ПМ. 02. Организация различных видов деятельности и обучения детей Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Методы обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 5

1.1. Сущность понятия «сюжетное рисование» в психолого-педагогической литературе 5

1.2. Задачи по обучению сюжетному рисованию в разных возрастных группах 8

1.3. Содержание работы по обучению сюжетному рисованию в разных возрастных группах 12

1.4. Формы организации обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах 20

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 25

2.1. Сущность понятия «методы обучения» в психолого-педагогической литературе 25

2.2. Классификация методов обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах 27

2.3. Характеристика методов обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

  

Введение:

 

Важнейшей целью подготовки детей к школе, как указывается в Кон-цепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), явля-ется формирование качеств, необходимых для овладения детьми учебной деятельностью, и развитие общих и специальных способностей, служащих основой для успешного усвоения содержания школьного обучения.

Занятия по изобразительной деятельности в дошкольном образова-тельном учреждении, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, ап-пликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Но основная задача обучения рисо-ванию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобрази-тельной деятельности — формирование творческих способностей детей в со-здании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

В сюжетном рисовании крайне важно, это и есть основная цель — научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действи-тельности. Для выполнения сюжетных рисунков дошкольники уже должны обладать определенными умениями и навыками в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, а также уметь фантазировать, быть наблюда-тельными.

Объектом курсового исследования выступает процесс организации обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах.

Предметом курсовой работы являются методы обучения сюжетно-му рисованию в разных возрастных группах.

Цель курсовой работы: охарактеризовать методы обучения сюжет-ному рисованию в разных возрастных группах.

Для достижения сформулированной цели поставлены следующие за-дачи курсового исследования:

1) раскрыть сущность понятия «сюжетное рисование» в психолого – педагогической литературе;

2) проанализировать задачи по обучению сюжетному рисованию в разных возрастных группах;

3) определить содержание работы по обучению сюжетному рисова-нию в разных возрастных группах;

4) изучить формы организации обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах;

5) раскрыть сущность понятия «методы обучения» в психолого-педагогической литературе;

6) составить классификацию методов обучения сюжетному рисова-нию в разных возрастных группах;

7) охарактеризовать методы обучения сюжетному рисованию в раз-ных возрастных группах.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современной педа-гогической литературе вопрос методов обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах раскрыт достаточно широко.

Методы исследования:

1) методы теоретического исследования (теоретический анализ, теоретический синтез, методы работы с литературой (конспектирование, цитирование, составление библиографии) и др.);

2) методы эмпирического исследования (анализ).

База исследования: дошкольная образовательная организация.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав (7 параграфов), заключения, списка использованных источников (20 библиографических описаний).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. В процессе творческой деятельности дети развивают зрительное восприятие (наблюдение), воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направлен-ность. Творчество ребёнка — важный элемент становления его собственного самосознания и само понимания. Детские рисунки, как важный элемент творчества, это способ для ребёнка проявить себя.

Основная цель сюжетного рисования — научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при постро-ение сюжетного образа — это то главное, что определяет содержания обра-за. При овладении композицией сюжетного рисунка как средством выра-зительности важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавать отношения по величине, а действие через изобра-жение движения, динамику отдельных поз, деталей. Затрудняется дети и в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче дви-жения появляются рано.

Содержание сюжетного рисования в каждой возрастной группе со-держит свои особенности, что обусловлено психомоторным развитием ре-бенка, а также его усложняющейся деятельностью в возрастном развитии. в сюжетном рисовании перед ребенком ставятся определенные задачи, в результате выполнения которых будет получен результат в виде рисунка. Ребенок должен научиться соблюдать пропорции, выделять главное в ри-сунке, уметь формировать простейший сюжет рисунка.

В каждой возрастной группе наблюдаются отдельные приемы обу-чения сюжетному рисованию, усложняющиеся с переходом детей в каж-дую возрастную группу. Если в младшей группе дети рисуют под непо-средственным руководством воспитателя, то в старшей и подготовитель-ной группе дети больше выполняют самостоятельную работу. Так же по мере роста детей усложняются технические приемы, увеличивается приме-няемое в сюжетном рисовании количество материалов.

Формы организации сюжетного рисования в различных возрастных группах могут быть выбраны педагогом в зависимости от тематики заня-тия, от предполагаемой организации деятельности детей. Сюжетное рисо-вание может быть организовано в виде экскурсии, развлечения, праздника.

В традиционной классификации методов обучения сюжетному рисо-вании различают словесные, наглядные и практические методы, выбор ко-торых зависит от целей и задач занятия, возрастных особенностей детей и от материалов, которые будут использованы на занятиях.

Главной характеристикой методов обучения детей любого возраста сюжетному рисованию является наглядность: ребенок должен знать, ви-деть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

В первой главе нашей курсовой работы мы раскроем сущность по-нятия «сюжетное рисование» в психолого-педагогической литературе, проанализируем задачи по обучению сюжетному рисованию в разных возрастных группах, определим содержание работы по обучению сюжет-ному рисованию в разных возрастных группах, изучим формы организа-ции обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах.

1.1. Сущность понятия «сюжетное рисование» в психолого-педагогической литературе

На современном этапе мировое сообщество переживает изменения, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека. Проблемы обще-ства порождают и проблемы образования. Одной из них, которую пыта-ются разрешить философы, социологи, психологи, педагоги, является культуросообразность образования (Е. В. Бондаревская, Н. Г. Гусева, В. Н. Леднев, Л. Н. Лесохина, Т. П. Мальков, Е. Н. Шменов и др.)

Проблемам художественно-эстетического воспитания в его соотно-шении с образованием посвящены работы многих ученых (Р. Арнкейм, В. С. Кузин, Б. Т. Лихачев, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Б. А. Юсов и др., в том числе и дошкольников (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, О. Г. Ти-хонова и др.).

В изобразительной деятельности, как части художественного воспи-тания формируются навыки рисования и умения отобразить сюжет, вы-бранный ребенком.

Ян Амос Коменский писал, что «дети, которые будут привлечены к рисункам и внимание которых будет захвачены посредством игры и шут-ки, приобретут понятия о главнейших предметах в мире» [3].

Сюжетное рисование – это своеобразный венец всей предшествую-щей изобразительной деятельности дошкольников [17]. Выполнение сю-жетных рисунков требует от дошкольников не только наличие определен-ных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, но и фантазии, хорошей памяти, наблюдательности.

Такие исследователи, как Ж. И. Шиф, В. Г. Петрова считали, что на занятиях сюжетного рисования у детей на наглядно-действенной основе формируются трудные для них понятия, которые связаны с процессом изображения, идет активное накопление новых слов.

В работах С. Д. Галайды, Н. П. Сакулиной, Л. В. Компанцевой, Л. А. Раевой и др., были предложены разнообразные методические приемы, позволяющие обучать детей сюжетному рисованию. Среди них дидактиче-ские игры, разнообразные игровые ситуации (например: «Фотографы», игра, предположенная Л. А. Раевой, творческие задания и пр. Но, как по-казывает опыт, детские композиции остаются весьма бедны, однообразны, редко включают многоплановость [7].

Сюжетное рисование — особый вид детской деятельности, требующий ясного представления об окружающем, знания основ изобразительного искусства, умения использовать разнообразные средства художественной выразительности для передачи связного содержания [20].

В сюжетном рисовании это чрезвычайно важно, это главная цель — научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действи-тельности. Для выполнения сюжетных рисунков дошкольники должны уже иметь определенные навыки рисования предметов быта, интерьеров, пей-зажей, а также уметь фантазировать и быть наблюдательным.

От рисования ребенок получает только пользу. Особенно показа-тельна связь рисунка с мышлением ребенка. Здесь в работу включаются зрительный, двигательный, мышечно-осязательный анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ре-бенка мыслить и анализировать, измерять и сравнивать, сочинять и пред-ставлять. В процессе творчества развиваются инициатива, самостоятель-ность и активность, которые способствуют развитию знаний, умений и навыков. Яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и обеспечивают содержание их речи.

В рисовании сюжета задействованы почти все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка развиваются самостоя-тельность и изобразительные способности, что важно для развития его творческих способностей. В умственном развитии детей важно постепенно расширять запас знаний, что благотворно сказывается на формировании словарного запаса и связной речи у ребенка. Ведь все разнообразие форм предметов окружающего мира, различных размеров, многообразие оттен-ков цветов только способствуют обогащению словарного запаса ребенка.

В сюжетном рисовании ребенок может придумать свой рассказ и красиво оформить его на листе. Важно уметь выбирать главное и второ-степенное, обогащать рисунок разными формами, цветами и тонами. Хо-рошо, когда есть что-то большое, среднее и маленькое; маленьких может быть много, а больших может быть один. Сочетание темных и светлых, толстых и тонких линий, однотонных и пестрых тоже очень привлекатель-но в работе.

В сюжетном рисунке важно уметь правильно передать пропорцио-нальные отношения между предметами. То, что в природе далеко, должно быть нарисовано выше на рисунке, и наоборот. Эти особенности изобра-жения пространства на плоскости доступны для понимания только стар-шему дошкольнику, имеющему опыт рисования. Так дети получают пред-ставления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяю-щей землю и небо, учатся сравнивать, противопоставлять предметы изоб-ражения, видеть смысловую связь между ними.

Рисование – это деятельность ребенка, в которой проявляются раз-ные стороны психического развития. Рисуя, ребенок проявляет терпение. По рисункам можно определить черты и основные качества человека.

Все мы знаем, что рисование – одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир, ведь рисуя, ребенок отображает не только то, что видит вокруг, но и проявляет соб-ственное воображение. Положительные эмоции составляют основу психи-ческого здоровья и эмоционального благополучия детей. Рисование явля-ется источником хорошего настроения для ребенка [20].

Таким образом, сюжетное рисование — особый вид детской деятель-ности, требующий ясного представления об окружающем, знания основ изобразительного искусства, умения использовать разнообразные сред-ства художественной выразительности для передачи связного содержания. В рисовании сюжета задействованы почти все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка развиваются самостоятель-ность и изобразительные способности. В умственном развитии детей важно постепенно расширять запас знаний, что влияет на формирование словар-ного запаса и связной речи у ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы