Курсовая теория на тему Методы конституционно-правового регулирования общественных отношений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Методы правового
регулирования: теоретические основы.. 5
1.1 Понятие метода
правового регулирования. 5
1.2 Виды методов
правового регулирования. 7
2. Характеристика
методов конституционно-правового регулирования общественных отношений. 11
2.1 Понятие метода
правового регулирования общественных отношений в конституционном праве. 11
2.2 Классификация
методов конституционного регулирования общественных отношений в Российской
Федерации. 16
Заключение. 24
Список литературы.. 26
Введение:
Одной из актуальных проблем развития российской
государственности и правовой системы Российской Федерации является проблема
правового регулирования общественных отношений, эффективность которого зависит
от использования соответствующих методов правового регулирования, адекватных
регулируемым общественным отношениям.
Динамизм правового регулирования, многообразие
общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования,
особенности субъектов права и их взаимоотношений между собой вызывают
необходимость существования различных методов воздействия на общественные
отношения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что
регулирует право, то метод – на вопрос, как осуществляется это регулирование,
какими приемами и способами. Метод правового регулирования может
рассматриваться как способ функционирования права, в чем и проявляется динамизм
права.
Целью данной курсовой работы является изучение методов
конституционно-правового регулирования общественных отношений.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие
задачи:
— рассмотреть понятие метода правового
регулирования;
— охарактеризовать виды методов правового регулирования;
— выявить понятие метода правового
регулирования общественных отношений в конституционном праве;
— исследовать классификацию методов конституционного
регулирования общественных отношений в Российской Федерации.
Объектом изучения в данном случае выступают методы
конституционно-правового регулирования общественных отношений в качестве
правовой категории.
Предметом настоящего исследования являются нормы российского законодательства,
которые регулируют вопросы методов конституционно-правового регулирования
общественных отношений.
Методологическая основа работы. Использованы
формально-юридический и метод анализа.
Теоретическая и
практическая значимость исследования заключается в возможности использования его
основных положений и выводов как основы для более частных научных изысканий по
проблемам и вопросам, затронутым в настоящей работе; в правоприменительной
деятельности, а также для дальнейшего совершенствования действующего
законодательства.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором
раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех
параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в
котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит
перечень материалов, использованных при написании данной работы.
Заключение:
Обобщая различные подходы к пониманию методов
правового регулирования, в числе признаков метода правового регулирования можно
назвать следующие:
Во-первых, признак системности, поскольку метод
правового регулирования представляет собой систему взаимосвязанных между собой
способов правового регулирования – совокупности приемов воздействия права на
общественные отношения.
Во-вторых, для метода правового регулирования
характерна его объективная обусловленность особенностями той группы
общественных отношений, на которые осуществляется воздействие.
В-третьих, в качестве признака необходимо назвать
целенаправленность, поскольку метод правового регулирования – это способ
достижения цели упорядочения общественных отношений, установления стабильности.
В-четвертых, методу правового регулирования присуща
его историческая обусловленность.
В-пятых, метод правового регулирования подразумевает
наличие процессуальных форм реализации.
В-шестых, метод правового регулирования имеет правовой
характер, это система специально-юридических приемов и способов, которые нужно
отграничивать от психологических, социальных и иных способов воздействия.
В-седьмых, определяющими для методов правового
регулирования выступают функции и принципы права.
Кроме совокупности признаков, метод правового
регулирования имеет и свое внутреннее строение, совокупность структурных
элементов, в качестве которых выступают характер правового положения субъектов,
характер оснований возникновения правоотношений, характер способов формирования
содержания прав и обязанностей субъектов, характер юридических мер воздействия,
способов, оснований и процедуры применения санкций, особенности отдельных
элементов механизма правового регулирования (особенности правовой нормы,
юридических фактов, правоотношений, актов реализации и применения права).
Таким образом, метод правового регулирования
представляет собой объективно обусловленную характером общественных отношений,
входящих в предмет правового регулирования, базирующуюся на принципах права,
имеющую процессуальные формы реализации целостную систему
специально-юридических приемов и способов воздействия права на общественные
отношения в целях их упорядочения и приведения в соответствии с прогрессивными
потребностями общества, в которых выражаются особенности отдельных элементов
механизма правового регулирования.
Фрагмент текста работы:
Методы правового
регулирования: теоретические основы 1.1 Понятие метода правового регулирования Поскольку право может рассматриваться в общесоциальном
и юридическом аспектах, то и метод правового регулирования может трактоваться
аналогичным образом: как метод естественного права и метод позитивного права.
В настоящее время некоторые ученые обращают внимание
на то, что доктрина метода правового регулирования определяется способами,
средствами и правовыми режимами правового регулирования, поскольку между этими
вопросами имеется тесная взаимосвязь.
В значительной степени проблема метода правового регулирования
связана с концептуальными подходами определения права. Если право понимать как
систему юридических норм, то конструкция метода логична. А если категория
«метод» предусматривает и нормы права, и правовые отношения, и акты применения
права и др., то имеется в виду механизм правового регулирования.
Метод правового регулирования, по мнению некоторых
авторов, является вспомогательным основанием для распределения норм права по
отраслям. В конечном итоге, полагает В. М. Сырых, своеобразие метода определяется
предметом правового регулирования[1].
Н.И. Матузов считает, что предмет является главным
критерием разграничения норм права по отраслям, а метод служит дополнительным
юридическим критерием, так как метод производен от предмета, и отмечает, что
«Самостоятельного значения он не имеет»[2].
Дополнительным основанием деления права на отрасли,
считает А. С. Пиголкин, является метод правового регулирования, представляющий
совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений[3]. [1] Сырых В. М.
Теория государства и права : учебник. М., 2019, С. 241–242. [2] Теория
государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.,
2020, С. 399. [3] Теория
государства и права : учебник / под ред. А. С. Пиголкина. М., 2016. С. 356–357.