Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Методы и приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением слуха

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы.. 4

1.1 Определение фонематического восприятия. 4

1.2 Нарушение слуха, виды.. 7

1.3 Особенности фонематического восприятия. 10

Глава 2. Методические основы.. 15

2.1 Система работы по развитию фонематического восприятия. 15

2.2 Анализ, методы обследования. 19

2.3 Анализ методов и приемов коррекции. 23

Глава 3. Опытно-экспериментальное
исследование. 27

3.1 Констатирующий этап (обследование детей) 27

3.2. Планирование работы.. 27

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 30

 

 

  

Введение:

 

нарушением
слуха, в том числе развитие речи, является необходимым условием их успешного
обучения и дальнейшего включения в социальную жизнь общества.

В
период дошкольного возраста особенно актуально развитие фонематического
восприятия особенно актуально, так как оно лежит в основе формирования речи,
обучения грамоте. Внимание специалистов и родителей к поиску подходов в
развитии данного процессе, научно-обоснованная организация
коррекционно-формирующей работы позволяет преодолевать трудности речевого
развития ребенка. Однако, несмотря на разнообразие подходов к решению проблемы
формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с
нарушением слуха, она остается не полностью решенной с учетом современных
подходов организации помощи данной категории детей.

Цель
данной работы – изучить особенности формирования и развития фонематического
восприятия у дошкольников с нарушением слуха.

Для
достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Изучить
специальную литературу по вопросу формирования фонематического восприятия у
детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

2.
Определить содержание понятия «фонематическое восприятие», особенности и
условия его формирования у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

3.
Проанализировать методы изучения и содержание коррекционной работы,
направленной на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного
возраста с нарушением слуха.

4.
Провести исследование и разработать план коррекционной работы с группой
дошкольников с нарушением слуха.

В
ходе работе были изучены и проанализированы следующие источники:


работы в области изучения причин, факторов нарушения слуха у детей Л.В.
Неймана, Т.Г. Богдановой, Н.Н. Китаевой и др.;

— теоретические
и практические исследования по вопросам формирования фонематического восприятия
Д.Б. Эльконина, О.С. Лебедевой, Н.И. Дьякова, Е.Н. Белоус и др.

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе изучения проблемы формирования фонематического
восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха были изучены и
проанализированы материалы по вопросам сущности понятия «фонематическое
восприятие», его структуры и содержания, основных методов изучения уровня
сформированности фонематического восприятия и методов организации коррекционной
работы, а также особенности формирования и развития фонематического восприятия
у детей с нарушением слуха. В результате были сделаны следующие выводы.

Фонематическое восприятие представляет собой процесс восприятия и
синтеза звуковой стороны речи и является необходимым условием для формирования
речи и для овладения грамотой.

Сложности в процессе формирования фонематического восприятия у
детей с нарушением слуха заключаются в несформированности или нарушении
процесса восприятия звуков, вызванных различными нарушениями слуховых органов.

Для организации коррекционной работы могут быть
использованы специальные упражнения, направленные на формирование умения
выделять фонемы в различных позициях, выделять заданные слоги, различать слова,
сходные по звучанию. Также в процессе коррекционной работы необходимо обращать
внимание на общее развитие ребенка, нужно включать упражнения на развитие
слуховой памяти, внимания
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы

1.1 Определение фонематического восприятия

Одним из важных компонентов речи является фонематическое
восприятие, так как оно лежит в основе звукового анализа и синтеза слов.
Современному специалисту важно знать, какие предпосылки необходимы для
правильного формирования фонематического восприятия. Однако в современной
научной литературе нет однозначного понимания термина «фонематическое
восприятие», существуют различные мнения о его месте в структуре речевого
развития ребенка, часто понятие фонематического восприятия отождествляется с
понятием «фонематический слух».

Одним из первых на процесс фонематического восприятия и его влияние
на успешность обучения грамоте ребенка обратил внимание Д.Б. Эльконин, который
определил этот процесс как специальные действия по анализу звуковой структуры
слов.

