Курсовая теория на тему Методы организации социально-педагогической работы с первоклассниками по адаптации к обучению в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения школьной адаптации первоклассников 5
1.1. Понятие «адаптация» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Возрастные особенности первоклассников в рамках адаптации к школе 9
Глава 2. Сопровождение процесса адаптации младших школьников 13
2.1. Вопросы преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы 13
2.2. Проблемы психологической адаптации первоклассников 16
2.3. Методы организации социально-педагогической работы с первоклассниками 19
Заключение 26
Список литературы 28
Введение:
Актуальность исследования. Поступление ребенка в школу – одно из наиболее стрессовых событий, переживаемых детьми в возрасте дошкольного и младшего школьного детства. Переход на очередную ступень обучения связан с необходимостью адаптации к новым образовательным условиям. Какие-либо переходные периоды в жизни ребенка всегда выдвигают специфические проблемы, требующие своих способов решения. Психологическая готовность к обучению в школе является актуальной теоретической и практической проблемой, о чем свидетельствует большое количество публикаций на эту тему. Под психологической готовностью к обучению (или готовностью к школе) психологи понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка 6-7 лет, позволяющий ему начать систематическое обучение в группе сверстников.
Исследователи рассматривают психологическую готовность к школе как сложное многокомпонентное образование, в структуру которого включаются уровень психомоторной зрелости (А. Керн); наличие мотивации учения (Т.А. Нежнова); умение действовать по образцу и правилу (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Л.И. Цеханская, Н.И. Гуткина); уровень умственного развития: запас знаний, внимание, память, мышление, речь (Г. Витцлак, П.Я. Кеэс, Л.А. Венгер, Н.Г. Салмина); уровень развития общения (Е.Е. Кравцова).
Все эти авторы считают, что психологическая готовность к школе формируется в конце дошкольного возраста и является показателем зрелости ребенка, когда он, как говорит Д.Б. Эльконин, психологически перерастает игру и стремится заниматься общественно значимой деятельностью [26]. Иной является позиция Л.С. Выготского, который считал, что готовность к школе формируется в ходе самого обучения. До тех пор пока ребенка не начали обучать в логике программы, у него нет готовности к обучению. Обычно она складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе [6]. Н.В. Нижегородцева, утверждая ту же точку зрения, выделяет «стартовую» и «вторичную» готовность к обучению в школе. Стартовая готовность формируется у ребенка в дошкольных видах деятельности и представляет собой определенную структуру учебно-важных качеств, позволяющих начать учиться в 1-м классе. В процессе обучения у ребенка в первом полугодии формируется вторичная готовность, заключающаяся в изменении структуры стартовой готовности за счет появления новых учебно-важных качеств и установления тесных взаимосвязей между старыми и новыми элементами структуры [15].
Проблема исследования. Условия протекания адаптационного периода первоклассников.
Целью данной работы является изучение школьной адаптации первоклассников.
Объект исследования: школьная адаптация.
Предмет исследования: адаптационный период первоклассника и его специфика.
Для решения поставленной цели, в работе будут решаться следующие задачи:
— изучить понятие «адаптация» в психолого-педагогической литературе;
— рассмотреть возрастные особенности первоклассников в рамках адаптации к школе;
— проанализировать вопросы преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы;
— выявить проблемы психологической адаптации первоклассников;
— рассмотреть методы организации социально-педагогической работы с первоклассниками.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
Заключение:
Методологический анализ исследований в области социально-педагогической адаптации младшего школьника позволяет сделать вывод, что адаптация – многоуровневый комплексный процесс, в котором участвует сам ребенок, подвергаясь воздействиям социальной среды, при этом удовлетворяются потребности самой личности ребенка без ущерба для его здоровья. А в связи с тем, что условия социальной среды никогда не остаются неизменными, процесс адаптации непрерывен. Кроме того, успешная адаптация детей младшего школьного возраста зависит от разнообразных факторов, таких, как возрастные, физиологические факторы, индивидуально-психологические особенности, уровень здоровья ребенка, отношения в социальной группе: с учителями и одноклассниками, семейные отношения.
