Курсовая теория на тему Методы и приёмы изучения драматических произведений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения драматических произведений 5
1.1. Понятие драмы как рода литературы 5
1.2. Особенности драматических произведений 7
Выводы по 1 главе 10
Глава 2. Методические основы изучения драматических произведений в средней школе на уроках литературы 11
2.1. Методы и приемы изучения драматических произведений 11
2.2. Этапы изучения драматических произведений 17
Выводы по 2 главе 35
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Введение:
Тема данной работы «Методы и приёмы изучения драматических произведений». Ее актуальность определена тем, что изучение драматических произведений в школьном курсе является одной из самых сложных в понимании школьников.
Каждое поколение педагогов ищет свои способы ознакомления обучающихся с драматическими произведениями. Особенность этих произведений состоит в том, что они отражают речь эпохи написания, что не всегда бывает понятно современному школьнику. В этой связи при ознакомлении с драматическим произведением педагог вынужден еще акцентировать внимание учащихся на языке персонажей, исторической эпохе написания и пр., что делает знакомство с драмой или комедией сложным педагогическим действием, требующих особого подхода к подбору методического инструментария.
Именно с позиции понимания того, как следует современным школьникам преподносить драматические произведения прошлых лет, да и современных в том числе, необходимо постоянно изучать данный вопрос как с точки зрения педагогики, так и литературоведения. Такой подход и определил актуальность темы данной курсовой работы.
Цель работы – рассмотреть методы и приёмы изучения драматических произведений в современной школе.
Объект исследования – изучение драматических произведений в современной школе.
Предмет исследования – методы и приемы ознакомления учащихся с драматическими произведениями на уроках литературы.
Задачи работы:
— раскрыть суть понятия драма,
— выделить особенности драматического произведения,
— описать методы и приемы изучения драматических произведений,
— рассмотреть этапы изучения драматических произведений в школьном курсе литературы.
Материал и методы исследования:
— анализ научной и методической литературы по теме курсовой работы,
— изучение опыта современной школы в вопросе изучения драматических произведений школьниками,
— обобщение.
Практическая значимость работы заключается в предложенных уроках по ознакомлению школьников с таким драматическим произведением как комедия Н. В. Гоголя «Ревизор».
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы, которая была использована при подготовке и написании данной работы.
Заключение:
Двойственная природа драмы и особый тип организации художе-ственного драматического текста (разделение на действия, явления, акты; отсутствие повествователя; стремительность развития действия; особая роль паратекста и др.) не только диктуют свои законы изучения, но и требуют особого читателя, способного за драматическим действи¬ем увидеть авторский замысел и потенциал сценического воплоще¬ния. Говоря о таких читателях, стоит, на наш взгляд, ввести понятие «читатель-зритель», главным качественным отличием которого станет развитое воссоздающее воображение и умение внутреннего разыгры¬вания. Воспитывать такого читателя как раз и нужно в рамках уроков литературы. Помочь учащимся внутренне визуализировать текст могут специальные приёмы, основанные на включении сценической истории драматических произведений в процесс литературоведческого анализа.
На вступительных занятиях целесообразно для создания уста¬новки на чтение применять приёмы, способные породить у читателей-старшеклассников интерес к произведению и создать проблем¬ные ситуации на уроке (прослушивание аудиофрагмента начала пьесы в исполнении известных актёров и сопоставление с текстом пьесы; просмотр и сопоставление начала нескольких спектаклей («Вишневый сад» МХТ им. А. П. Чехова и «Современника»); при¬ём-провокация — просмотр начала спектакля, поставленного в ином от задуманного автором жанре, и определение его правомерности («Вишневый сад» «Коляда-театр»); фотоигра «кастинг актёров» — подбор актёров для современной постановки и распределение ролей между известными артистами, игравшими пьесу и т.д.).