М.Ф. Фомичева,  Т. В.
Волосовец, Е. Н. Кутепова определяют механизм фонематического восприятия
следующим образом: «Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе
взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений.
Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение
отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы
аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает
признаки одних фонем и отличает их от других».
[1]

Таким
образом, процесс фонематического восприятия основывается на
аналитико-синтетической деятельности.

О.С. Лебедева определяет формирование фонематического
восприятия как базовое для дальнейшего фонематического развития детей:

— первоначально формируется фонематическое восприятие, под
которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи;

— позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.[2]

Т.О. Бочкарева отмечает, что понятия «фонематический слух» и
«фонематическое восприятие» не являются синонимичными.

Фонематический слух является составной частью физического
слуха, предназначенной для узнавания и различения звуков, являющейся
предпосылкой в формировании фонематического восприятия. А фонематическое
восприятие, по мнению исследователя, представляет собой способность различать
фонемы и определять звуковой состав слова. В отличие от фонематического слуха
фонематическое восприятие не формируется в процессе развития ребенка, а требует
обучения.

К предпосылкам формирования фонематического восприятия
относятся[3]:

— реакция ребенка на звуковые раздражители (первые недели
жизни);

— дифференциация неречевых звуков (3-4- месяца);

— различение силы, тембра и высоты голоса (3-4 месяца);

— распознавание интонации (3-6 месяцев);

— узнавание слова по звуковому облику, ритму (к концу первого
года);

— дифференциация звуков родного языка (к третьему году).

Если предпосылки формирования фонематического восприятия не
сформировались, то далее у ребенка нарушается полноценное овладение навыками
фонематического восприятия. По этой причине у детей страдают умения и навыки
осуществления фонематического анализа и синтеза и не формируются фонематические
представления. В результате нарушение взаимодействия между речедвигательным и
слуховым аппаратом приводит к недостаточному овладению звуковым составом слова.
Все это может послужить основой для нарушения усвоения письменной речи.[4]

Е.Н. Белоус на основе анализа трудов Д.Б. Эльконина, А.М.
Горчакова, Л.С. Волковой определяет следующие элементы в структуре
фонематического восприятия:

• фонематическая дифференциация (выделение звуков);

• выяснение порядка следования фонем в слове;

• установление различительной функции фонемы;

• выделение основных фонематических противопоставлений;

• фонетическая дифференциация (выделение звука из ряда заданных
слогов, из ряда заданных звуков), соотнесение звуков с названием или
категорией;

• членение слова на соответствующие составляющие (слоги,
звуки, буквы);

• анализ выделенных звуков (звуковой анализ слова);

• расположение выделенных звуков в определенном порядке[5].

Предпосылки к формированию фонематического восприятия
наблюдаются уже с первых месяцев жизни ребенка, когда он учится различать в
речи близких интонацию, силу звуки и т.д. Процесс формирования фонематического
восприятия у детей, у которых не наблюдается нарушений в развитии функций речи
или слуха, заканчивается к 4-5 годам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие
фонематического восприятия является у детей дошкольного возраста необходимым
условием для успешного овладения ими навыками чтения и письма.



[1] Основы логопедии с
практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб,
заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В.
Волосовец
— М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.

[2] Лебедева О.С. Значение фонематического восприятия для
развития речевой функции у детей дошкольного возраста // Обучение и воспитание:
методики и практика. 2012. №1.

[3] Гвоздев А. Н. Усвоение
детьми звуковой стороны русского языка. — М.: Акцидент, 1995. — 64 с

[4] Бочкарева Т.О., Энс О.А. Формирование предпосылок
фонематического восприятия у детей 4–5 лет со стертой дизартрией // Концепт.
2019. №V6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-predposylok-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-detei-4-5-let-so-stertoi-dizartriei
(дата обращения: 03.11.2020).

[5] Белоус Е.Н. К проблеме структуры фонематического
слуха // Образование и наука. 2009. №10.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы