Психология конфликта Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Методы и средства урегулирования межличностных конфликтов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
МЕТОДОВ И СРЕДСТВ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ.. 6

1.1. Исследование психологического феномена «конфликт». 6

1.2. Специфика межличностных конфликтов и средств их
урегулирования  10

1.3. Анализ методов и средств урегулирования
межличностных конфликтов в отечественной и зарубежной литературе. 15

Выводы по 1 главе. 20

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ И
МЕТОДОВ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ.. 21

2.1. Основные направления урегулирования межличностных
конфликтов  21

2.2. Особенности методов и средств урегулирования
конфликтов межличностного характера. 27

2.3. Рекомендации по урегулированию межличностных
конфликтов. 35

Выводы по 2 главе. 38

Заключение. 39

Список
литературы.. 41

  

Введение:

 

Актуальность темы. Жизнь
человека немыслима без социального взаимодействия, которое, в свою очередь, не
может быть исключительно мирным. Разница в личностных качествах, потребностях,
установках, способах поведения и других характеристиках личности приводит к
противоречиям и конфликтам. Действия индивида в конфликте напрямую зависят от
личностных характеристик, привычных поведенческих паттернов, воспитания,
социального научения, мотивационной сферы.

Конфликт является
естественным и важным явлением жизненного процесса, поэтому для направления
конфликта в конструктивное русло необходимо изучать личностные особенности
представителей различных социальных групп, их направленность на те или иные
способы разрешения конфликта, их представления о конфликте и реальное поведение
в возникающих спорных ситуациях. Конфликт – это процесс, который происходит в
нашей жизни регулярно, это неотъемлемая часть социальных и личных отношений.
Хотя и в полном одиночестве на необитаемом острове вы встретитесь с
конфликтами. А человек «устроен» так, что если кто-то словом, действием или
бездействием посягает на наши достоинство, собственность и безопасность (или
даже если нам это только кажется), то мы требуем компенсации за причиненный «моральный
вред». При этом ответить хочется побольнее, чтобы наказать обидчика. Однако в
офисе, абонентском отделе или в салоне обслуживания это точно не сработает.

Межличностные отношения
всегда являются сложным вопросом, как минимум потому, что общение происходит
между двумя людьми (и это минимум). В спорных ситуациях каждый стремится
отстоять свою точку зрения и убедить второго участника общения в том, что
только его позиция является верной. Для того, чтобы конфликт сформировался
предварительно происходит конфликтное действие или ситуация. Как правило, в
конфликте принимают участие от двух человек и чем больше участников конфликта
появляется, тем сложнее его выявить и устранить. Формирование межличностного
конфликта начинается с инцидента или, иначе говоря, повода. Поводом являются
действия одного из участников общения, которые задевают интересы второго
участника. Причиной конфликта могут быть, как намеренные действия человека, так
и необдуманность решений, действий или слов.

Обращаясь к анализу
подходов к изучению феномена «конфликт», а также причины возникновения и способы
их решения, отметим, что осуществленный анализ работ в области интересующей нас
проблемы (труды А. Адлера [1], Э Берна Р. [4], Дарендорфа
[8], В. Зигерт [11], Г. Зиммель [], Д.Т. Кэмпбелл [13], К. Паттерсона [23], З.
Фрейда [31], Э. Фромм [32], Б.И. Хасана [33]; А. Я. Анцупова [2], М. В. Башкина
[3], И.Ю. Воронин [5], Н. В. Гришиной [6], О.Н. Громовой [7], А.Г.
Здравомыслова [10], В.Н. Кузнецов [14], Л.А. Нечипоренко [20], Т.В.
Новосельцева [21], Л. А. Петровской [24] и др.) позволяют говорить о
том, что к проблеме конфликта человек начинает обращаться очень давно:
практически с того момента, как возникает человеческое общество, а сами люди
начинают осознавать свою социально-психологическую сущность.

Одним из важнейших
аспектов указанной проблемы является вопрос о профилактике и преодолении
конфликтов межличностных конфликтов.

Цель данной работы –
проанализировать методы и средства урегулирования межличностных конфликтов.

Объект исследования: межличностные
конфликты.

Предмет исследования: методы
и средства урегулирования межличностных конфликтов.

Задачи исследования:

1. Провести исследование психологического
феномена «конфликт»;

2. Рассмотреть специфику межличностных
конфликтов и средств их урегулирования;

3. Проанализировать методы и средства
урегулирования межличностных конфликтов в отечественной и зарубежной литературе;

4. Выявить основные направления
урегулирования межличностных конфликтов;

5. Показать особенности методов и средств
урегулирования конфликтов межличностного характера»

6. Дать рекомендации по урегулированию
межличностных конфликтов.

Теоретическую и
методическую основу работы составляют фундаментальные и прикладные труды
отечественных и зарубежных ученых в области формирования имиджа организации.

Методы исследования:
анализ и синтез, методы систематизации, обобщения, классификации.

Научная новизна
исследования заключается в следующем: проведено исследование психологического
феномена «конфликт»; рассмотрена специфика межличностных конфликтов и средств
их урегулирования; проанализированы методы и средства урегулирования
межличностных конфликтов в отечественной и зарубежной литературе; выявлены
направления урегулирования межличностных конфликтов; показаны особенности
методов и средств урегулирования конфликтов межличностного характера»; даны
рекомендации по урегулированию межличностных конфликтов.

Структура работы.
Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из трех
параграфов, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Опираясь на анализ
имеющихся исследований, мы пришли к заключению, что в настоящее время в работах
как зарубежных, так и многочисленных отечественных ученых конфликт
рассматривается, в первую очередь, как социальный феномен. Краткому анализу
некоторых психологических исследований по проблеме конфликта и посвящена данная
публикация.

В процессе наращивания
пласта научных исследований ситуация сложилась таким образом, что объективная
сторона конфликта оказалась изучена более углубленно. Различные теории
конфликта, методы выхода из конфликтных ситуаций, функции и структура
конфликтного противоречия оказались более исследованными, чем сам субъект
противоречия, его восприятие конфликтной ситуации, поведение.

На практике оказывается,
что на протекание конкретного конфликта будут влиять не только сама суть
возникших противоречий или те методы, которые применяются оппонентами, но и
личности спорящих сторон. Сторонами в конфликте могут быть как конкретные лица,
так и группы. Каждая из сторон будет делать все, чтобы оппонент принял именно
ее точку зрения.

Конфликт возникает только
тогда, когда разногласия и противоречия мешают достижению тех или иных
поставленных целей и задач. Больше половины всех конфликтов происходит помимо
желания их участников. Тут дело в особенностях нашей психики и в том, что
некоторые люди просто не придают значения конфликтам.

Приведен анализ
исследований по проблеме межличностных конфликтов. Вместе с тем, изученные нами
материалы позволяют говорить, с одной стороны, о достаточной разработанности
данной проблематики, а, с дугой — об острой необходимости продолжения
организации исследований в данной области.

Несмотря на то, что
первый этап изучения феномена «конфликт» относится к глубокой древности — мы
полагаем возможным определить его как период Античной и Древнекитайской
философии (именно в это время, как мы отмечали выше, появляются первые
размышления мыслителей по поводу данного феномена), — до настоящего времени
конфликт как социальное явление остается исследованным недостаточно.

Особый интерес
представляет изучение с позиций психологии причин возникновения,
закономерностей и механизмов течения, а также путей и способов предупреждения и
эффективного разрешения конфликтов в трудовых коллективах, в частности,
конфликтов, возникающих в педагогических учреждениях.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
МЕТОДОВ И СРЕДСТВ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ 1.1. Исследование психологического
феномена «конфликт» Изучение конфликта не
потеряет своей актуальности, пока существует социальное взаимодействие как
явление. В процессе изучения конфликтных ситуаций, структуры конфликта,
усложнения социальных взаимодействий и схем разрешения спорных ситуаций у
исследователей четко сменился вектор отношения к конфликтам — от явно негативного
на положительный.

Так, более полувека назад
психолог Маргарет Фоллет одна из первых поставила вопрос об изменении отношения
к конфликту, предложив рассматривать конфликт как явление, которое
характеризуется и положительными функциями. Тем самым было обозначено
приближение конца конфликтофобической эпохи [30, с. 36].

Как указывает Б.И. Хасан,
противоречивый характер социальных процессов порождает множество конфликтов,
разрешение которых и составляет собственно богатое и драматичное содержание
жизненного процесса [28, с. 47].

Конфликт – это специфическая
организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе
его разрешения [8, с. 9].

Конфликт становится
предметом изучения различных направлений психологической и иных наук (социология,
социальная психология, конфликтология, психоанализ, генетическая теория Ж.
Пиаже, правоведение).

Г. Зиммель впервые
заговорил о конфликте как о важном культурном явлении, а не только как о
предмете изучения отдельной науки. Конфликт рассматривается как неотъемлемое
свойство жизни, проявляющееся в борьбе старых и новых форм существования.
История человечества наполнена ситуациями противоречий и конфликтов, но и также
примирений между людьми, социальными группами. Именно различия представляют
больший интерес для исследователей и развития общества в целом [12, с. 313].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы