Курсовая теория на тему Методы консервации влажной археологической древесины
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ДЕСТРУКЦИИ ДРЕВЕСИНЫ В ВОДЕ. 5
1.1 Древесина как объект для
строительства (деревянное судостроение) 5
1.2 Методы изучения древесины:
радиоуглеродный анализ, определение возраста древесины по годовым кольцам. 7
1.3 Физико-химические характеристики
древесины (мезотрофные свойства) 8
1.4
Химические деструкции древесины. Как характеристики водной среды влияют на
древесину. 11
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ КОНСЕРВАЦИИ
ЗАБОЛОЧЕННОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДРЕВЕСИНЫ.. 13
ГЛАВА 3. ПОДХОДЫ К УКРЕПЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ ОСЛАБЛЕННОЙ
ДРЕВЕСИНЫ.. 15
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ СУШКИ ВЛАЖНОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДРЕВЕСИНЫ.. 20
4.1 Способы сушки древесины, скорость
сушки (градиент влаги) 20
4.2 Способы и проблемы сушки
древесины (промышленные камеры и морозильные камеры для сушки древесины) 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 29
Введение:
В связи с широтой
распространения и простотой обработки, во многих культурах мира широко
используется древесина в качестве материала для изготовления как предметов быта,
так и предметов благоустройства жилья. Дерево, как и камень, является
естественным материалом сохранявшим нанесённые изображения, что, по утверждению
учёных, способствовало развитию письменности во многих языках. Остающийся после
сгорания уголь использовался для первых наскальных рисунков. Малая плотность
древесины по отношению к воде способствовала развитию судоходства: начиная от
плотов и заканчивая каравеллами — много лет суда делались из дерева.
Со временем люди начали
использовать метод консервации древесины — это способ уменьшения риска
повреждения в результате действия природных и биологических факторов
строительных конструкций и мебели, изготовленных из дерева.
По некоторым
предположениям, консервация и обработка
древесины с целью её защиты используется человеком почти столько же
времени, сколько и сама древесина. Существуют записи в хрониках о пропитке во
времена Александра Македонского деревянных конструкций моста в оливковом масле.
Актуальность темы
определяется временными особенностями. Сейчас активно реставрируются
археологические находки из древесины. Консервация древесины имеет очень важную
значимость, как в археологии, так и в других науках.
Целью работы является
изучение методов консервации влажной археологической древесины
Задачи: — Изучить физико-химические и биологические
процессы деструкции древесины в воде
— Проанализировать способы обессоливания
— Изучить подходы к укреплению структуры
ослабленной древесины
— Рассмотреть методы сушки древесины
Объектом исследования
является процесс консервации влажной археологической древесины.
Предметом являются методы
консервации древесины и ее свойства.
Методы исследования:
— анализ существующей
базы научно — методической литературы по исследуемой теме;
— обобщение и синтез
полученной информации;
Структура работы. Работа
состоит из введения, 4 глав, заключения и списка литературы и приложений.
Заключение:
Древесина является очень
ценным материалом, как в прошлом, так и в настоящем, это можно судить по разным
источникам, а также археологическим находкам, которые свидетельствуют о
ценности древесины. В прошлом, большую роль древесина занимала в судостроении,
также из нее производились предметы быта. Еще во времена Александра
Македонского научились пропитывать древесину оливковым маслом. В настоящее
время существует множество химических составов, которыми обрабатывается
древесина, как археологическая древесина, так и промышленная.
В первой главе были
рассмотрены вопросы использования различных пород древесины для целей
судостроения, рассмотрен способ радиоуглеродного анализа датирования древесины,
определение возраста древесины по годичным кольцам. Были
подробно описаны физико-химические характеристики древесины, также были
рассмотрены возможные химические деструкции в инертной среде. Во второй главе описаны способы консервации
заболоченного архитектурного дерева различными составами.
В третьей главе были подробно описаны способы
укрепления древесины с помощью различных составов.
В четвертой главе были
рассмотрены способы сушки древесины, по технологическим особенностям и были
приведены примеры сушки древесины в промышленных и морозильных камерах.
На основании всего
изложенного можно сделать вывод о том, что процесс обработки и сохранения
древесины является очень трудоемким и требует научной и практической базы.
На основании выше
изложенного, можно считать, что работа выполнена соответствуя заданной цели и
задачам.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ДЕСТРУКЦИИ ДРЕВЕСИНЫ В ВОДЕ
1.1 Древесина как объект для
строительства (деревянное судостроение)
Одним
из древнейших, уникальных конструкционных материалов в судостроении является
древесина. Природная прочность, малая объемная масса, хорошая обрабатываемость,
легкодоступность и возможность выбирать наиболее подходящий вариант по цене
делают этот материал незаменимым во всех сферах строительства, в том числе в
строительстве судов. В связи со спецификой использования древесина для судов
подбирается в соответствии с определенными критериями и далеко не каждая порода
будет пригодна.
При
строительстве судов древесина используется для: изготовления корпусов;
внутренней отделки; оборудования и меблировки помещений; обрешетников и зашивки
изоляции; изготовления палубных настилов; производства различных деталей,
аварийно-спасательного имущества и прочего инвентаря.
Таким
образом, древесина для судостроения все еще используется достаточно активно, и
даже в составе современного судна, изготовленного преимущественно из металла,
удельный вес дерева составляет около 10%, что тоже не мало. В данной сфере
применение находят как лиственные, так и хвойные породы. Наиболее часто
используемые хвойные породы древесины для строительства судов это: сосна,
лиственница, кедр, ель и туя. Из лиственных пород можно выделить дуб, ясень,
тик, бук, клен и одну из наиболее ценных пород – дерево окуме.
Породы
древесины, применяемые в судостроении:
Туя
(Латинское название: Thuja plicicata) Плотность древесины составляет 370 кг/куб. м. Используется не для основных
конструктивных элементов, а для второстепенных. По причине своего малого веса
она применяется для гоночных яхт и в верхней части корпуса.
Габун
(Окуме) (Латинское название: Aucoumea klaineana) Плотность древесины 400
кг/куб.м. Древесина этого дерева легко обрабатывается и отделывается. Качество
древесины ниже среднего, она слишком подвержена гнили и не отличается
прочностью.
Африканский
махогани (Кайя) (Латинское название: Khaya ivorensis) Плотность древесины 560
кг/куб.м. По причине своей доступности африканский махогани находит широкое
применение в малом судостроении. Древесина не очень прочная, но обработанная
древесина этого дерева устойчива к гнили.
Гондурасский
махогани (Латинское название: Swietenia macrophylla) Плотностьдревесины 540
кг/куб.м. Эта древесина более высокого качества, чем африканский махогани. Она
более устойчива к гнили, легче обрабатывается и в той же степени это относится
к крепежу и склеиванию. Она является универсальной судостроительной древесиной,
пригодной практически для всего — от обшивки и киля до декоративных накладок.
Дуб
европейский (Латинское название: Quercus spp). Плотность древесины 740
кг/куб.м. дуб с древних времен считался судостроительной древесиной.
Ситкинская
ель (Латинское название: Picea sitchensis) Плотность древесины 430
кг/куб.м. Дерево имеет высокое отношение
прочности к весу и в прошлом оно даже имело название "авиационная
ель". Она хорошо держит крепеж, обычно не содержит дефектов и очень легко
обрабатывается. Помимо мачт, ситкинская ель применяется для изготовления
бимсов.
Тик
(Латинское название: Tectona grandis). Плотность древесины 720 кг/куб.м.
Является самым прочным древесным материалом и имеет большое преимущество над
другими породами. Тик весит примерно на 20 процентов больше основной массы
хвойных пород. Долговечность и делает его идеальным материалом для применения
снаружи корпуса — на палубе и для декоративных накладок [7].