Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Методы и приемы развития мелкой моторики у младших школьников с дизартрией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретический подход к изучению развития мелкой моторики у младших школьников с дизартрией 5
1.1. Понятие дизартрии, как тяжелого нарушения речи 5
1.2. Развитие мелкой моторики в онтогенезе и дизонтогенезе 6
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с дизартрией 12
Выводы 17
Глава 2. Методические основы развития мелкой моторики. 18
2.1. Принципы работы с младшими школьниками с дизартрией 18
2.2. Анализ методов и приемов обследования мелкой моторики у младших школьников с дизартрией 19
2.3. Анализ методик коррекции мелкой моторики у младших школьников с дизартрией 23
Выводы 29
Заключение 30
Список литературы 32

  

Введение:

 

Введение
Актуальность. На современном этапе развития коррекционного образования остро стоит вопрос всестороннего гармоничного развития детей с психофизическими недостатками с целью их дальнейшей успешной социализации. В связи с этим необходимо создание благоприятных условий для личностного становления таких детей, важным компонентом которого является коммуникативная деятельность.
Аналитический обзор литературных данных показывает, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи (В. И. Бельтюков, Н. Н. Кольцова, Л. А. Новиков и др.) Движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. Сопоставляя результаты экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функций руки и речи, опираясь на данные электрофизиологических исследований, М. М. Кольцова пришла к выводу, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей происходит под влиянием кинестетических импульсов от мышц рук. Автор подчеркивает, что влияние импульсации с мышц руки наиболее заметно в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [13, с. 130]. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Так, Н. А. Бернштейн предложил уровневую теорию организации двигательных функций. Согласно его теории, речь является высшим уровнем организации движений и неразрывно связана со всеми уровнями организации двигательных функций [5].
Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в коррекционном обучении, Л. С. Выготский писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и такой, что легко исправляется, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации дефекта речи [9, с. 121].
Многие отечественные исследователи обращают внимание на необходимость и педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей в комплексе логопедически-развивающих мероприятий (Л. С. Арутюнян (Андронова), А. А. Дмитриев, М. М. Кольцова, И. Ю. Левченко, B. И. Лубовский, А. М. Мастюкова, М. С. Певзнер и др.).
Во время тренировки тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и формируется более совершенной.
Таким образом, развитие двигательного аппарата, в частности мелкой моторики пальцев рук, является фактором, стимулирующим развитие речи.
Сегодня достаточно острой проблемой логопедической области является проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое, психологическое и социальное значение.
Объект работы – нарушения речи у детей.
Предмет работы — методика коррекционной работы при дизартрии.
Целью работы является анализ основных методов и приемов развития мелкой моторики у младших школьников с дизартрией.
Цель нашего исследования была воплощена в следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие дизартрии, как тяжелого нарушения речи.
2. Изучить развитие мелкой моторики в онтогенезе и дизонтогенезе
3. Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников с дизартрией
4. Рассмотреть принципы работы младших школьников с дизартрией
5. Провести анализ методов и приемов обследование мелкой моторики у младших школьников с дизартрией
6. Провести анализ методик коррекции мелкой моторики у младших школьников с дизартрией.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Вследствие недооценки проблемы педиатрами и родителями логопеды основном имеют дело только с детьми старше 3 лет, но в этом возрасте нарушения или недоразвитие речи уже гораздо хуже поддаются коррекции. Поэтому хотелось бы посоветовать педиатрам чаще направлять детей из группы риска к логопедам.
Если у новорожденного ребенка или младенца отмечаются нарушения сосания, глотания, слабость крика или необычный тембр голоса, особенно при анамнезе осложненного течения беременности, родовых травмах центральной и периферической нервной системы, нейроинфекциях, необходимо как можно раньше направлять таких детей на консультацию логопеда для исключения или подтверждения нарушений строения и функции артикуляционного аппарата.
Кроме того, часто недооцениваются психологическая и педагогическая составляющие коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Учитывая разнообразие причин, которые могут вызвать задержку нервно-психического и речевого развития ребенка, проблему нарушений речи следует считать междисциплинарной. В ее решении должны принимать участие врачи, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты. Ранняя диагностика психологических проблем, неврологических, психических и речевых нарушений, соответствующая лечебная и коррекционная работа позволяют предотвратить развитие тяжелых осложнений, существенно расширить коммуникативные и адаптационные возможности ребенка. Но к сожалению, по вышеуказанным причинам логопеды, медицинские психологи и специальные педагоги в нашей стране почти не имеют опыта работы с детьми младшего возраста. Междисциплинарный подход к реабилитации и социализации детей с различными нарушениями в или иной степени реализованы в специализированных реабилитационных учреждениях.
Учитывая индивидуальность клинической картины у детей с поражением нервной системы, логопедическую коррекцию проводят поэтапно, с акцентом на доминирующих причинах нарушений речи. Сначала последовательно устраняются факторы, которые делают невозможным нормальную фонации и артикуляцию: повышенный мышечный тонус, нарушение дыхания, слюнотечение и другие. Лишь после преодоления этих препятствий можно заниматься собственно развитием речи. Ориентируясь на результаты динамического наблюдения за ребенком в течение первого года жизни, прогнозируют дальнейшее развитие речи и наиболее вероятные ее нарушения, составляют поэтапный индивидуальный план коррекционной работы сначала в 3-летнем возрасте, а затем, в зависимости от достигнутых результатов и потенциала ребенка, — в последующие годы. Конечно, чем раньше начата работа, тем лучших результатов можно достичь на каждом этапе.
Если методики коррекции и интенсивность занятий подобраны правильно, положительный результат родители отмечают уже в конце курса реабилитации. Родители обязательно присутствуют на занятиях с логопедом, и учатся методикам, по которым они продолжают работать с детьми дома для закрепления достигнутых успехов.
Применяют различные методики, адаптируя их к конкретным реабилитационным целям пациентов. При общем недоразвитии и задержке речи — это классические методики российских авторов Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архиповой.
При дизартрии в комплекс лечения включают дыхательные артикуляционные упражнения и дифференциальный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц, развития подвижности органов артикуляции, в частности использует мо методику массажа Е.А. Дьяковой. Также применятся элементы комплексной методики коррекции сенсорно-моторных коммуникативных нарушений Кастилье-Моралес, что широко используется в немецких реабилитационных учреждениях.