На этапе анализа текста приёмы должны привлечь внимание к различным аспектам авторского замысла в отношении произве¬дения и возможностей его воплощения на сцене. Путём просмотра отрывков из спектаклей и сопоставления актёрских интерпретаций в разных историко-литературных контекстах можно прийти к пони¬манию образа-персонажа; постижение поэтики пьесы осуществить через анализ сценографических прочтетш разных спектаклей; опре¬делить конфликт и выявить авторскую позицию с помощью сопо¬ставления театральных интерпретаций {приём «вскрытия текста», приём «вживания в образ», приём визуализации и т.д.).
На заключительном этапе приёмы должны способствовать соз¬данию личностной интерпретации произведения, стать установкой на дальнейшую работу над изучаемым произведением или другими произведения автора. Сопоставление финала разных постановок можно использовать для рассуждения о границах интерпретации и её адекватности (отрывки из постановок «Современника», «Лейкома», МХТ им. Чехова, «Коляда-театра», постановка Дж. Стрелера). Зада¬нием, позволяющим оценить глубину понимания авторского текста и возможностей его интерпретации, может стать следующее: пред¬ложите свои вариант сценического организации финала спектакля.
Небанальность подбора методов и приемов ознакомления школьников с драматическими произведениями позволяет увидеть многогранность образов и обогатить пред¬ставление учащихся о возможных интерпретациях авторского текста, задействовать их творческий потенциал и способствовать созданию глубокой личностной интерпретации произведения.
Таким образом, в ходе работы были рассмотрены методы и приёмы изучения драматических произведений в современной школе. Следовательно, цель работы достигнута. Осуществление цели достигалось поэтапно. Прежде всего, была рассмотрена современная литературоведческая трактовка понятия драмы, затем были выделены и кратко описаны особенности драматического произведения.
На следующем этапе теоретического исследования рассматривались методы и приемы изучения драматических произведений в условиях современной школы на уроках литературы, а также выделены этапы изучения драматических произведений в школьном курсе литературы. Последнее демонстрировалось на конкретном примере, что позволяет видеть специфику поэтапности изучения драматических произведений в динамике методического решения изучаемой темы.
Вопрос о специфике ознакомления школьников с драматическими произведениями как в данной работе, так и в педагогике изучен не до конца, т.к. всегда есть место поиску новых методических решений, которые позволили бы теме знакомства обучающихся с драматическими произведениями перейти из разряда одной из самых сложных тем школьного курса литературы в одной из самых занимательных, интересных, востребованных тем.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения драматических произведений
1.1. Понятие драмы как рода литературы
Драма как стиль художественной литературы зародилась в драматургии античности. Однако, часть литературоведов считает, что драма как отдельный жанр возникла лишь в 18 столетии. Она понимается как жанр, выражающий объективный способ художественного воссоздания жизни. Первыми теоретиками драмы стали Д. Дидро, Л. Месье и Г. Лессинг, которые обосновали ее специфику и значение для развития литературы и театра. Также в конце 19¬20 вв. драму активно разрабатывали Тургенев, Чехов, Горький. Постепенно драма начинает доминировать в театре, вытесняя с подмостков трагедию и комедию, и набирает такую силу, что становится ведущим жанром в театральной практике.
Рассматривая драму с композиционной точки зрения, И.Н. Чистюхин писал, что на сегодняшний день драматическое произведение делится на следующие части: «экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог. Каждый элемент структуры имеет свое функциональное назначение» [Чистюхин, 2002. С. 91]. Однако, подобная схема закрепилась не сразу, споры по названию и количеству элементов продолжаются и по сей день.
Большая часть драматических произведений начинается с пролога или предисловия. Этот элемент непосредственно не связан с сюжетом пьесы. По мнению И.Н. Чистюхина, это место, где автор может выразить свое отношение, это демонстрация идей автора. По примеру древнегреческих пьес пролог может быть прямым обращением автора к зрителю («Обыкновенное чудо» Е. Шварца), хора («Ромео и Джульетта»), персонажа («Жизнь человека» Л. Андреева), человека от театра [Чистюхин, 2002. С. 93].
Следующим композиционным элементом исследователь выделяет экспозицию. Под экспозицией И.Н. Чистюхин понимает « часть драматургического произведения, в которой характеризуется обстановка,