Процесс адаптации детей младшего школьного возраста в начальной школе будет успешным и эффективным, если усилиями школы (в том числе начальной), семьи и общественных организаций будут созданы необходимые и достаточные педагогические условия:
— систематическое изучение и осмысление педагогом начальной школы основных направлений развития теории и практики адаптации младших школьников во внеурочной деятельности;
— выстраивание педагогически целесообразных партнерских отношений со всеми субъектами социализации;
— учет индивидуальных и возрастных особенностей личности младшего школьника;
— адаптация младших школьников должна быть интегрирована в основные виды их деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
— содержание развития личности младших школьников в современных условиях должно быть сгруппировано вокруг базовых национальных ценностей.
Таким образом, данные условия помогут правильно и последовательно решить проблемы, связанные с обучением, воспитанием и психическим здоровьем детей, а также предупреждать осложнения в связи переходом учащихся на следующий возрастной этап.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения школьной адаптации первоклассников
1.1. Понятие «адаптация» в психолого-педагогической литературе
Актуальность проблемы социально-педагогической адаптации детей к школе заключается в том, что по данным различных авторов (Н.В. Литвиненко, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Регуш, М.Р. Битянова, Л.И. Божович) трудности со школьной адаптацией испытывают от 15 до 40% учащихся, при этом отмечена тенденция к росту их количества. Сложности адаптации возникают в связи с затруднениями, которые испытывают дети на начальном этапе обучения: коммуникативные, поведенческие, психологические, социальные. От того, насколько благополучным будет адаптационный период в начальной школе, значительно зависит дальнейшая успешность социальной и учебной деятельности ребенка.
Начальная школа является составной частью всей системы образования, обучение и воспитание первоклассника в ней является неотъемлемой частью становления личности человека. Ранее начало обучения, интенсивная учебная программа, большой объем информации, высокие требования к образованию, психические возможности детей и их творческая активность, как показала практика образовательных учреждений, может привести к снижению иммунитета, затрудненному налаживанию отношений с учителем и одноклассниками, несвоевременному усвоению учебного материала, нарушению поведения. М.Р. Битянова отмечает, что таким образом возникает противоречие между необходимостью формирования всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других, и необходимостью сохранять здоровье детей [2].
Фундаментальные исследования вопросов социально-психологической адаптации личности освещались в работах зарубежных и отечественных исследователей: З. Фрейда, Г. Гартманна, А.А. Налчаджяна, Л.Л. Шпака,
Ю.А. Александровского, А.Ф. Березина, Э. Эриксона, К. Роджерса, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, М.И. Лисиной и др.
Проблемы адаптации школьников в условиях обучения в начальной школе освещались в трудах отечественных исследователей: Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, М.Р. Битяновой, Н.В. Вострокнутова, Ж.М. Грозмана, А.К. Мункоева, Р.В. Овчаровой, А.Ю. Потаниной, В.Г. Степанова и др.
Социально-педагогическая адаптация личности ребенка в условиях начальной школы призвана устранить противоречия в процессе приспособления ребенка к новым социальным условиям, новым взаимоотношениям, нормам и правилам, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и пр.
Изучение адаптации ребенка в условиях начальной школы предполагает анализ понятий «адаптация», «социальная адаптация», «психологическая адаптация», «социально-педагогическая адаптация».
В современных исследованиях проблема адаптации глубоко изучается различными областями науки: антропологией, биологией, медициной, социологией, психологией, педагогикой и др. Значение термина «адаптация» изменяется в каждом аспекте его изучения, из чего следуют множество определений адаптации, которые могут иметь широкий, общий смысл или сводить адаптационный процесс к сущности проявления одного из множества уровней. Большинство определений основано на этимологии слова «адаптация» («приспособление»). Такие определения показывают адаптацию, главным образом через приспособление, как процесс. Цель любой адаптации – устранить или ослабить разрушающие действия окружающей среды.
Первый аспект адаптации – биологический – общий для человека и животных. Биологический аспект включает в себя приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды: температуре, влажности, освещенности, атмосферному давлению и другим физическим условиям, а также к изменениям в организме – болезни, потери какого-либо органа или ограничение функций органа.