 

Заключение:

 

Введение
Актуальность. На современном этапе развития коррекционного образования остро стоит вопрос всестороннего гармоничного развития детей с психофизическими недостатками с целью их дальнейшей успешной социализации. В связи с этим необходимо создание благоприятных условий для личностного становления таких детей, важным компонентом которого является коммуникативная деятельность.
Аналитический обзор литературных данных показывает, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи (В. И. Бельтюков, Н. Н. Кольцова, Л. А. Новиков и др.) Движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. Сопоставляя результаты экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функций руки и речи, опираясь на данные электрофизиологических исследований, М. М. Кольцова пришла к выводу, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей происходит под влиянием кинестетических импульсов от мышц рук. Автор подчеркивает, что влияние импульсации с мышц руки наиболее заметно в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [13, с. 130]. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Так, Н. А. Бернштейн предложил уровневую теорию организации двигательных функций. Согласно его теории, речь является высшим уровнем организации движений и неразрывно связана со всеми уровнями организации двигательных функций [5].
Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в коррекционном обучении, Л. С. Выготский писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и такой, что легко исправляется, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации дефекта речи [9, с. 121].
Многие отечественные исследователи обращают внимание на необходимость и педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей в комплексе логопедически-развивающих мероприятий (Л. С. Арутюнян (Андронова), А. А. Дмитриев, М. М. Кольцова, И. Ю. Левченко, B. И. Лубовский, А. М. Мастюкова, М. С. Певзнер и др.).
Во время тренировки тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и формируется более совершенной.
Таким образом, развитие двигательного аппарата, в частности мелкой моторики пальцев рук, является фактором, стимулирующим развитие речи.
Сегодня достаточно острой проблемой логопедической области является проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое, психологическое и социальное значение.
Объект работы – нарушения речи у детей.
Предмет работы — методика коррекционной работы при дизартрии.
Целью работы является анализ основных методов и приемов развития мелкой моторики у младших школьников с дизартрией.
Цель нашего исследования была воплощена в следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие дизартрии, как тяжелого нарушения речи.
2. Изучить развитие мелкой моторики в онтогенезе и дизонтогенезе
3. Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников с дизартрией
4. Рассмотреть принципы работы младших школьников с дизартрией
5. Провести анализ методов и приемов обследование мелкой моторики у младших школьников с дизартрией
6. Провести анализ методик коррекции мелкой моторики у младших школьников с дизартрией.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретический подход к изучению развития мелкой моторики у младших школьников с дизартрией

1.1. Понятие дизартрии, как тяжелого нарушения речи

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.
Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.
Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру.
Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного происхождения, связанных с поражением коры головного мозга.
При этом виде дизартрии нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата, возникают трудности переключения с одного вида движений на другой, наблюдается недостаточность лицевого гнозиса, выборочное озвончение смычных согласных и расщепление аффриката [22].
Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. При этом страдает темп, ритм, интонация, нарушается мышечный тонус по типу дистонии и возникают различные гиперкинезы.
Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов [27].
Бульбарная дизартрия проявляется при заболеваниях (воспалении или опухоли) продолговатого мозга и представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов V, VII, IX, X, XII пар черепно-мозговых нервов (тройникового, лицевого, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного).
Характерны паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба, в результате чего наблюдается амимичность лица, слабость голоса и отсутствие звонких звуков [20].
При мозжечковой дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС, а также лобно-мозжечкового пути. Этот вид дизартрии характеризуется неустойчивой артикуляцией, назализацией большинства звуков, скандируемой речью, с возможными криками отдельных звуков.
Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР — минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике – является одним из самых часто встречаемых и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы