интересов, любознательности
и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование
сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, предметах окружающего мира, о свойствах и
отношениях предметов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звук,
ритм, темп, количество, количество, часть и целое , пространство и время,
движение и покой, причины и следствия и др.), о малой Родине и Отечестве,
представлениях о социокультурных ценностях нашего народа, о бытовых традициях и
праздниках, о планете Земля как общем дома людей, об особенностях его природы,
разнообразии стран и народов мира. (Статья 2.6. Стандарт)
В раннем возрасте (1-3 года)
образовательная программа реализуется в предметной деятельности и игре с
составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто и т. д.), общение со взрослым и совместные игры
со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с
бытовыми предметами-инструментами (ложкой, совком, лопаткой и т. д.) .),
восприятие смысла музыки, сказок, стихов, просмотр картинок, физические
нагрузки. (Статья 2.7. Стандарт).
Раннее начало
коррекционно-педагогической работы (в первые 3 года жизни) способствует
максимальному использованию компенсаторных возможностей организма ребенка:
пластичности мозга, чувствительности к стимуляции умственного и речевого развития,
способности компенсировать нарушенные функции.
Чтобы сделать такой диагноз возможным, необходимо иметь информацию о
нормальном развитии познавательных способностей детей в раннем детстве.
Поэтому тему для исследования можно
сформулировать следующим образом: «Методы познавательного развития детей от
года до 3 лет».
Объектом изучения в работе является
познавательное развитие детей в раннем возрасте.
Предмет исследования – методы
познавательного развития.
Цель работы — изучить особенности
развития познавательной сферы детей в раннем детстве.
Для реализации цели необходимо решить
следующий комплекс задач:
1. проанализировать психолого
-педагогическую литературу;
2. рассмотреть особенности развития
ребёнка в раннем возрасте;
3. рассмотреть содержание и методы
педагогической работы с детьми раннего возраста.
4. рассмотреть предметно-развивающую
среду, как средство развития
познавательного интереса у детей раннего возраста.
В процессе работы над темой
использовались следующие основные теоретические методы исследования: анализ,
синтез и интерпретация.
Научная новизна исследования состоит
в том, что развитие детей раннего возраста рассматривается как самостоятельная
исследовательская проблема; экспериментально обоснованы педагогические условия
эффективного развития детей раннего возраста через развивающую
предметно-пространственную среду.
Практическая значимость исследования
заключается в возможности применять его результаты в системе дошкольного
образования. Результаты исследования могут быть использованы для уточнения
требований образовательного стандарта дошкольного образования по работе,
связанной с общим развитием детей раннего возраста, при проведении аттестации
дошкольных учреждений.
Структура курсовой работы: введение,
две главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
На основе анализа
психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что познавательны
интерес — избирательная направленность личности на предметы и условия
окружающей среды, которая характеризуется постоянным стремлением ребенка к
познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Были изучены особенности
формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Познавательный интересный занимает
особое место и является специфическим для старшего дошкольного возраста.
Поэтому очень важно своевременное и
адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и
развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как
залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом.
Познавательный интерес объемлет все
три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую,
развивающую, воспитательную. Использование в образовательном процессе различных
форм и методов в организации работы с детьми дает возможность наблюдать за
процессом достижения социального опыта детей, их ценностными приоритетами,
личностными проявлениями, оценивать способность ребенка к задачам, к
самостоятельному выбору.
Это формирует целостной сознательной
личности ребенка, в результате он оказывается готов к дальнейшему школьному
обучению.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты изучения основ познавательного развития у детей
раннего возраста
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе Обществу нужен человек, который не
только потребляет знания, но и умеет их получать. Нестандартные ситуации нашего
времени требуют от нас широты интереса. Интерес — реальный повод для действия,
воспринимаемый человеком как особо важный, это один из постоянных мощных
мотивов действия. Это можно рассматривать как положительное оценочное отношение
испытуемого к своей деятельности.
А.Г. Волостникова считает, что
«интерес можно определить как особое отношение человека к объекту в силу его
жизненной значимости и эмоциональной привлекательности» [14].
Исследования многих ученых, таких как
Б.Г. Ананьев [1], Л. Божович [8], Л.А. Венгер [10], Л.С. Выготский [12], А.Г.
Запорожец [20] показывают, что познавательный интерес более успешно формируется
при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка
выражается в стремлении узнавать новое, узнавать качества, свойства предметов,
явлений действительности, в желании понять их сущность и найти как отношения,
так и связи между ними.
В настоящее время существуют
различные подходы к формулированию концепции познавательного интереса.
Н.Ф. Добрынин отмечал:
«Познавательный интерес — это избирательный фокус внимания человека» [19].
Л.С. Рубинштейн интерпретирует
познавательный интерес как проявление своей интеллектуальной и эмоциональной
активности [46].
Д. Фрейд писал, что познавательный
интерес является генератором различных чувств ребенка [56].
Н.Г. Морозова считала: познавательный
интерес — это активное эмоционально-познавательное отношение человека к
окружающему миру [36].
А.Г. Ковалев определил познавательный
интерес как своеобразное отношение человека к объекту, вызванное осознанием его
социальной жизненной ценности и эмоциональным соблазнением [23].
На сегодняшний день в исследовании
представлены различные точки зрения на проблемы формирования познавательного
интереса. Н.К. Постникова рассматривает интерес как познавательную
деятельность, направленную на открытие неизвестного [45].
Интерес в данном случае проявляется
как совокупность проявлений активности (среди показателей активности выделяется,
например, количество задаваемых ребенком вопросов), однако такой подход носит
во многом описательный характер, не раскрывая действительный механизм действия.
возникновение интереса [45].
В исследованиях А. Валлона
познавательный интерес рассматривается как эмоциональное отношение к предмету
познания. Одним из первых объектов познания дошкольника является предметный
мир.
Формирование познавательного
отношения к предметному миру определяет успешность его развития дошкольником и
во многом определяет процесс его социализации [11].
Л.И. Божович [6], Л. Выготский [12]
считал, что развитие познавательного интереса у дошкольников за счет
превосходства особых форм деятельности и положительного эмоционального
состояния возникает из-за потребности во внешних впечатлениях. Его формирование
возникает в деятельности (Л.С. Выготский [12], А.Н. Леонтьев [31], С.Л. Рубинштейн
[46] и др.).
Целью познавательного интереса
является стремление человека вникнуть в многообразие окружающего его мира,
отразить в своем сознании присущие ему процессы, причинно-следственные связи и
закономерности. При этом познавательный интерес, будучи включенным в
познавательную деятельность, напрямую связан с возникновением разнообразных
личных отношений: избирательного отношения к определенной области науки,
познавательной деятельности, участия в них, общения с участниками познания.
Именно на этой стадии познания объективного мира и отношения к нему, научных
фактов формируется идеология, характеру которой способствует познавательный
интерес.
А.Н. Леонтьев отметил, что
познавательный интерес стимулирует все психические процессы человека на высоком
уровне его развития, подталкивает человека к постоянному поиску новшеств в
деятельности (изменения, усложнение целей, определение в предметной среде актуальных
и значимых для них аспектов. реализация, поиск других необходимых методов и
внедрение своего творчества) [31].
Познавательный интерес играет важную
роль в педагогическом процессе. И.В. Метельский определяет интерес следующим
образом: «Интерес — это активная познавательная ориентация, связанная с
позитивным, эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью
обучения, преодолением трудностей, достижением успеха, с самовыражением и
утверждением развивающегося личность» [35].
Познавательный интерес в педагогике
понимается как внешний раздражитель, как средство повышения познавательной
активности детей [29].
Г.И. Щукина, изучавшая познавательный
интерес в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес
показывает уровень активности личности, он связан с психическими процессами
человека, занимает главное место в структуре характера личности». По ее мнению,
развитие интереса идет от поверхностного к устойчивому, глубокому [56].
Значение познавательного интереса к
жизни конкретных людей трудно переоценить. Интерес выступает как наиболее
энергичный активатор, стимулятор активности, реальной цели, познавательной,
творческой деятельности и жизни в целом.